Главная водная артерия региона р. Урал, которая за последние годы сильно обмелела, в этом году показала былую мощь и на смену засухе пришло половодье. Конечно, такие разливы Урала не всем в радость. Домовладения, расположенные в пойме реки, ушли под воду и люди до сих пор вынуждены проживать в эвакуационных пунктах, а перед местными властями стоит нелегкая задача по расселению граждан, оставшихся без жилья.
Фото: Мейрбек Тажкуранов
Если следовать прогнозам экспертов и ученых, то уже сейчас следует готовиться к паводкам следующего года, чтобы предотвратить возможные разрушительные последствия. Так как река Урал входит в многоводный период и подобные разливы могут повториться. Между тем, эксперты считают, что обильный паводок этого года нормальное явление, и никакой катастрофы или стихийного бедствия здесь нет.
– Разливы в пойме – это закономерное природное явление, и они обязательно будут повторяться, это гидрологические циклы реки, пойма, как известно, часть речной долины, находящаяся выше русла и затопляемая в половодье или во время паводков. То, что сейчас Урал так разлился, это его нормальное состояние, хуже было, когда он усыхал, область, а особенно сельские районы ощущали дефицит воды, – поясняет главный гидротехник с 40-летним стажем Западно-Казахстанского филиала РГП «Казводхоз» Шынболат Ермагамбетов.
Пик маловодного периода, когда Урал обнажил свое дно, пришелся на 2019 год, отметка на гидропосту Уральск составила всего 240 см, самый низкий исторический показатель был зарегистрирован в 1966 году – 266 см. Критическим состоянием Урала была обеспокоена не только общественность, проблема обмеления стала задачей №1 для работы трансграничной комиссии. Многие опасались, что точка невозврата пройдена и река уже не восстановится. Усыхание Урала означало бы крах не только для сельского хозяйства нашей и Атырауской областей, но и нанесло бы непоправимый вред всему Урало-Каспийскому бассейну. За длительный маловодный период Каспий уже значительно отошел от своих берегов. Но многие эксперты не теряли надежды, что Урал войдет в фазу многоводного периода.
– Как мы и предполагали, с 2023 года Урал входит в многоводный цикл, но сколько лет он будет длиться, таких прогнозов я дать не могу. То, что в этом году придет большая вода, предполагали еще в январе, следовало учесть большие снегозапасы как у нас, так и в верховьях, глубокое промерзание грунта, осенние осадки вкупе с ранними заморозками привели к образованию ледяной корки. В этом году уровень на гидропосту был 865 см, как будет в последующие годы разливаться, заранее сказать сложно. Прогноз не может быть абсолютным, только вероятностным и чем дальше от события, тем точность ниже. Но стоит учитывать одно важное обстоятельство, что в этом году хорошо сработала пойма, она у Урала почти на 30 км по обоим берегам. Всю воду иссушенная в период длительного отсутствия разливов, пойма забрала. Старые русла и заливные озера, которые стояли пересохшими, наполнились. На следующий год при таком же объеме воды пойма уже так работать не будет, так как пропиталась и объем грунтовых вод уже увеличился, поэтому риски затопления населенных пунктов в том числе и областного центра будут выше. Это следует учесть и заранее подготовиться. Нужно привести в порядок всю гидротехническую инфраструктуру, усилить имеющиеся дамбы, где-то, возможно, построить новые, – подчеркнул главный гидротехник. Согласно историческим данным, в 1993 году уровень подъема Урала был 804 см, а в 1994 году уже 853 см, то есть, уже на полметра выше. По словам Ш. Ермагамбетова, благодаря разливу пополнились влагозапасы. В этом году водохранилища системы УКООС уже заполнены на 96,9%, вода продолжает поступать в систему расходом 59,8 м³/с. В пик паводкового периода поступление воды из реки Урал в УКООС составил 150 м³/с. С начала года поступило в систему УКООС 518,5 млн м³ воды. На сегодняшний день по водохозяйственным системам филиала залито более 114,0 тыс. га земель лиманного орошения, в том числе: по Урало-Кушумской ООС – 54 220 га; по Малоузенской ООС – 15 300 га, по Большеузенской ООС – 35 018 га, а также по Калдыгайтинской системе лиманного орошения – 10 000 га.
Продолжается подача воды в озера, в том числе: по Урало-Кушумской ООС – в озера Бирказан, Орыс Копа, Жалтыркол, Соркол, Сагырбай, Кисык Камыс; по реке Малый Узень – в озера Канбакты, Кашкар, Сары Айдын и Айдын; по реке Большой Узень – в озера Камыс Самар и в реку Мухор.
Не зная броду…
Вопрос строительства новых водохранилищ на территории ЗКО поднимается уже не первый год, но, как оказалось, в нашей области разместить подобное ГТС просто негде. К тому же любое ГТС это прежде всего риски, и, если при проектировке или строительстве будет допущена хоть одна малейшая ошибка, в дальнейшем при эксплуатации произойдет прорыв, что приведет к катастрофе.
– Этот вопрос давно уже поднимается, были проведены исследования местности, у нас рельеф не позволяет построить водохранилище. Если строить водохранилище на 50-60 млн кубометров, то оно того не стоит, во время обильного паводка оно ничего не даст. Если строить, то минимум на полмиллиарда и более кубов. Одно такое место, где возможно построить на 500-650 млн куб. м воды, есть в районе села Рубежинское, но тогда 10 населенных пунктов придется переселять, также под водой останется 27 тыс. гектаров леса, и столько же примерно гектаров поймы р. Урал. Ко всему прочему, водохранилище получится мелководным, всего 1,5-3 метра, а ближе к берегу всего полметра. То есть такое водохранилище будет работать только на испарение, поэтому его строительство нецелесообразно. На сегодняшний день у нас имеется система каскадных водохранилищ, построенная еще в 60-е годы, и при должной ее реконструкции она вполне справится со своими задачами.
УКООС может обеспечивать водой около 87 тысяч га лиманов, 12 580 тыс. га регулярного орошения и обводнить 2 млн 177 тыс. га пастбищных угодий и водопоя скота. Условно, на этой площади можно содержать около 1 млн голов мелкого рогатого скота. Сейчас все лиманы нуждаются в реконструкции, мы готовим сметы, ПСД, со следующего года, возможно, будет начата работа по восстановлению, – рассказал Шынболат Ермагамбетов.
Самая большая проблема в водном хозяйстве, помимо отсутствия специалистов, острая нехватка специальной землеройно-строительной техники. Земснаряды и землечерпалки, те, которые удалось сохранить со времен Союза, уже давно технически и морально устарели, а новой техники нет, ее приходится брать в аренду. Но на такую большую площадь нескольких единиц спецтехники, конечно, недостаточно. Также ввиду того, что наступает период многоводья, для более четкой и полной картины нужно увеличить количество гидропостов, как на малых реках, так и на водохранилищах.
– Всю гидротехническую инфраструктуру необходимо содержать в порядке, а это требует вложений. Сейчас обсуждается вопрос строительства двух водохранилищ в Казталовском районе, возле села Жалпактал на Большом Узене и возле села Сексенбай на Малом Узене. У нас в области 39 водохранилищ, больше половины из них нуждается в ремонте, 14 находятся на нашем балансе, оставшиеся 25 – в коммунальной собственности на балансе управления природных ресурсов. Также в ведении УПР и РП ЗКО находятся каналы общей протяженностью около 900 км, но они практически все бесхозные, числятся на балансе акиматов сельских округов, которые не в силах их содержать, – говорит Ш. Ермагамбетов.
Воду не покупаем
У многих обывателей сложилось неверное представление о том, что казахстанская сторона закупает воду у соседней РФ, но это не совсем так. Ввиду того, что в реки Большой и Малый Узени вода подается насосами, оплачиваются только затраты на механическую подачу воды.
– В Большой и Малый Узени вода подается с Волги.. В советское время было построено около 26 км каналов. Во время паводка воду, которая заходит самотеком, мы делим пополам, за нее мы ничего не платим. В меженный период вода подается механическим способом, если бы не было этого канала и насосной станции, Узени уже пересохли бы и южные районы остались бы без воды. С Урала вода идет самотеком бесплатно, но эта вода самотеком никак в Большой и Малый Узени попасть не может. Для улучшения водозабора в летне-осенний период и в маловодные годы реализован проект «Реконструкция Кирово-Чижинского канала для межбассейновой переброски воды из Урало-Кушумской системы в реку Большой Узень в районе села Акпатер Казталовского района Западно-Казахстанской области, IV-этап», в рамках которого сдана в эксплуатацию плавучая насосная станция на реке Урал в районе села Кушум района Бәйтерек Западно-Казахстанской области для машинной подачи воды в УКООС с целью обеспечения гарантированной водоподачи в период спада уровня воды в реке Урал. Основная цель проекта – межбассейновая переброска воды из УКООС в реку Большой Узень для устойчивого водообеспечения расположенных вдоль реки населенных пунктов. Кроме того, объект обеспечит дополнительное обводнение естественных пастбищ на площади 130 000 га и создаст условия для подпитки Камыш-Самарских озер, некогда славившихся неиссякаемыми рыбными запасами, а также для поддержания санитарно-экологического состояния в зоне влияния водохозяйственных объектов УКООС, – пояснил Ш. Ермагамбетов.
Режим водоохранных зон должен соблюдаться
Чаганское водохранилище является главным притоком Урала и гидрологический режим этих двух рек зависит друг от друга. Ввиду застройки берегов Чагана и сужения его русла пропускная способность реки значительно снизилась. Из-за того, что большая часть берегов каким-то образом оказалась в частных владениях, в нарушение статей Водного кодекса, запрещающего ведение хозяйственной деятельности в водоохранной полосе, в этой зоне провести очистку русла и дноочистительные работы не представляется возможным. Об этом специалисты РГП «Казводхоз» говорят уже не первый раз, но к сожалению, у РГП нет должных полномочий, а ответственные природоохранные ведомства на сложившуюся ситуацию никак не реагируют. Ко всему прочему, в этом году вода из Чагана подтопила индивидуальные жилые постройки.
– Водоохранная полоса р. Чаган – 30-35 метров, здесь, по правилам, не должно быть никакой застройки, водоохранная зона около 300 метров разрешена только для ведения садоводства. Чаган впадает в Урал до отметки уровня воды 630 см, на этой отметке они уже сравняются, и затем Урал заходит в Чаган. Проектный объем при НПГ (нормальный подпертый горизонт) Чаганского водохранилища составляет 19 млн 100 тыс. кубометров воды, во время весеннего паводка мы должны набрать этот объем. Это наша основная задача, а с застройкой берегов мы ничего сделать не сможем. Необходимо провести инженерно-гидрологические изыскания реки Чаган и ее притоков. Изучить пойму и ничего там не строить, – пояснил Ш. Ермагамбетов.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz