Ученики областной школы-интерната-комплекса для одаренных детей №11 им.С.Сейфуллина продемонстрировали навыки игре на кобызе перед посетителями торгово-развлекательного комплекса «City centеr».
Это вторая часть своеобразного флешмоба Школы искусств при школе №11. В кобыз-party приняли участие ученики 6 и 3 классов, которые начинают делать только первые шаги в мир музыки.
Директор школы Алмас Муканов говорит, что учащиеся решили своим примером показать, что музыка – это настоящее достояние нашей республики, а казахские национальные инструменты просто уникальные.
Красивый, певучий, осмысленный звук – главное качество музыканта-исполнителя, который играет на кобызе. Дети исполнили более десятка произведений не только казахских авторов, но и шедевры мировой классики.
– Играть на кобызе сложно, звукоизвлечение на нем родственно игре на скрипке, звук должен быть певучим, неотрывным. Нужно иметь идеальный слух, чтобы извлечь красивый звук – это и разнообразная динамическая палитра исполнителя, тонкость фразировки и акцентировки, это и свой, подчас оригинальный, взгляд на произведение. Это и умение музыканта находить такие звуковые краски, которые способны передать стиль эпохи, характер исполняемого произведения, – рассказывает учитель Мереке Хаирова, которая учит своих воспитанников игре на этом уникальном инструменте.
Кобыз – инструмент не из дешевых. Те, на которых играли школьники, стоят приблизительно 70-75 тысяч тенге. В основном, кобызы привозят с Павлодарской области, там растут деревья, из которых изготавливается народный инструмент. Его вырезают из цельного куска дерева. Раньше кобыз считался священным инструментом, и непосвященные люди даже боялись прикасаться к нему, считая, что хозяева инструмента обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека.
Как признается учитель, нелегко первое время вести всех одним путем: учить слушать и воспринимать музыку, слушать себя, развивать эстетический вкус, прививать любовное отношение к звучанию инструмента, элементарному владению звуком и ритмом, и, наконец, как итог, добиваться выразительного и образного исполнения произведений.
Жанна БАЛЫКОВА
zhaikpress.kz