19.04.2022, 9:45
Просмотры: 159

Уральский рок переживает нелегкие времена

В народном музее «Старый Уральск» прошла презентация книги «Рок: эта музыка будет вечной», автор которой уральский журналист Александр Суетин решил рассказать не только о мировом роке, но и как данное направление приживалось в Уральске.

книга про рок

Книга посвящена истории возникновения и развития рок-музыки как социально-культурного явления второй половины ХХ-начала ХХI веков, зародившегося в США в форме рок-н-ролла. В ней дается характеристика рока как нового песенного жанра, стилей рок-музыки.

– Почему я решил дать такое название книге? Все началось с истории уральского рока. В 90-е
годы у нас проходили рок-фестивали, серия творческих вечеров Владимира Криворотенко, основателя первого вокально-инструментального ансамбля «Криворотенко». Я собрал первый материал, но в силу ряда причин эта идея не была реализована потому, что занимался другими проектами.

Но в последнее время ко мне стали обращаться жители города за информацией по року. Да и писал много публикаций, среди них о том, что в Уральске в 1978 году была показана мини-рок-опера «Материк любви» в исполнении гремевшей тогда на пол союза группы «Атлантик». Так, известный уральский музыкант Максим Попов в разговоре со мной сказал, «что об этом надо писать, говорить, это же так интересно!» И я подумал, а почему бы не написать о рок-музыке Уральска в контексте вообще развития рок-музыки. Как социально-культурное явление проследить в динамике, ведь она же возникала с развитием культуры всей цивилизации. Как это явление возникло, какие этапы в своем развитии она проходила, чем он стал теперь, – говорит Александр Суетин.

Он провел большую исследовательскую работу, используя свой богатейший архив, начиная со студенческих лет. В предисловии он пишет: «Февраль 1979 года. Успешно сдана моя первая сессия на факультете истории и педагогики Уральского педагогического института им. А.С.Пушкина (ныне ЗКУ им М.Утемисова), начались первые студенческие каникулы».

– Я навсегда запомнил время, проведенное мною в библиотеке. Это была для меня целая революция в музыкальном мировоззрении. И тогда я начал слушать новые группы. Первым ансамблем, который я открыл для себя, стал ВИА «Самоцветы». На меня подействовал солист Валентин Дьяконов, который исполнил патриотическую песню «За того парня» не так, как поют И.Кобзон и Л.Лещенко. В своем творчестве они использовали приемы рок-музыки. Такой прием использовали «Ариеэль», «Песняры» и прочие ансамбли. Поэтому у меня закипела работа. Я стал встречаться с нашими поэтами, композиторами и музыкантами Владимиром Криворотенко, лидером группы «Субмарина» Юрием Ланцевым, Георгием Семеновым ударником группы «Клан», и с которым я работал в газете «Надежда», Андреем Клоковым, Владимиром Бычковым, одним из ветеранов уральского рока, который играл в разных рок-группах и, конечно же, с Максимом Поповым – профессором ЗКУ им.М.Утемисова, членом Союза композиторов Казахстана, – делится Александр Львович.

В книге показана ведущая роль британской школы рока. Большое внимание уделено возникновению и развитию рок-музыки в Советском Союзе. Специальная глава посвящена уральскому року, приводятся сведения о группах и проводившихся в Казахстане и Уральске рок-фестивалей. Рассказывается о наработках автора по «белому пятну» в музыковедении и музыкальной аналитике – космотизации музыки.

– Почему-то из нашей истории в последнее время выпал Дин Рид, выпустивший 30 альбомов, большинство из которых в стиле рок. Его песни занимали ведущие места в американских хит-парадах. Он собирал многотысячную аудиторию по всем странам, особенно в Латинской Америке. Невероятная популярность была в Советском Союзе, знамениты его гастроли по БАМу, – рассказывает автор. – Когда я начинал интересоваться рок-музыкой, то обратил внимание на интересные мысли по поводу рока и вокально-инструментальных ансамблей, которые высказывал участник ансамбля «Песняры» и режиссер эстрады Валерий Яшкин. Он выпустил небольшую брошюрку «Вокально-инструментальные ансамбли». В ней написано много интересного. Также он обратил внимание на то, что рок-музыка обладает уникальным свойством – проникать в другие жанры. И я с большим удовольствием слушал джаз-рок композиции, классик симфо-рок, барокко-рок – от слияния с музыкой XVII века в стиле барокко. Сегодня приемы симфо-рока использует финская команда «Nightwish» (металл на виолончелях) с великолепным оперным сопрано солистки Тарьи Турунен. Есть стиль фолк-рок и его представители «Песняры», «Ариэль», «Ялла», «Дос-Мукасан», который называли казахстанским «Битлз», «Водограй», «Иверия», «Коробейники», «Добры молодцы». Софт-рок играли ВИА «Цветы», «Пламя», которые исполнили композицию «Квадратный человек» в Уральске в марте 1982 года.

Также Александр Суетин обратил внимание на то, что когда говорят о вкусах, то их нельзя навязывать, от этого будет обратная реакция, да и это не тактично. Но воспитывать вкусы – можно и нужно. А помочь молодому человеку, подвести его можно, осторожно дав информацию, может он и заинтересуется. Это относится к сегодняшнему поколению, которое последнее время больше слушает попсу. И приводит пример, песни Артура Пирожкова, группы «Uma2rman».

– Мы уважаем британский рок – это, конечно, супер. Никто не сомневается в этом. Но нельзя забывать о том, что рок стал мировым явлением. Много интересного есть и в Восточной Европе. Специальная глава под названием «Восточный ветер» посвящена року советскому. В главах «Красное сопротивление», «Казахстанский фактор», «Уральское время» можно узнать, как казахстанцы принимали рок музыку и рок музыкантов, как развивалось у нас это музыкальное течение, как произошла переоценка ценностей в период перестройки. Здесь упоминаются имена Егор Летов и его группа «Гражданская оборона», «Ритмы Тенгиза» из Гурьева, карагандинский «Апокалипсис», «Снайпер» (Павлодар), «Субмарина» Юрия Ланцева из Уральска, – продолжает автор. – Казалось бы, в провинциальном роке не может быть ничего интересного: ну собрались ребята, едва научившиеся держать гитары, сходившие с ума по «битлам» и «роллингам», и начали «сдирать» западные рок-хиты, исполняя их на ужасной «аппаратуре». Ан, нет, все оказалось даже неплохо. В начале 1960-х, после показа художественного фильма «Человек-амфибия» образовался первый в Уральске вокально-инструментальный ансамбль, в который вошли Владимир Криворотенко, Владимир Дмитриев, Анатолий Савицкий, Нариман Дусенов и Семен Сечкин. Конечно, у них были трудности, но они их пережили, выстояли и в 1965-1966 годах уже стали популярными и участвовали во многих городских мероприятиях с большим успехом.

В 1970-х годах еще одна популярная группа Уральска за всю историю местного рока заявила о себе – «Ключи». В ее составе в разные годы выступали Сергей Легостаев, Николай Питерсков, Александр Легостаев, Владимир Мишаков, Николай Вагнер, Сергей Петров, Валерий Бакин и Василий Уколов. Музыка «Ключей» оказалась в известном смысле универсальной: она годилась не только для танцев, но и для души, и звучала вплоть до середины 1980-х, пока не началось победное шествие дискотек.

Также стали создаваться ВИА и при ДК заводов им.К.Ворошилова, железнодорожников и других предприятий. Группы «Возрождение», «Школьные годы», «Тени», «Субмарина», «Воронья слободка», «Эфа», «Клан», «Палата №6», «Фарсайд» сделали свое дело – рок прижился в провинциальном городке. Но самое главное – был создан рок-клуб, который базировался в «Зените» у Панова. Образовалось сообщество рок-музыкантов, объединенных любовью к новой музыке, и горячим стремлением реализовать себя в ней, писались тексты, сочинялась музыка, даже пытались ставить рок-оперы. Были в Уральске и ночные рок-сейшены, и студийные «психоделические» эксперименты, на которые собирались ребята из разных команд...

Затем уральский рок переживает нелегкие времена. Старые группы и музыканты заканчивают выступления, кто-то меняет место жительства. Новое поколение испытывало последствия экономического кризиса, решая насущные жизненные вопросы: учеба, трудоустройство, поиски достойного заработка. Аппаратура резко подорожала, и приобрести ее стало еще труднее.

Концерты стали редкостью, фестивали вообще не проводились. В Уральск изредка наведывались казахстанские группы. Такие как «Адаптация», игравшая хард-рок с примесью новой волны. Музыканты не теряют связи и в наши дни. Правда, последнее их выступление было в 2018 году в клубе «Звук. LIVE».

Сегодня успешно выступает не только в Уральске, но и в других городах Казахстана и России группа «Точка невозврата», образованная в 2009 году. Александр Крыгин, Юрий Севрюгин, Олег Войтехович, Андрей Петухов, Александр Журавлев активно участвуют в культурной жизни города. Группа остается едва ли не единственной, выступающей более или менее регулярно.

– Не могу не сказать, что лидер группы «Храм Заката» мой сын. Благодаря тому, что в доме всегда звучала музыка, Константин увлекся. Потом обучался в музыкальной школе в классе у Александра Вантеева по классу «Гитара». Одно из первых выступлений в составе группы состоялось в 3-й школе. Тогда они исполнили «Колизей» и другие песни из репертуара «Арии». Сейчас сын живет в Саратове и выступает со своей группой на различных концертах не только в самом городе, но и по всей России, – с гордостью говорит Александр Львович.

В заключение автор пишет, что сегодня почва, духовная основа, стала уходить из-под ног: вырождается рок. И это прямое следствие процессов в обществе: культуре, политике… Налицо засилие низкопробной музыки, исполняемой как правило, под «фанеру», деградация музыкальных вкусов подавляющей части молодежи. Скорее всего, рок действительно скоро станет элитарной музыкой. Он давно проник в другие музыкальные жанры (классику, фолк, джаз, оперу) и эту основу, этот фундамент из него невозможно вытравить. К тому же сам рок в своих лучших образцах стал частью мировой музыкальной культуры и культуры в целом. Придет новое поколение музыкантов, пусть несравнимо меньшее, чем раньше, но придет обязательно. Люди случайные, которые косили под рокеров, но на деле являлись попсовиками, уже отсеялись. Но писать об истории музыки, музыкальном творчестве, анализировать, предлагать что-то полезное в плане духовной культуры, воспитания вкусов обязательно стоит. Потому что все преходящее, а музыка вечна!

Меня заинтересовала поразительная обложка у книги, на которой изображена сцена полная света, зрители, а над всем этим Валерий Кипелов, вскинувший руки вверх, как бы застывший в полете.

– Идея обложки для книги моя. Дизайн выполнила работник типографии Римма Ермуханова. На обложке Валерий Кипелов – достойный человек, лауреат государственной премии РФ 2016 года. Ему и группе «Кипелов» вручена премия «Золотой венец Победы» за создание композиции и клипа «Непокоренный» о героических защитниках блокадного Ленинграда, – отметил автор.

Помогли книге увидеть свет коллектив уральского ТОО «Судоремонтный завод» и его директор Владимир Борисович Самсонов. Когда они узнали, что готовится издание о рок-музыке, проявили интерес. Книга отпечатана тиражом 100 экземпляров в типографии «Полиграфсервис». Фотографии взяты с интернет-сайтов, архивов автора, Г.Семенова, В.Криворотенко, Ю.Ланцева, М.Попова. Если кто заинтересовался данным изданием, или интересуется искусством вообще, музыкой в целом потому, что в нем идет речь не только о рок-музыке, здесь говорится и о фольклоре, может приобрести книгу в музее «Старый Уральскъ».

Георгий Разваров,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале