17.10.2024, 16:00
Просмотры: 35

Свыше 780 млн тенге перевели на счета интернет-мошенников западноказахстанцы за 9 месяцев текущего года

С заявлениями в полицию обратилось 333 человека. Мошенники представлялись первыми руководителями образовательных, медицинских и государственных учреждений и требовали от сотрудников перевода денег на подставные счета. О старых и новых мошеннических схемах, а также о том, как не стать их жертвой и уберечь свои сбережения рассказал заместитель начальника управления криминальной полиции ДП ЗКО, полковник полиции Артур Мусагалиев.

артур мусагалиев

– Артур Гайсиевич, несмотря на широкомасштабную разъяснительную работу, проводимую сотрудниками департамента полиции, судя по неутешительной статистике, люди все еще продолжают попадаться на уловки мошенников, в чем на Ваш взгляд причина?

– Да, мы на постоянной основе проводим профилактические мероприятия, с госслужащими, сотрудниками частных предприятий, учителями, медиками, студентами, домохозяйками и пенсионерами. Разъяснительной работой охвачены все категории граждан. Сейчас по спискам отрабатываем подомовой обход лиц преклонного возраста, объясняем, какими методами пользуются мошенники и как не стать их жертвой. Очень хорошая действенная мера – блокировка кредитов через приложение «eGov mobile». Многим гражданам мы через это приложение подключили данную услугу. Но даже, несмотря на то, что был активирован запрет на получение кредитов, среди потерпевших есть такие, кто уже после нашего визита эту функцию разблокировал и, оформив кредит, передал деньги мошенникам. За 9 месяцев текущего года мошенниками был причинен ущерб на сумму свыше 780 млн тенге, из этой суммы всего около 20% депозитные и собственные средства клиентов банка, остальная сумма – это все заемные средства, то есть люди, поддавшись на уловки мошенников, оформили такие огромные кредиты. Причин может быть несколько, но первая в том, что мошенники очень хорошо подготовлены психологически, применяя определенные методы, они вводят жертву в заблуждение и навязывают ей свои условия. Есть факт, когда мошенники несколько часов непрерывно разговаривали с потерпевшим, пока он оформил кредит, получил деньги и перевел на указанный ими счет. Когда потерпевший пришел в себя, он понял, что его обманули, пришел с заявлением в полицию. Во время дачи показаний он отметил, что все это время находился будто в тумане, не мог здраво оценить ситуацию. И таких случаев масса, никто не застрахован, жертвой может стать любой. Нельзя сказать, что на уловки мошенников поддаются только малограмотные финансово и юридически люди. Среди потерпевших есть даже юристы и адвокаты, люди с экономическим образованием, преподаватели высших учебных заведений. Поэтому самый лучший и действенный на сегодня способ – подключить запрет на получение кредитов через приложение «eGov mobile».

– Как прорабатывается вопрос ответственности банков? Когда мошенники оформляют кредиты онлайн, почему сотрудники банков не проверяют информацию и одобряют очень большие суммы, ведь были и такие факты, когда человек даже не в курсе, что на него «повесили» кредит? Можно же ввести запрет на онлайн-кредитование.

– В августе вступили в силу изменения в Закон РК «О банках и банковской деятельности». Теперь, если человек обратился в полицию, после признания его потерпевшим в банк направляется представление о приостановлении кредита. Это, несомненно, повысит ответственность банков, и они уже более аккуратно будут подходить к выдаче займов, принимать какие-то свои меры для того, чтобы не выдать сомнительный кредит, который потом не будет оплачен. Ранее даже после того, как мы отправляли представление в банки второго уровня они либо вообще не приостанавливали кредит, либо давали отсрочку, но продолжали начислять проценты. Люди приходили и жаловались, что остались должны еще больше. Есть БВУ, у которых система безопасности хорошо отработана, и у них более жесткие требования к оформлению займа, а есть и такие, которые выдают кредиты всем подряд ничего не проверяя. Мы тесно сотрудничаем со службами безопасности банков, проводим обучающие встречи с кредитными менеджерами, объясняем, на что в первую очередь следует обращать внимание, как человек ведет себя, если на него оказывают давление, какие признаки в поведении, жестах, разговоре могут указать на это. Если вдруг, менеджер заподозрит что-то неладное, он должен сразу же сообщить нам, мы приезжаем и выясняем все обстоятельства. Были такие случаи, что люди, действительно, находились под влиянием мошенников, когда пришли оформлять кредит и благодаря тому, что менеджер вовремя сообщила нам, удалось предотвратить преступление. Шансы вернуть отданные мошенникам деньги практически отсутствуют. Преступники по цепочке выводят их за рубеж, где быстро обналичивают и найти всех фигурантов схемы очень сложно.

По инициативе МВД РК отрабатывается вопрос введения обязательной верификации, идентификации личности при регистрации абонентских номеров, а также введения ограничения на количество номеров на одно физлицо. Есть список номеров, с которых были совершены звонки мошенников, эти номера мы отправляем на блокировку. Также будут блокировать все долгое время неиспользуемые номера.

Расскажите, на какие схемы чаще всего попадаются люди и что нового появилось в арсенале мошенников?

Различных способов обмана у мошенников очень много, и каждый раз они придумывают новые. Сейчас наиболее распространенная схема, которую используют мошенники, это звонок якобы оператора сотовой связи, сотрудника безопасности банка, представляются также сотрудниками полиции. Схема выглядит так: сначала звонит оператор сотовой связи и говорит, что надо продлить действие сим-карты или еще что-то связанное со связью и просит продиктовать код, который поступил. Мошенники могут прислать код с любого номера Call-центра, даже с номера 1414. Этот код ничего не дает, мошенник не сможет зайти по этому коду, но потенциальная жертва не знает об этом. Далее звонит второй мошенник, который представляется сотрудником службы безопасности банка, может представиться сотрудником полиции или другой структуры. Он начинает вводить потенциальную жертву в заблуждение утверждая, что недавно звонивший хакер мошенник, который представлялся оператором сотовой связи уже взломал счета и пытается оформить кредиты, и чтобы не дать ему сделать это, нужно срочно оформить зеркальный кредит и перевести деньги на другой счет, а после того, как мошенника якобы вычислят и восстановят безопасность счета, деньги вернут обратно. Многие сразу начинают паниковать, так как им до этого действительно пришел какой-то код и думают, что все сказанное правда и доверяют дозвонившемуся мошеннику, который представился сотрудником банка, уже не могут трезво оценить ситуацию и в точности выполняют все, что им говорят. Если человек не поверил и положил трубку, через некоторое время ему опять звонят мошенники, но уже представляются сотрудником киберпола, следователем и так далее и говорят, что счет действительно взломан и необходимо выполнить все указания сотрудника банка. Запугивая тем, что кто-то уже вот сейчас получит кредит и снимет все деньги, предлагают установить системы удаленного доступа, чтобы якобы помочь, а на самом деле, получив доступ к интернет-банкингу, переводят имеющиеся на счетах деньги на свои счета. В этом году была использована еще и такая схема, мошенники от лица первых руководителей организаций писали сотрудникам о том, что их счета попали в разработку спецслужб, якобы их использовали террористические организации, или то, что счет был замечен в каких-то финансовых махинациях.  Для того, чтобы все уладить, им позвонит сотрудник спецслужбы и нужно в точности выполнять все его указания. При этом ни в коем случае никому ничего не говорить. «Мне не звонить, я не могу говорить, пишу с другого номера», – тексты такого содержания рассылали сотрудникам с незнакомого номера, но при этом на фото был первый руководитель. Далее на номер работника звонил другой мошенник, представлялся сотрудником Комитета национальной безопасности или полиции и говорил, что соединит со службой безопасности нацбанка, далее уже третий мошенник, якобы представитель нацбанка, требовал перевести все сбережения на указанные счета. Подчиненные, думая, что до этого им действительно писал их начальник, в точности выполняли все указания мошенников. По такой схеме преступники обманули сотрудников нескольких медицинских и образовательных учреждений. Одна потерпевшая перевела мошенникам 28 млн тенге, другая 41 млн тенге, женщины отдали свои сбережения и еще на них оформили по нескольку кредитов. Фото первых руководителей и данные сотрудников мошенники брали с сайтов и соцстраниц организаций.

– Как мошенники узнают личные данные граждан?

Сейчас в социальных сетях очень много различных предложений быстрого заработка, различных инвестиций и прочих программ пассивного дохода, стопроцентно все эти схемы мошеннические. Но люди открывают посмотреть, проходят по ссылкам и заполняют анкету указывая номер телефона и личные данные. Мошенники собирают свою базу, после чего звонят. Поэтому никогда нельзя указывать свой номер, к которому привязаны банковские карты и «eGov mobile».

– Как обезопасить себя от посягательств интернет-мошенников, ведь практически все мы совершаем различные покупки в интернете, а чтобы провести платеж необходимо указать номер карты и коды?

– В настройках банкинга есть услуга «закрыть оплату покупок в интернете», всегда закрывайте карту. Так как мошенники могут взломать сайт магазина и им станут известны номера карт и коды, затем они могут понемногу списывать деньги с вашей карты, и это будет незаметно. Когда маленькие суммы, они списываются без пароля. Такие факты уже были, за одну ночь списали около 20 тыс. тенге. Еще лучше, чтобы обезопасить свои счета, открыть виртуальную карту, ее спокойно можно привязать к любому интернет-магазину, и для совершения покупок переводить на нее нужную вам сумму денег. Виртуальные карты есть во всех банковских приложениях.

Беседовала Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале