Открывать тайны прошлого, надежно спрятанные временем и почвой, что может быть увлекательнее? Ее страсть к любимому делу – под стать таланту раскрывать для современников новые страницы истории. Археолог, старший научный сотрудник отдела истории и археологии Западно-Казахстанского областного краеведческого музея, исследователь времени и просто человек влюбленный в свое дело, Яна Лукпанова, за ее плечами 20-летний опыт работы в археологии.

Она участвовала в раскопках некрополя Берель в Восточном Казахстане, городища Сарайшык близ города Атырау, раскопках в Каратобе, Таксае, Тонкерисе, Лебедевке в Западно-Казахстанской области. Как говорит сама Яна жизнь археолога – это не только раскопки древних памятников и научная работа за письменным столом, а еще и поездки в экспедиции, встречи с новыми людьми и различные приключения. Летняя жара и комары, осенние дожди, ненормированный рабочий день, жизнь в палатках, тяжелая работа землекопа и однообразное питание – традиционные составляющие каждой экспедиции. Тем не менее, главная интрига такой работы состоит в таинстве открытия.
Первые раскопки
Страсть Яны к археологии началась еще в юности, девушка призналась, что ее всегда манило все неизведанное и таинственное.
– Вы когда-нибудь поднимались на вершину большого древнего кургана в степи? Когда огромное небо над головой, вокруг бескрайняя степь и свежий теплый ветер слегка колышит волосы. Кто вырос в Жанибекском районе – поймет это чувство. С самого раннего детства мы с подругой курганы называли своими «тайнами», играли рядом, закапывали свои игрушки в кольцевых ровиках вокруг курганов. Проверяли эти места круглый год, зимой на лыжах, летом шли пешком, они находились довольно далеко от села, нужно были идти 4-5 км. Ну, а потом дело счастливого случая, за хорошую успеваемость в школе, нам предоставлялась возможность ежегодно выезжать на экскурсию по городам СССР. В 8 классе мне посчастливилось поехать в город Севастополь, я к тому времени уже была заядлым туристом, поэтому по приезду, первым делом, купила карту города, чтобы, по возможности, максимально посетить культурно-исторические достопримечательности города, – говорит Яна Лукпанова. – Выбор пал на древний город Херсонес. Городище представляет собой экспозицию открытых раскопками зданий и сооружений, относящихся к различным периодам жизни города. Мне было безумно интересно ходить по древним улочкам, время меня уносило в прошлое, я представляла тот быт и повседневную жизнь. Там же я встретила студентов, которые принимали участие в археологических исследованиях. Ребята предложили взять кисточку и помочь им, я была на седьмом небе от счастья, от ощущения того, что являюсь частью команды исследователей, которые открывают что-то новое. Там я впервые узнала, что такое культурный слой, раскоп, уровень, горизонт, артефакт, античность и т.д. Севастополь оставил в моем сознании незабываемые воспоминания, а Херсонес для меня стал неким маяком, который показал мне пут. Тогда я решила для себя, что хочу связать жизнь с археологией, – поделилась Я. Лукпанова.

Главная задача археолога
Работа археолога состоит из двух частей: поиск археологических памятников и раскопки. Не бывает, что археологи выехали в чистое поле и начали копать, — этому предшествует большая подготовка. Ведется архивная работа: изучение трудов предшественников, сбор сведений о случайных находках, работа с картографическими материалами. И только потом выезжают на поле, для обследования перспективных участков.
– Есть определенные признаки, которые выдают отсутствие или присутствие археологического объекта. В этом сезоне планируем обширную разведку по южным районам нашей области, раскопки на памятниках в районе Бәйтерек , Жанибекском, Теректинском районах. Важно отметить, что мы продолжаем работу по исследованию аварийных памятников. Так, например, на могильнике Оркен, насыпи курганов уже снесены для хозяйственных нужд жителей близлежащего села. Наша задача, провести спасательные раскопки и предотвратить исчезновение материалов из курганов. Новым местом для археологов будет Жанибек, мы проводили раскопки в северной части района в 2009-2010 гг. Теперь нам предстоит исследование южной части района, – рассказала Яна Амангельдиевна. – В 2012 году на территории комплекса Таксай нами было обнаружено захоронение женщины из привелигированного сословия, одетую в роскошное одеяние, от которого сохранились многочисленные золотые бляшки выполненные в зверином стиле. В погребении был найден разнообразный инвентарь: нож, котел, жаровня, бронзовое зеркало, гребень со сценой противостояния кочевников с персами. Захоронение уникальное, по набору вещей в могиле, мы отнесли это погрбение к жреческому. Кстати, выявлено оно было в аварийном кургане, насыпь которого распахивалась в течении 60 лет. Наш регион богат историческими памятниками. Их изучение может внести ясность во многие исторические исследования, ответить на многие актуальные вопросы истории, сделать какие-то открытия, как это было с курганом 6 комплекса Таксай-1, – поделилась Я. Лукпанова.

Погружение в историю веков
Как говорит историк-археолог, курганы на комплексе Таксай относятся к раннему железному веку. Об этом говорят керамический материал и обряд захоронения. К примеру, в насыпях курганов встречается значительное количество лошадиных костей, в западной периферии кургана обязательно лежит узда. Это безусловно, обряд захоронения, при совершении которого проводились определенные ритуалы, связанные с системой верований ранних кочевников. Кочевники коней очень ценили и уподобляли дневному светилу. Поэтому в жертву приносили быстроногое животное. Вообще, сами сарматы очень воинственный, мужественный народ, у них преобладала военная демократия. Военное дело было превалирующим, первостепенным, об этом свидетельствуют существующие источники и богатейший материал, уже открытый археологами.
– Самыми важными и интересными раскопками, я считаю, стали исследования на памятниках Облавка, Кырык-оба, Лебедевка, открытие городища Жайык, Жалпактал. А в курганном комплексе Майтубек в Жанибекском районе было исследовано погребение ребенка, со значительным набором весьма интересных и редких наборов вещей, женское захоронение из комплекса Урысай-2 Чингирлауского района, и конечно, Таксай-1, погребение таксайской жрицы. Эти погребения уникальны, они информативны, необычны и выделяются на фоне всех погребений исследованных мною. В основном курганы находятся на сельскохозяйственном поле. Под колесами тяжелой техники навечно могут исчезнуть бесценные памятники старины. К примеру, курганы, это целое архитектурное сооружение. Им, как минимум, 2500 лет и принадлежат они ранним кочевникам – сарматам. У древних кочевников, естественно, не было техники, привозилась глина волокушами, насыпалась тонкими слоями. Эту конструкцию мы записываем, зарисовываем, затем восстанавливаем на компьютере в формате 3D. В нашей области, действительно, многочисленная цепь курганных возвышений, – говорит археолог.
Загадки древних сарматов
Когда-то на территории нашей области жили древние кочевники – сарматы. Теперь о них напоминает разве что многочисленная череда молчаливых степных курганов. Любопытно, как специалисты узнают, в каком именно месте нужно копать, чтобы найти эти ямы? От Яны нам стало известно, что успех раскопок зависит от своевременного выявления пятен, прослоек, сооружений на месте работ. Все эти археологические сюжеты открываются только с лопатой землекопа, за которым ведет контроль научный сотрудник.
Сарматы были бесстрашными воинами и наводили подлинный ужас на соседей, – рассказывает Яна Амангельдиевна. – В этих захоронениях обнаружены скелеты женщин и мужчин, некоторые предметы быта, украшения в виде бус, скелеты лошадей, а также бронзовые трехполосные наконечники стрел. Благодаря отверстию в них, стрела летела с леденящим, наводящим ужас, свистом. У нас бытует такое расхожее мнение, что, если кочевники, то – непременно варвары. Близко изучая жизнь, культуру, быт этого народа, я прониклась к ним глубоким уважением. Мы находим многочисленные предметы изготовленные мастерами в различной технике. Это резьба по камню, дереву, косторезное дело, литье. Они поражают оригинальностью, тонкостью исполнения. У сарматов была своя глубокая философия, свой взгляд на мир, свое верование, была своя развитая культура, – рассказывает Яна.
Профессия, в которую невозможно прийти без призвания
– Зачастую думают, что работа археолога окутана ореолом романтики. Палаточная жизнь. Интересные находки. Не многие догадываются, что это тяжелый физический труд по несколько часов в день под палящим солнцем. На сегодняшний день наша проблема заключаются в устаревшей технике, можно сказать, что мы ведем исследования на уровне начала ХХ века. Не предоставляется возможности воспользоваться георадаром, отсутствует квадракоптеры, нет элементарной лаборатории, оборудованного здания, компьютеров, элементарная фотофиксация и обработка рисунков проводится на устаревшем оборудовании. Одним словом, могу смело сказать, все проблемы заключается в очень слабом финансировании. Мы не можем обучить молодых ребят, чтобы они приобрели узкую специальность, вспомогательную для археологии. Из-за низкой заработной платы молодых энтузиастов становится все меньше. А нам необходима преемственность. Мы были фанатами своего дела, несмотря на все трудности, остались верны ему. Многие думают, что археологи все время проводят на раскопках. Да, несомненно, раскопки занимают немалое время в жизни археолога. Профессия, безусловно, увлекательная, она требует от человека и определенного уровня знаний, эрудиции. Одним словом, это профессия, в которую невозможно прийти без призвания, – говорит Я. Лукпанова.
Перизат Баймагамбетова
zhaikpress.kz