Печально, но факт, ежегодно в нашей области около 10 школьников совершают самоубийство. Год только начался и снова ребенок из вполне благополучной семьи, о котором никто никогда даже плохого слова не сказал, свел счеты с жизнью.
Трагедия произошла в праздничные новогодние дни в селе Чапаево Акжаикского района. Родители в это время были в гостях, а мальчик находился дома со старшей сестрой. По словам заместителя акима Акжаикского района Т. Габдушева, в тот день школьник чистил во дворе снег, а позже старшая сестра обнаружила его повешенным. Семья вполне благополучная и обеспеченная. Отец работает в полиции. Мальчик хорошо учился, и 2 января даже был на репетиции в доме культуры.
С начала учебного года это уже четвертый случай подросткового суицида. 23 сентября в Жанажольском сельском округе Жангалинского района у себя дома повесился 12-летний школьник. 20 октября повесилась десятиклассница СОШ №39. 6 ноября свела счеты с жизнью во дворе собственного дома ученица 11 класса сельской школы села Есенсай Акжаикского района ЗКО.
Все дети воспитывались в благополучных семьях, хорошо учились, были примером для младших. Психологи подтверждают тот факт, что 90% случаев суицида происходит во внешне благополучных семьях.
В 2014 году зарегистрировано 8 случаев подросткового суицида, в 2015 году 11 случаев, в 2016 году – 13 случаев (пять девочек и семь мальчиков).
«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» – восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Главное в этот момент услышать родного человека, чтобы не потерять навсегда.
Психологи считают, что среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто друзья и семья не слушают их.
Мы потеряли такой рычаг, как нравственность. Сейчас идет активная пропаганда насилия по телевидению, интернету, в компьютерных играх, что учит детей с раннего возраста принимать насилие и суицид за норму.
Несмотря даже на то, что сегодня в школах внедрена должность детского суицидолога для проведения превентивных мероприятий в отношении несовершеннолетних, не помогает разрешить эту проблему.
Получается так, что дети, у которых выявлены суицидоопасные тенденции, меньше совершают самоубийства, чем те дети, у которых не были выявлены такие наклонности.
– С 2014 года нами осуществляется совместная межведомственная работа в «группе быстрого реагирования» по предотвращению суицидов среди несовершеннолетних, оказания своевременной помощи и проведения последующего анализа каждого случая суицида, – рассказывает специалист областного управления образования Роза Зайнуллина.
Особое внимание в работе уделяется диагностике детей, а именно их ситуативной и личностной тревожности. Педагоги по результатам исследования связывались с родителями, у чьих детей были выявлены тревожные показатели. В течение года исследование проводилось дважды. Взаимодействие проводилось не только с родителями, но и с медицинскими учреждениями. С детьми и подростками проводились конфиденциальные беседы, консультативные встречи. В школах области сегодня работают 392 психолога.
По мнению психологов, основные причины самоубийств несовершеннолетних – конфликты со сверстниками (18,8%), с родственниками, родителями (10,5%), неразделенная любовь (4,2%), ссора с возлюбленными (2,1%), глубокая депрессия в отношении своей внешности (2,1%).
Анализ данных показателей позволяет сделать вывод, что детскому суициду предшествует конфликтная ситуация, которую родителям, педагогам, социальным работникам, психологам не удается предупредить. На основе этих данных органам управления образования, здравоохранения, совместно с общественными организациями, родительским активом необходимо выработать и внедрить методику предупреждения данного негативного явления в подростковой среде.
Лучия Курару