На сегодняшний день в области, как и по всей стране, износ коммунальных сетей превышает критический уровень. Так, в ЗКО износ сетей теплоснабжения оставляет – 50,7% (износ оборудования ТЭЦ – 87,8%), водоснабжения – 61,5%, водоотведения – 60%, электролиний – 82%. Эти цифры говорят сами за себя. Искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями на объектах коммунальной сферы и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан.
В своем Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Глава государства К.К. Токаев отметил, что в стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Поэтому необходим переход к политике «тариф в обмен на инвестиции». Такой подход подразумевает, что тариф будет предоставляться в обмен на вложения компаний в инфраструктуру и участие в системе государственного мониторинга для обеспечения прозрачности, так как в отношении тарифной политики монополистов госконтроль сохранится. Весомую часть инвестиций собственник должен внести из своих средств, а не за счет тарифа. Также Президент обозначил, что следует разработать действенные стимулы для внедрения инноваций, разрешить перераспределять часть затрат внутри тарифной сметы и сохранять определенную долю дохода. Предстоит постепенно отказаться и от перекрестного субсидирования тарифов, при которых цены для одних потребителей сдерживаются посредством повышенной стоимости услуг для других, одновременно планируется ужесточить законодательство в отношении монополистов.
На брифинге РСК руководитель департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по ЗКО Гулжаз Казбекова рассказала о внедрении новой тарифной политики.
– За последние несколько лет в области значительного роста тарифов на коммунальные услуги не наблюдалось. Так, к примеру, при годовой инфляции порядка 20% рост цен на платные услуги составил 14,1%, тарифы не поднимались выше минимальных уровней индекса инфляции, это порядка 4-6%. То есть, рост в целом был незначительный, поскольку в первом полугодии 2022 года действовал мораторий. Таким образом, тарифы на отопление не менялись с 2019 года, рост тарифа на холодную воду составил – 3,69%, канализацию – 4,98%, электроэнергию – 10%, – отметила Г. Казбекова. – В данное время ведется работа по реализации поручений Главы государства. Как известно, в рамках совершенствования тарифной политики по принципу «Тариф в обмен на инвестиции», а также в целях улучшения состояния сетей, показателей качества и надежности регулируемых услуг в коммунальном секторе, проводится ряд мероприятий, в том числе это и внесение изменений в законодательство о естественных монополиях. Одним из вариантов предлагается разделить объем инвестиций путем распределения нагрузки на конечные тарифы на несколько лет, то есть до 2030 года. Необходимо отметить, что уровень тарифа будет зависеть от подаваемой СЕМ (субъекты естественных монополий) заявки, которая будет тщательно рассмотрена с привлечением общественности, экспертов. При этом хотелось бы отметить, что в уровень тарифа включаются не только инвестиции, направленные на снижение износа сетей, но и затраты на повышение заработной платы работников СЕМ, а также содержание и обслуживание бесхозных сетей в случае передачи на баланс субъектам. Все мероприятия будут реализованы поэтапно, принимая во внимание все факторы и особенности регионов, – подчеркнула спикер.
Что касается прозрачности процедур и процесса тарифообразования, по словам руководителя департамента, как пример успешной цифровизации сервисов в РК можно привести запуск в 2019 году электронной базы данных «Монополист». Данная база является общедоступной, что обеспечивает прозрачность принимаемых решений. База призвана оцифровать всю деятельность субъектов естественных монополий и субъектов общественно значимого рынка. Также, перед утверждением тарифов и инвестиционных программ, уполномоченным органом проводятся публичные слушания, где проект тарифа и инвестиционной программы защищается перед потребителями. Кроме того, проводятся экспертные советы, созданные при ведомстве уполномоченного органа, где в состав включены депутаты, представители общественных объединений, представители МИО и другие лица, что, в свою очередь, обеспечивает гласность принимаемых решений. Только после проведения всех процедур уполномоченным органом будут утверждаться тарифы и тарифные сметы, совместно с государственными органами – инвестиционные программы. Данные мероприятия направлены, в первую очередь, на улучшение благосостояния и достижение баланса интересов потребителей.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz