Итоги мониторинга государственного социального заказа в ЗКО рассмотрели на диалоговой площадке с участием представителей государственных органов, Общественного совета области и неправительственных организаций.
Напомним, что государственный социальный заказ – это форма реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств. По информации руководителя областного управления внутренней политики Ерлана Галиева, по Западно-Казахстанской области в 2022 году на реализацию государственного социального заказа из местного бюджета было выделено около 995 миллионов тенге. В регионе государственный социальный заказ осуществляют 6 управлений, акимат города Уральска и 12 районов, областная прокуратура.
– Анализ, проведенный управлением в конце 2021 года, показал, что в основе реализации краткосрочных проектов лежат разовые мероприятия государственного социального заказа (круглые столы, форумы, конференции, культурно – массовые и спортивные мероприятия), реализованные в 2019-2021 годах. Кроме того, в этом году большинство проектов, в которых проводятся небольшие разовые мероприятия, были сокращены и оптимизированы. Так, в управлении по развитию языков оптимизированы проекты, запланированные на 2022 год, из 21 социального проекта было оставлено 14, в управлении по вопросам молодежной политики оптимизировано 22 проекта, стало 16. Такая оптимизация позволила повысить стоимость и качество значимых проектов. В дальнейшем предлагается проанализировать социальные проекты и сократить разовые мероприятия в социальных проектах, реализуемых акиматами городов Уральска, районов и другими управлениями. Поэтому считаем необходимым полностью пересмотреть и переформатировать содержание проектов, запланированных на будущий год, и реализовать проекты, связанные с проблемами населения. Предлагаем государственным органам, осуществляющим государственный социальный заказ на следующий год, обсудить следующие темы: проведение мониторинга реализации социальных проектов в рамках государственного социального заказа; государственное самоуправление; оказание помощи детям-сиротам, детям из неполных и многодетных семей, содействие в обеспечении занятости; продвижение идеологии «человека труда», содействие службам пробации при оказании социально-правовой помощи лицам; охрана окружающей среды; создание программ, съемок, роликов на актуальные темы общества в интернет-пространстве. также предлагаются темы профилактики наркомании, суицида, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и другие, – сказал Е.Галиев.
Общественное объединение «Жайык таңы» при поддержке Представительства Фонда «Евразия» в рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии» в январе-мае 2022 года с привлечением специальных экспертов провело мониторинг государственного социального заказа, реализуемого в Западно-Казахстанской области за последние три года. Целью данного исследования было повышение качества процесса формирования и реализации госсоцзаказа. Было установлено, что правила формирования, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа не применяются и не соблюдаются государственными органами.
На заседании был представлен аналитический отчет по реализации государственного социального заказа в ЗКО, подготовленный общественным объединением «Жайык таңы». По словам координатора проекта Салтанат Туманбаевой, часть неправительственных организаций и государственных структур до сих пор глубоко не понимает сути государственного социального заказа. По ее словам, госсоцзаказ – это не поддержка неправительственных организаций, а, прежде всего, средство решения социальных проблем общества. В экспертный отчет включены конкретные рекомендации по цели исследования, проведенной аналитической работе, выявленным недостаткам.
– На сегодняшний день объем финансирования, выделенного для реализации госсоцзаказа в ЗКО, значительный, но нельзя сказать, что все реализуемые проекты эффективны. В результате исследований были сделаны следующие выводы:
1) формирование тем (лотов) ГСЗ проводится безразлично, темы из года в год переносятся и не изменяются;
2) данные о работах по оценке потребностей для формирования лотов ГСЗ отсутствуют в открытых источниках;
3) представители государственных органов не информированы о правилах формирования, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа, об обязательном проведении оценки потребностей и публичном обсуждении лотов, приоритетов ГСЗ с общественностью и НПО;
4) НПО не имеет конкретных механизмов, влияющих на процесс формирования лотов, формирования технических особенностей лотов ГСЗ и определения объема финансирования каждого лота (работы и/или услуги);
5) мониторинг и оценка результатов ГСЗ проводится формально, т. е. исходя из количественных показателей и результатов освоения средств, тем самым не оценивается эффективность реализации проектов;
6) данные свидетельствуют о том, что, несмотря на обязательность участия НПО в формировании приоритетов и лотов ГСЗ в законодательстве о госсоцзаказе, на практике участие НПО ограничивается менее формальным уровнем, на который возможность воздействия минимальна, – отметила руководитель общественного объединения «Жайык таңы» Гульбаршын Муштанова.
Экспертами была подготовлена Дорожная карта по взаимодействию с сектором некоммерческих организаций в рамках повышения эффективности государственного социального заказа в ЗКО на 2022-2023 годы и ряд предложений по проведенной мониторинговой работе. В частности, предлагается местным государственным органам, являющимся заказчиком и организаторами конкурсов по госсоцзаказу, при формировании ГСЗ, включать следующие источники информации: данные оценки нужд и потребностей населения (при этом самостоятельное проведение оценки нужд и потребностей населения в соответствии с требованиями Правил – не реже одного раза в 2 года), результаты оценки реализованных проектов, результаты социологических исследований, предложения неправительственных организаций и граждан, результаты контент-анализа, выводы независимых экспертов.
– Также необходимо продолжать практику прекращения поддержки разовых мероприятий, проектов, состоящих из одного мероприятия, и предусмотреть в структуре госсоцзаказа распределение долгосрочного финансирования для крупных проектов. Все описанные в дорожной карте предложения просьба разослать во все государственные органы, районы, осуществляющие госсоцзаказ, – сказала Г.Муштанова.
Руководители неправительственных организаций также высказали свое мнение относительно повышения эффективности государственного социального заказа, подчеркнув необходимость акцентировать внимание на реализации наиболее необходимых проектов с учетом специфики региона.
– Нужно наладить эффективную связь между государственными органами и общественными организациями. Надеюсь, что государственные структуры внимательно отнесутся к разработанной дорожной карте и внесут соответствующие изменения в планы на следующий год, – отметил председатель Общественного совета ЗКО Ербол Салыков.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz