17.11.2022, 13:00
Просмотры: 82

Уронил, разбил – плати?

Бывает такое, что поход в магазин может обернуться проблемой и испорченным настроением: нечаянно разбили товар с витрины и администрация магазина требует произвести оплату за испорченный товар. Что делать?

be129fa5c6f51b60f5ce1f2547bcce27

В областной департамент по защите прав потребителей обратился гражданин М. Он пришел в магазин купить минеральную воду, бутылку с водой из холодильника достал сам. При этом задел стоящие рядом стеклянные емкости, две из них упали и разбились. Должен ли он заплатить за товар?

Руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова советует не торопиться произвести оплату. Все зависит от обстоятельств, как это произошло.

– Дело в том, что согласно п. 1 статьи 190 Гражданского кодекса РК, риск случайной порчи товара переходит на приобретателя одновременно с возникновением у последнего права собственности, если иное не установлено законодательными актами или договором. То есть, пока посетитель магазина находится в торговом зале и не приобрел товар, расплатившись за него через кассу, ответственность за безопасность товара, расположенного на стендах, несет персонал и владелец магазина. При осуществлении предпринимательской деятельности магазинами подобные расходы уже учитываются, так как в любой момент возможно наступление случайной гибели товара, – говорит Эльмира Киматова.

Но, согласно статье 917 Гражданского кодекса РК, имущественный вред, причиненный неправомерными действиями имущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. То есть продавец имеет право требовать от покупателя возмещения ущерба, причиненного магазину. Но, в случае отказа потребителя от добровольного возмещения вреда, принудить его оплатить за поврежденный товар на месте администрация магазина не может. Можно только запросить у потребителя необходимую информацию для обращения в суд с требованием о возмещении ущерба и представить в суде доказательства вины потребителя. Если потребитель не желает компенсировать убытки добровольно, да еще и представить документ, подтверждающий его личность, представить необходимую информацию для обращения в суд продавца, то в таком случае охрана вправе вызвать полицию, но только для выяснения личности.

– Если потребителем разбит товар и администрация требует произвести оплату, необходимо на месте  с администрацией магазина составить акт о порче товара, сделать фото расположения стеллажей и опасно выставленной продукции и привлечь свидетелей, – советует специалист. – Если субъект предпринимательства подаст в суд иск о возмещении материального вреда, то вышеуказанные доказательства отсутствия вины помогут потребителю.

Так что, если во время шоппинга с вами случился такой казус, знайте свои права. Вам, а не продавцу решать: будете вы возмещать ущерб магазину или нет. По словам Эльмиры Киматовой, в вышеуказанном случае удалось решить вопрос обоюдно. Покупатель не заплатил за разбитые бутылки. Хотя, был и такой случай: ранее в госорган обратились две потребительницы, одна из них нечаянно разбила флакон (тестер) с духами, а другая – банку томатной пасты. В обоих случаях руководство магазина заставило их оплатить стоимость товара. Однако направленные с помощью департамента претензии в адрес продавцов имели положительный результат. Продавцами женщинам был произведен возврат денег.

Арайлым Беккалиева,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале