В ЗКО с рабочим визитом побывали депутаты Мажилиса Парламента РК Аветик Амирханян и Снежанна Имашева. В ходе поездки депутаты организовали несколько встреч с земляками по обсуждению актуальных вопросов. Одна из таких встреч прошла в ТОО «Жайық Пресс», где депутаты рассказали журналистам областных газет о деятельности депутатской группы АНК в Мажилисе, а также поздравили коллектив медиахолдинга с 30-летием Независимости.
Говоря о достижениях страны за 30 лет, депутаты Мажилиса особо отметили, что в формировании уникальной модели всеказахстанского единства важнейшая роль отводится Ассамблее народа Казахстана (АНК). Сегодня Ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия, толерантности. Кроме того, АНК оказывает содействие государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. Ассамблея обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций народа Казахстана, способствует формированию у молодого поколения чувства патриотизма, ощущения единства народа Казахстана. Главной задачей АНК является реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.
Снежанна Имашева ознакомила присутствующих с Концепцией развития Ассамблеи народа Казахстана до 2025 года, а также привела некоторые статистические данные из анализа текущей ситуации в сфере межэтнических отношений в стране.
Окунаясь
в страницы истории
В настоящее время казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства признана одной из успешных в мире.
Указом Первого Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года Ассамблея была создана как консультативно-совещательный орган при Президенте РК. На нее возложена межведомственная координация деятельности по развитию и укреплению межэтнических отношений в стране.
Конституционная реформа 2007 года определила Ассамблею в качестве учреждения, имеющего конституционный статус, и обеспечила ее гарантированное парламентское представительство.
В 2007 году в соответствии с Указом Президента Ассамблея народов Казахстана переименована в Ассамблею народа Казахстана.
В 2008 году был принят Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана», который определил нормативные правовые основы ее деятельности в сфере межэтнических отношений.
За время существования АНК были реализованы: «Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 годы», Стратегия Ассамблеи на среднесрочный период (до 2011 года) и Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года).
Организовано взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества в сфере укрепления межэтнического согласия. Интегрированы усилия этнокультурных объединений в достижении целей и задач Ассамблеи.
Эффективно функционирует система мониторинга межэтнической ситуации, и активно используются упреждающие механизмы в данной сфере.
В 2011 году Указом Президента Республики Казахстан утверждено положение об Ассамблее, в котором закреплены статус и полномочия Ассамблеи, и ее общественных структур.
В 2018 году принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», направленный на дальнейшее совершенствование ее деятельности. Укреплена инфраструктура Ассамблеи, обеспечена ее интеграция в систему институтов гражданского общества и органов государственной власти.
При Ассамблее функционируют общественные фонды, развивается многофункциональный веб-портал, в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан создан депозитарий Ассамблеи.
По поручению Главы государства в 2009 году создан научно-экспертный совет Ассамблеи. Во всех регионах страны на базе высших учебных заведений действуют научно-экспертные группы АНК.
Создан республиканский Клуб журналистов Ассамблеи и на региональном уровне образованы аналогичные структуры. Во всех регионах страны сформированы соответствующие советы Ассамблеи: общественного согласия, матерей, медиации.
Указом Главы государства в 2014 году было создано республиканское государственное учреждение «Қоғамдық келісім» при Президенте РК как исполнительный орган Ассамблеи. На региональном уровне созданы коммунальные государственные учреждения «Қоғамдық келісім» при аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы).
В 2020 году РГУ «Қоғамдық келісім» передано в ведение Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, на региональном уровне КГУ «Қоғамдық келісім» – в ведение управлений внутренней политики и общественного развития местных исполнительных органов.
Также в 2020 году созданы Комитет по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития, который осуществляет руководство в сфере государственной межэтнической политики, и ТОО «Институт прикладных этнополитических исследований», который проводит исследования в сфере межэтнических отношений и обеспечивает научный подход и применение новых методов совершенствования государственной политики в данной области.
Общественное согласие – главный
конституционный принцип
За прошедшие годы были сформированы уникальные элементы казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства.
Во-первых, благодаря целенаправленной политике Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаева, в результате которой созданы и совершенствуются механизмы реализации гражданского равноправия независимо от этнической и религиозной принадлежности.
Во-вторых, представительство и реализация интересов казахстанских этносов осуществляются на высшем государственном уровне, так как Председателем Ассамблеи является Президент страны – гарант Конституции Республики Казахстан.
Решения Сессии Ассамблеи – ее высшего органа подлежат обязательному рассмотрению всеми государственными органами и должностными лицами.
В-третьих, гарантированное представительство интересов этносов в Парламенте страны обеспечивается избранием Сессией Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Депутатская группа от Ассамблеи в Парламенте страны принимает активное участие в рассмотрении законопроектов на предмет соответствия национального законодательства стандартам в области соблюдения прав граждан вне зависимости от их этнической принадлежности.
Депутаты от Ассамблеи готовят и направляют в Правительство и государственные органы запросы касательно прав этнических групп, взаимодействуют с государственными органами и неправительственным сектором по совершенствованию сферы межэтнических отношений, принимают участие в мероприятиях Ассамблеи, участвуют в работе Сессии и Совета Ассамблеи, ведут информационно-разъяснительную работу среди населения.
В-четвертых, в Республике Казахстан сформирована ценностная основа, базирующаяся на общегражданских принципах, общих духовно-культурных ценностях и общенациональном историческом сознании.
В-пятых, государством созданы условия и оказывается поддержка в работе по развитию традиций, языков и культуры этносов Казахстана. Законодательство РК в сфере языковой политики предусматривает право граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ассамблея способствует развитию и популяризации государственного языка среди всех этносов страны. В Домах дружбы функционируют 174 воскресные школы при этнокультурных объединениях, в которых действуют 124 группы по обучению этносов Казахстана на государственном языке.
В-шестых, казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства развивается на основе гражданской инициативы и конструктивного диалога институтов гражданского общества и органов государственной власти.
В-седьмых, принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что манипуляция межэтническими вопросами в политических целях недопустима. В Казахстане внедрены общепризнанные нормы в сфере межэтнических отношений.
Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства презентована на 56 языках стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее – ОБСЕ) и применяется на практике в посольствах Республики Казахстан за рубежом.
Казахстаном подписаны меморандумы о сотрудничестве с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Центром глобального диалога и сотрудничества, государственными и негосударственными структурами ряда стран, о взаимопонимании между Ассамблеей и Секретариатом Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
В целом, в стране функционирует эффективная политико-правовая и институционально-управленческая система обеспечения и укрепления общественного согласия и общенационального единства.
О чем рассказал
мониторинг
По данным социологического мониторинга общественного мнения, проведенного Институтом прикладных этнополитических исследований в 2020-2021 годы, в Республике Казахстан сохраняется «базовое ядро» стабильности в межэтнических отношениях на уровне 94%. Идею полиэтничности разделяют 88,3% наших граждан. Большинство населения положительно относится к представителям других этносов – 93,7%, скорее негативно – 4,3%, негативно – 1,1%. Граждане в целом поддерживают государственную политику по сохранению межэтнического согласия, и уровень такой поддержки составляет 85,9%.
Эти показатели свидетельствуют об общей эффективности функционирования казахстанской модели мира и согласия. Вместе с тем следует выделить внешние и внутренние факторы, которые оказывают влияние на развитие межэтнических отношений в стране.
Внешние угрозы
Среди внешних факторов важно отметить новые вызовы XXI века – турбулентность мировой экономики, нарастание геополитического противостояния, рост влияния этнорелигиозного фактора на возникновение современных международных конфликтов, усиление миграционных потоков и рост числа беженцев.
Геополитическое окружение Казахстана зачастую усложняется, и ситуация становится напряженной. В частности, санкционные противостояния между крупнейшими государствами мира, обострение ситуации в близлежащих странах и рост числа беженцев из Афганистана негативно влияют на формирование международной обстановки в Центрально-Азиатском регионе.
Отдельные конфликтные ситуации в странах исторического происхождения этносов, проживающих в Казахстане, в том числе связаны с событиями на азербайджано-армянской и киргизско-таджикской границах. Также фактор ухудшения российско-украинских отношений и провокационные заявления отдельных зарубежных политиков могут оказать негативное влияние на межэтнические отношения в Казахстане.
Вышеуказанные обстоятельства могут быть использованы некоторыми внешними силами для обострения межэтнических отношений в Казахстане при возникновении ситуации геополитического противостояния.
Все это требует дальнейшего укрепления единства, сплоченности и патриотизма народа Казахстана, совершенствования государственной политики в межэтнической сфере, активизации деятельности Ассамблеи.
Внутренние факторы
Среди внутренних факторов можно выделить изменение этнодемографического положения страны. На 1 августа 2021 года население Казахстана насчитывало 19 млн 5 тыс. человек, из которых наибольший процент составляли казахи (69,01%), затем русские (18,42%), далее узбеки (3,29%), уйгуры (1,48%), украинцы (1,36%), татары (1,06%), немцы (0,92%), турки (0,61%), корейцы (0,57%), азербайджанцы (0,61%), дунгане (0,40%), белорусы (0,28%), таджики (0,27%), курды (0,25%), чеченцы (0,18%), поляки (0,15%), башкиры (0,09%), представители других этносов составили 1,04%.
В целом, по имеющимся данным статистики по народонаселению на 2018-2020 годы, отмечается устойчивая тенденция увеличения населения страны. Так, за последние три года численность населения страны увеличилась на 2,6%.
При этом наблюдаются снижение доли европейских этносов в составе населения и рост восточных этносов. Снижение доли европейских этносов в составе населения происходит за счет убывания численности русских, немцев, белорусов и других этносов вследствие их эмиграции за пределы страны.
Примером может служить тот факт, что доля русских на начало 2021 года по сравнению с 2018 годом снизилась на 75 тысяч человек. Большие темпы снижения численности также характерны для украинцев (их число за три года сократилось на 13 тысяч человек), немцев (на 3 тысячи человек), белорусов (на 2 тысячи человек) и т.д.
Увеличение населения происходит за счет роста числа казахов, а также остальных восточных этносов: узбеков, уйгур и других. Например, за последние три года количество казахов в стране увеличилось на 524 тысячи человек. Одними из самых быстрорастущих этнических групп также являются узбеки: их численность за три года выросла на 28 тысяч человек. Стабильно растет численность уйгур (на 9 тысяч чел.), азербайджанцев (на 4 тысяч чел.), дунган (на 4 тысячи чел.), таджиков (на 2,7 тысяч чел.), турков (на 2,7 тысяч чел.), курдов (на 1,6 тысяч чел.).
Подготовила Наталья Горохова