Жумабек Каражанов сочиняет сказки, фантастические рассказы, пишет музыку. В определенном кругу он хорошо известен как фотограф и видеооператор. Некоторые знают его как блогера канала «Культурная жизнь Уральска» и «Навеки с Уральском». Еще он автор целого мюзикла под названием «Властелин колец». Но все это Жумабек делает не для публики, а для своих детей и для себя. Просто потому, что ему это нравится.
В 1964 году в семье Кенжегали и Фатимы Каражановых родился сын Жумабек. Рос он обычным мальчиком, гонял с ребятами в футбол, хорошо учился в школе, занимался творчеством. После окончания СОШ №21 на семейном совете было решено, что он поедет поступать в Ленинградский кораблестроительный институт учиться на инженера-механика, хотя парень в душе мечтал совсем о другом. С 16 лет, как услышал группу «Битлз», он горел желанием серьезно заниматься музыкой, сочинять песни. Поэтому, учась в институте, научился играть на гитаре и к 3-му курсу даже рискнул поступить в музыкальное училище. Но родители, узнав об этом, восприняли новость в штыки и настояли, чтобы он закончил кораблестроительный.
– Учеба в институте отложила отпечаток на моем дальнейшем творчестве. В былые времена у меня даже было две рок-группы под одним названием «Черный зал». Мы играли рок-музыку в духе «Битлз» – мерси-бит. Мои единомышленники Сергей Клименко, Максим Попов, Владимир Бородин, Геннадий Постобаев, их имена на слуху, и другие товарищи. Сегодня мало кто причисляет себя к битломанам. Если кто и увлекается, то чаще слушает русский, советский рок, этномузыку, народную и, конечно, большинство молодежи – попсу, – говорит Жумабек.
В 1987 году после окончания института молодой инженер-механик вернулся в родной город. Полный сил и надежд, с мыслями доказать, что не зря потратил пять с половиной лет на получение своей специальности, он с большим рвением взялся за работу. Пять лет в отделе механизации-автоматизации в бюро робототехники и в отделе надежности завода «Зенит» пролетели как один день. Тогда Советский Союз пытался угнаться за японцами, и на заводе ставили робототехнические комплексы, отладкой которых и занимался Жумабек. Потом наступил развал Союза. Уйдя в 1991 году с завода, молодому специалисту пришлось открыть свой бизнес. Тогда все занимались каким-либо бизнесом, чтобы как-то свести концы с концами. Жумабек организовал пассажирские перевозки.
– В школе, еще до увлечения музыкой, я увлекся научной фантастикой, взахлеб читал книги по этой теме. Наверное, все прошли через это, 7-8 класс – под одеялом с фонариком, украдкой от родителей. Тогда же я попробовал писать в школе памфлеты, юморески. Но после школы пришлось все это забросить. Поэтому, когда в 90-х годах у меня появились свои дети, я начал писать для них сказки. Сын в 9 лет попросил меня написать сказку про черного всадника, чтобы он летал, и никакие стрелы не могли его настигнуть. Я начал писать. Когда у меня возникал такой вакуум, когда я не мог сочинять музыку, я брался писать рассказы, которые затем публиковал в интернете.
Это началось лет восемь назад. Появились мои читатели, которые со всех сторон начали мне советовать издать книгу. Сначала я к этому отнесся с иронией, но потом пришел к выводу, что надо собрать все написанное в единое. Да, еще сподвигло то, что при поломке компьютера все записи исчезли. Пришлось все начинать сначала…
Так случилось, что в 2000 году, как это ни парадоксально, но благодаря болезни, которая настигла нашего героя как гром среди ясного неба, Жумабек исполнил свою мечту – стал музыкантом, и даже полтора года потратил на поездки в Москву, пытаясь пробиться в разные продюсерские центры. С 2011 по 2018 годы работал звукорежиссером в областном камерном оркестре. Но по состоянию здоровья ушел, а вот с гитарой не расстался, до сегодняшнего дня продолжает писать музыку.
Он автор целого мюзикла под названием «Властелин колец».
– В 2003 году на экраны кинотеатров вышел первый фильм «Властелин колец». Я давний почитатель творчества английского писателя Д. Толкина. И мы решили с другом Геннадием Постобаевым написать мюзикл. Он стал сочинять тексты, а я музыку. Мы сделали 23 композиции, из которых три полностью инструментальные и 20 песен. Руководитель студии танца «Таис» Тамара Анцева согласилась поставить на сцене хореографию. Но не успела… К сожалению, сегодня пока нет желающих поставить мюзикл на сцене, потому что для этого необходимы большие средства. Но кто хочет познакомиться с самими композициями данного произведения, может забить в интернете сайт «Мюзикл «Властелин колец» и прослушать, – говорит Жумабек Каражанов.
Когда мы представляли нашего героя, то упомянули о его ютуб-каналах «Культурная жизнь Уральска» и «Навеки с Уральском», инициаторами которых стали простые граждане нашего областного центра. А началось все с того, что один из родителей на праздновании в 2012 году Дня города посетовал, что выступление дочери на память не останется. Вот тут же и пришла к нашему герою мысль о создании сайта, на котором бы он мог размещать все проводимые в городе культурные мероприятия. С тех пор стал посещать концерты и праздничные выступления, съемку которых обязательно размещал на своем ютуб-канале.
– Сегодня у меня 10,5 тысяч подписчиков, которые с большим удовольствием просматривают культурные новости Уральска. К тому же, выпустил 22 передачи об известных людях Приуралья на сайте «Навеки с Уральском». Но, к сожалению, для того, чтобы содержать данный сайт, за него надо платить деньги. Да и моя инициатива не нашла поддержки. Поэтому я перестал публиковаться, – сетует автор…
Не так давно Жумабек решил собрать в единое все, что написал за большую часть своей жизни. Материала набралось на две книги.
– Я хотел издать одну книгу, но материала собралось так много, что одной не обойтись. Первое издание под названием «Сказки и фэнтези» подходит для детей среднего и старшего возраста, вторая книга «Мистика и фэнтези» – будет интересна читателям, начиная от подросткового возраста и старше, – рассказывает автор. – Идеи приходят отовсюду: в разговоре с детьми, с друзьями, кто-то из читателей может предложить тему, и я сразу загораюсь и начинаю фантазировать. Фэнтези чем хороши, и чем отличаются от научной фантастики: здесь не требуется научных доказательств, подтверждений того, о чем ты пишешь. В фэнтези, как в сказке, можно все что угодно. Не надо описывать состав ракетного топлива у твоего космолета, каким образом ты перенесся в другую галактику, не надо знать астрономию, химию, физику и т.д. Так, в книге «Сказки и фэнтези» есть произведения-фантазии на известные с детства сказки Андерсена, народные и другие не менее любимые нами сказки «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Колобок» и другие. В музыке это называется «кавер» – переделка известного произведения. А я это решил попробовать на сказках. Просто начинаю думать: а что было бы, если бы я сам написал ту или иную сказку… И вот я совсем по-другому пишу. Фэнтези под названием «Маршрутка Харона» появилась благодаря моему хорошему другу и в память о ней. В интернете через свой сайт познакомился с писательницей из Волгограда Ларисой Соболевой, которая с удовольствием читала мои произведения. Она также писала тексты на мою музыку. Еще она присылала мне свои повести и рассказы на фантастическую тему, чтобы услышать мое мнение. И однажды прислала первую главу своей повести «Маршрутка Харона». Глава была просто великолепно написана. И я предложил ей продолжить. Через два месяца я узнал, что Лариса тяжело больна, а еще через несколько месяцев покинула этот мир, так и не дописав свое произведение. Я долго про это помнил. И, спустя какое-то время, пришла идея дописать ее произведение, тем самым подарить ему жизнь, ведь его так и не увидели ее читатели. За основу взят греческий мифологический Харон, который перевозит через реку Стикс человеческие души в царство мертвых. А Лариса заменила лодку на маршрутное такси, которое собирает эти души. Во время поездки они рассказывают о себе, о своей жизни на земле, кто как умер, и в каком месте они хотят находиться в царстве мертвых. Вот в память о ней я и дописал это произведение, – рассказывает Жумабек.
Его истории связаны с тем, что сегодня происходит в мире. Об этом фэнтези «Апокалипсис» и «Последняя война», в которых речь идет о том, что инопланетяне покоряют Землю, а люди, вместо того, чтобы объединиться и отразить нападение, воюют друг с другом.
Тираж книг Жумабека Каражанова небольшой, ведь он не преследует никаких коммерческих целей.
– Я просто решил собрать все написанное мною, оформить. Пусть оно останется для моих детей, внуков, для моих друзей… Самое главное в моем творчестве не то, как я пишу, играю, а то, что есть оригинальные идеи, которых нет у других. Благодаря этому я понимаю, что да, я имею право на творчество. Потому, что все, что исходит от меня – оригинальное. И может кому-то мое творчество будет интересно, по душе, – отметил автор.
Сегодня он посвящает себя семье, а главные его слушатели – это внуки. Всего с 16 лет Жумабек написал около 200 песен. Какие-то из них удачные, какие-то не очень. Теперь у него задача – собрать лучшие песни в единый сборник.
– Я уже записал песни 1981, 1982, 1983 годов, 1986 года. Есть задумки написать инструментальные композиции, так как сегодня много различных приспособлений и заменителей живых музыкантов скрипачей, трубачей. Конечно, это не так красиво звучит, как живой коллектив. Все свои записи я выставляю на канале в Ютубе. Без творчества жить не могу. Просто душа требует. И, если кому-то понравятся мои работы, я буду только рад, – подчеркнул Жумабек.
Оксана Каткова,
фото автора