О непростой автомобильной сделке, которая приключилась с одним из покупателей нашей области, рассказали в департаменте по защите прав потребителей ЗКО. Мужчина внес предоплату за машину, но все равно чуть не лишился покупки.
Еще в августе прошлого года потребитель заключил с одним из автосалонов договор купли-продажи автотранспортного средства. В октябре, как и положено по договору, произвел предоплату в размере 2 млн тенге. Срок поставки машины составлял 120 рабочих дней с момента осуществления предоплаты, поэтому потребитель должен был получить ее не позднее 15 апреля уже этого года.
В марте он позвонил представителю автосалона и поинтересовался, когда ему доставят машину. Там его успокоили, напомнив о крайнем сроке (15.04.2022 г.). Каково же было удивление покупателя, когда 5 апреля с ним связался менеджер, сообщив, что заказанный товар поставляться не будет, поэтому необходимо забрать внесенную предоплату. Почему отказали в поставке авто? Покупатель никаких вразумительных пояснений не получил. В связи с таким поворотом он прибыл в автосалон, совершенно неожиданно выявив наличие на складе заказанного им автомобиля.
– Следом от продавца поступило уведомление о расторжении договора купли-продажи по причине: «приостановление производственного процесса заводом-изготовителем и отсутствие возможности оформления документов необходимых для первичной регистрации автомобиля», – пояснила руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова. – Тогда покупатель обратился с досудебной претензией к руководству автосалона и попросил предоставить ответ на вопрос: «Почему он должен согласиться на расторжение договора, и поступил ли заказанный им автомобиль?» Через три дня менеджеры вновь сообщили, что заказанная машина действительно имеется в наличии, однако предоставить ее категорически отказались. В итоге потребитель был вынужден обратиться в суд с исковым заявлением, в котором просил передать в собственность на условиях заключенного договора купли-продажи автомобиль, а также взыскать с продавца неустойку в размере 0,1% от стоимости товара за каждый день просрочки (с 15 апреля 2022 года) вдобавок с компенсацией за моральный ущерб.
Изначально продавец не согласился с требованиями истца, направив встречный иск, потом предложил внести неустойку, если покупатель пойдет на расторжение договора, и, в конечном итоге, все-таки решил поставить авто потребителю.
– Производство по гражданскому делу было прекращено, а стороны подписали соглашение о поставке автомобиля в указанные в нем сроки, – отметила Эльмира Нуровна. – Сейчас покупатель пользуется автомобилем, которого так настойчиво добивался. Вот только не совсем понятны мотивы, которыми руководствовался автосалон. Это такая уверенность в отсутствии потребительской грамотности у покупателя или во вседозволенности?
По словам работников департамента по ЗПП ЗКО, обращения по различным вопросам в отношении автосалонов к ним поступают довольно часто. Это заявления потребителей, которых не устраивает качество приобретенных авто. По этой причине им приходится обращаться в сервисный центр автодилера, в которых не торопятся либо не хотят качественно и в максимально короткие сроки обслуживать. Вот и приходится покупателям загонять своего «железного коня» в сервисный центр, а потом месяцами ь без средства передвижения. Продавцы категорически не соглашаются производить замену некачественного товара, хотя такое право предусмотрено законодательством. И если учесть тот факт, что большая часть приобретает товар посредством оформления займа в банках, то перед покупателями возникает практически безвыходная ситуация.
– Есть факты, когда в автосалоне потребитель выбирает авто по указанной цене, однако ему говорят, что к этой машине он должен приобрести еще перечень товаров, который не входит в его комплектацию, – резюмировала Эльмира Киматова. – Как правило, все это для покупателя выливается в значительную сумму. И чем дороже авто, тем выше стоимость навязываемого оборудования. Однако покупатели должны знать, что подобные действия продавца нарушают их права. По закону продавцу запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных.
Галина Каренских,
zhaikpress.kz,
Полную версию статьи вы можете прочитать в газете « Приуралье»