9.03.2021, 12:53
Просмотры: 13

Спасти при любых обстоятельствах

В буран и метель, пробиваясь сквозь снежную пелену, по бездорожью они едут туда, где в их помощи нуждаются люди, потерявшиеся в степи, и даже ползут по нескольку километров по сугробам, если добраться до пострадавших нет другой возможности. За их плечами – стаж работы спасателями более чем в десяток лет, но годы не притупили в них сострадание к людям и острое желание оказывать помощь тем, кто оказался в беде.

20210309_125059

Мои герои – руководитель спасательного подразделения №4 ДЧС ЗКО Нурмухан Жумагалиев и главный спасатель спасательного подразделения №2 ДЧС ЗКО Батырбек Тлегенов и в эти лютые морозы и непогоду – 23-25 февраля – когда стихия разыгралась не на шутку, были на передовой – 2,5 суток вызволяли людей из снежного плена. Без ложного пафоса говоря, из лап стихии они спасли 5 человек, благодаря им было восстановлено электроснабжение в селе Бирлик. Они же приняли участие в организации автономного отопления для жильцов нескольких многоэтажек в селе Таскала, где из-за обрывов электролиний люди остались в квартирах без тепла. И помогали выбираться из снежных заносов водителям большегрузов на Таскалинской трассе.

В общей сложности Батырбек Тлегенов провел за рулем своего вездехода «Трэкол» 15 часов. В первую ночь во время бурана им с Нурмуханом удалось поспать всего 3 часа.

– 23 февраля ближе к обеду на пульт «112» поступил сигнал о том, что в 25 километрах от села Таскала во время бурана застряли в степи 3 геолога. Уже в 2 часа дня мы выехали на высокопроходимой машине «Трэкол» в Таскалу, чтобы спасти людей, – рассказывает Нурмухан Жумагалиев. – Постоянно на связи с нами был руководитель геологоразведки из Атырау. Он говорил, что его коллеги там, в степи, уже не верят, что их спасут. Мороз лютый. Топлива у них мало. В один из созвонов геологи откровенно сказали шефу: «Телефоны садятся. Скорее всего, больше не дозвонитесь. Очень хотим верить, что нас спасут». От этих слов мне было жутко. Хотелось кричать Батырбеку: «Езжай быстрее. Мы должны успеть, люди не должны погибнуть». Но я видел, что быстрее – невозможно.

20210309_125046

Сам Тлегенов вспоминает, что видимость на трассе была – «ноль». Ехали в белую стену из снега. Дважды «Трэкол» едва не слетел в кювет. Только в 6 часов вечера спасатели смогли добраться до Таскалы. Там их ждал сопровождающий, чтобы вместе пробиваться дальше, к геологам, за село Черная впадина.

25 километров они буквально «ползли» на своем «Трэколе» – по 20-25 километров в час, и спустя 2 часа нашли заснеженную машину.

В будке автомобиля «Урал» геологи провели почти 9 часов – в мороз и буран они не замерзли благодаря запасам топлива и паяльной лампе.

Нурмухан Жумагалиев имеет медицинское образование, и во время экстренных выездов всегда оказывает пострадавшим необходимую помощь. При осмотре таскалинских геологов он выявил, что у всех троих от холода онемели ноги. Но серьезных обморожений у мужчин не было.

Обратная дорога до Таскалы заняла не менее 3 часов, и геологи оказались в теплом пункте обогрева.

В самом райцентре сильный ветер оборвал частично линии электропередач – и без отопления остались несколько двухэтажных домов, где были установлены электрические котлы. 41 таскалинская семья осталась в непогоду без тепла в квартирах. Спасатели привезли из Уральска несколько тепловых пушек и генератор, при помощи которых местные жители начали отогревать замерзшие котлы.

IMG-20210309-WA0005

Они сами в это время выехали на трассу – им поступила задача обследовать дорогу до границы с Россией с целью выявления автомобилей, сбившихся с пути. Они вспоминают, что проехать туда не смогли: дорога была загружена фурами – автомобили стояли длинной колонной и не двигались. Нурмухан и Батырбек объехали всю колонну из 13 фур – по просьбе водителей из Таскалы они привезли продукты и дизтопливо. От эвакуации в пункт обогрева все автомобилисты отказались. Лишь ближе к 2 часам ночи Жумагалиев и Тлегенов сами оказались в пункте обогрева. И вновь сигнал – близ села Зеленое на заметенной трассе застрял автомобиль с двумя молодыми людьми. Спасатели отмечают, что парням повезло – они застряли там, где ловит сотовая связь, и смогли позвонить, попросить о помощи друга. В буран, без связи они могли бы замерзнуть на дороге.

На следующий день Нурмухан и Батырбек выехали на таможню – на трассе они не обнаружили ни одной сбившейся с пути или слетевшей в кювет машины. Вернувшись в Таскалу, они вместе с сотрудниками ЗапКазРЭК выехали в село Бирлик, где из-за обрыва линий электропередач не было света. В метель проехать туда аварийная бригада не могла.

Обрыв был в трех местах – его устранили, и в село дали электричество. Лишь ночью 25 февраля спасатели вернулись назад, в Уральск.

– Эти два дня был сильнейший мороз, ветер дул резкий. Когда мы работали на улице, было ощущение, что продувает до самых костей, руки моментально замерзали даже в перчатках, – вспоминают спасатели. – Но все задачи, которые перед нами ставило руководство, мы выполнили.

Хочется отметить, что они оба – старожилы ДЧС.

В спасательной службе Нурмухан Жумагалиев работает с 2002 года. Он имеет медицинское образование, кроме того – обучение по специальности психолога в Астане. В 2015 году в Санкт-Петербурге обучился на врача-водолаза. Работает с теми, кто пытался совершить суицид, оказывает первую помощь пострадавшим в несчастных случаях на производстве, выезжает вместе со спасателями на серьезные аварии, где им приходится вытаскивать пострадавших из покореженных авто при помощи спецоборудования. Жумагалиев в отряде отвечает за обучение самих спасателей основам первой медпомощи.

Батырбек Тлегенов в оперативно-спасательном отряде – с мая 2011 года. За 10 лет службы стал универсалом – помимо того, что у него есть права водителя категорий B, C, Батырбек имеет корочки на управление снегоходами, моторными лодками и квадроциклами. Он выучился в горной школе Шымкента на альпиниста, в Атырау – на водолаза. В 2014 году в Белоруссии прошел обучение на курсах «Ликвидация последствий разлива нефти и нефтепродуктов».

В одной связке этим двум героям приходится работать неоднократно. Они вспоминают, что в 2019 году зимой поступил сигнал: на Урале в районе Меловых горок пропал мужчина. Он позвонил в «112» сам, рассказал, что поссорился с женой, выпил пива и ушел в лес. Ходил несколько часов и заблудился, замерз. В телефоне всего 3% заряда батареи. По сигналу был поднят оперативный отряд. На лыжах и пешком спасатели стали прочесывать лес вдоль Урала. Идти по глубокому снегу было невозможно, и спасатели ползли на локтях, километр за километром прочесывая лес в поисках пропавшего.

Нурмухан Жумагалиев с напарником были на лыжах, двигались оперативнее – и именно они обнаружили почти в 10 километрах от Урального моста потерявшегося мужчину. Выбившись из сил, тот выкопал себе нору в снегу и лежал там, засыпая от холода. Жумагалиев осмотрел его и понял, что у парня началось легкое обморожение ног. Он поставил его на свои лыжи, а сам пополз следом. Напарник Нурмухана спустя время передал ему свои лыжи – так, меняясь между собой, за несколько часов они смогли доставить пострадавшего в больницу. Общий поиск мужчины занял больше 5 часов. Мои собеседники улыбаются, что, к счастью, серьезных обморожений у него не было – ноги у парня уцелели.

Я спрашиваю у спасателей о тех случаях из их рабочих будней, которые им запомнились больше всего. Оба отвечают, что таких случаев – много. Они уже сбились со счета, скольких людей им и их коллегам приходилось находить и спасать во время снегопадов. Зимой смена спасателей не ограничивается сутками дежурств – они могут три-пять дней находиться на работе – колесить по области в поисках пропавших людей. Нередки в их работе – слезы, боль, паника и страх – с этими эмоциями пострадавших им приходится сталкиваться постоянно.

Они рассказывают, что вместе в 2016 году участвовали в спасательной операции по транспортировке с высоты раненого человека – на Арматурном заводе крановщик на высоте сломал ногу и не мог спуститься с кран-балки самостоятельно. Они поднялись наверх, как альпинисты, наложили парню шину на поврежденную ногу, и при помощи альпинистского снаряжения на носилках спустили того вниз. Пока Нурмухан оказывал медпомощь, Батырбек почти 40 минут держал пострадавшего за голову, просил его потерпеть, держаться, чтобы парень не потерял сознание и не впал в кому. Сознание крановщик тогда не потерял, с открытыми глазами и в рассудке спасатели передали его в руки медиков. А врачи смогли спасти ему ногу.

Нурмухан Жумагалиев делится, что этой зимой исполнилось 15 лет с выезда на ДТП, которое врезалось в его память и сердце на всю жизнь. Близ села Подстепное столкнулись автомашины, в одной из них погибла почти вся семья – мать, отец, сын. Уцелела лишь девочка 9 лет. Ее Жумагалиев доставал из искореженной машины своими руками. Он же накладывал ребенку шину на сломанную ногу. И все это время девочка держала спасателя за руку, врачи «скорой помощи» едва оторвали ее от спасателя, когда увозили ее в больницу. Домой после смены мужчина вернулся в состоянии шока. Сразу сказал жене: «Хочу удочерить эту девочку, если родные не найдутся. Не хочу, чтобы она попала в детдом». В свой выходной он поехал к девочке в больницу. Отвез ей передачу. Но в палату его не пустили – ребенка поместили в реанимацию.

– Тогда врачи мне сказали, что у девочки нашлись родственники, я ездил в больницу еще несколько раз, но так и не смог с ними встретиться, – рассказывает Нурмухан. – Позже через знакомую медсестру я узнал телефон родственников, позвонил, они объяснили, что девочку увезли в Алматы. С тех пор мы созваниваемся. Общаемся с ними. Моя девочка уже выросла. Вышла замуж, родила троих детей. Я рад, что так все сложилось – что родные поддержали, не бросили ее.

Батырбеку Тлегенову памятен случай, который произошел 4 года назад в Сырымском районе. Тогда с коллегами на своем «Трэколе» они искали пропавшего мужчину в возрасте 40 лет. Тот уехал искать скот, началась метель, он заблудился. Спасатели искали его два дня – намотали 900 километров. Думали, что уже не найдут.

Одинокого путника верхом на лошади они обнаружили неожиданно – он словно точка появился среди бескрайней белой степи. Когда на «Трэколе» подъехали к нему – мужчина лежал, прижавшись к лошадиному крупу. Он ослабел от холода и голода. Батырбек объясняет, что так долго тот продержался живым только благодаря лошади – она грела человека своим теплом. Спасатели затащили мужчину в свою машину, дали ему сначала немного воды, потом – покормили.

В селе мужчину с тревогой ждала семья.

– Когда навстречу к отцу выбежал сын лет пяти, бросился к нему на шею, я увидел, что этот взрослый мужчина вдруг заплакал, – вспоминает Батырбек. – Знаете, тогда у меня по телу мурашки побежали. Я понял, что там, в степи, он уже приготовился умирать, думал, что никогда не обнимет своих детей. А мы его спасли...

Мои собеседники несколько минут молчат.

– Знаете, то, что мы делаем, – это не геройство. Это наша работа – помогать людям в нештатных ситуациях, – говорят они мне. – Бывают разные ситуации, но в любой мы стараемся найти теплые слова поддержки, отвлечь человека от его боли, подбодрить и быстро оказать ему необходимую помощь.

Людмила Калашникова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале