Товар, приобретенный за более полмиллиона тенге, оказался с дефектом. В результате покупателю пришлось искать справедливости в суде и подавать апелляционную жалобу, опираясь на поддержку департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО.

Фото:istockphoto
Телевизор стоимостью 514990 тенге покупатель приобрел в одном из магазинов бытовой и компьютерной техники. Причем, он был вывезен им со склада самостоятельно. А уже дома при его установке он заметил трещину – слева в нижней части экрана. Этот дефект был обнаружен при включении телевизора в сеть. Механическое повреждение в скором времени вновь привело потребителя в магазин, но уже с требованием возврата или обмена товара. Однако продавец отказал, ссылаясь на акт осмотра телевизора авторизованным сервисным центром, который почему-то признал данный случай не гарантийным. Покупателю больше ничего не оставалось, как идти с иском в суд и там отстаивать свои права.
В суде №2 г. Уральска истец пояснил, что товару при его выдаче были нанесены повреждения работниками магазина, о чем, по его мнению, свидетельствовала представленная видеофиксация. Из материалов дела следует, что при упаковке на складе продавцы с силой затолкали левую сторону телевизора в коробку, тогда как он туда не помещался. Но суд не принял данный довод состоятельным: «Поскольку указанное из видеозаписи и показаниями ответчика не установлено». Как следует из судебного документа, «…по пояснению истца, он сам забрал товар на своей машине, уложив телевизор экраном наверх на заднее сидение ровно в лежачем виде». Со слов представителя авторизированного сервисного центра, по инструкции его необходимо было транспортировать в стоячем виде. В итоге суд отказал в удовлетворении исковых требований потребителя.
Тогда истцом была подана апелляционная жалоба, в результате рассмотрения которой с привлечением департамента торговли и ЗПП по ЗКО судебная коллегия по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда удовлетворила иск частично. Было принято решение о расторжении договора купли-продажи и взыскании с ответчика в пользу покупателя 514990 тенге и 30000 тенге – за компенсацию морального вреда. Из материалов следует, товар хранился и вывозился истцом со склада, где была минусовая температура воздуха. При этом сотрудники магазина включали телевизор в холодном помещении на 3-4 секунды. По мнению коллегии, подобная ситуация не отражает полной картины и не раскрывает основные свойства товара – полная демонстрация свойств приобретенного телевизора в магазине не производилась. Ни на корпусе, ни на экране сколов, царапин, трещин и других механических повреждений в телевизоре не присутствует, но есть трещина экрана, которая проявляется только при подключении в сеть. Коллегия исследовала и видеофиксацию, усмотрев, что работники магазина действительно с силой упаковывали товар в коробку, а именно его левую сторону. И впоследствии дефект появился именно с этой стороны экрана. Допрошенный на заседании апелляционной инстанции специалист пояснила, согласно видео, после распаковки работники магазина включают телевизор в розетку, демонстрируя его рабочее состояние. Вместе с тем, по рекомендации, которые они дают при продаже электро- и бытовой техники, подключение товара к сети необходимо производить только после того, как телевизор прогреется до комнатной температуры.
– Мы в очередной раз хотим напомнить нашим потребителям о необходимости полного и всестороннего осмотра товаров перед их приобретением, особенно таких дорогих, как телевизор, кондиционер и прочие. Во избежание непредвиденных ситуаций доставку необходимо осуществлять силами продавца. Если требуется установка, то лучше воспользоваться их услугами. Не нужно привлекать третьих лиц, иначе затем придется доказывать, что товар не был поврежден при его доставке или установке, как и было в данном случае. Помните, что потребительская бдительность – залог удачной покупки, – советует руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО Эльмира Киматова.
Галина Каренских,
«Жайық Пресс»