На площадке региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» состоялась встреча представителей уполномоченных органов с предпринимателями, где были разъяснены новые положения, касающиеся санитарно-экологических требований и санитарно-защитных зон.
Приветствуя участников встречи, директор РПП ЗКО Максат Куланбаевотметил, что в рамках исполнения поручений Главы государства, Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» существенно перестроена работа по защите прав предпринимателей. Представители отечественного бизнеса считают необходимым разрешать имеющиеся проблемные вопросы с их участием, что в рамках провозглашенной концепции «слышащего государства» способствует повышению доверия к государственным органам.
– Определив приоритеты в сторону обеспечения оперативности и эффективности рассмотрения сигналов бизнеса, мы продолжаем тесное взаимодействие с органами прокуратуры, антикоррупционной службой и местными исполнительными органами.Одним из инструментов для установления обратной связи с бизнесом, зарекомендовавшим себя с положительной стороны, является проведение встреч с представителями предпринимательства, приемы по проблемным вопросам, а также организация рабочих встреч по поступающим обращениям. Сегодня мы собрали представителей бизнеса и государственных структур дляобсуждения защиты прав предпринимателей, а также для разъяснения внесенных изменений в приказ Министра здравоохранения РК «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», – обозначил М.Куланбаев цель встречи.
Первый заместитель прокурора ЗКО Даурен Умаргалиевотметил, что по поручению Главы государства органы прокуратуры на системной основе осуществляют сопровождение значимых инвестиционных проектов и защиту прав предпринимателей, функционируют мобильные группы и Call - центр по поддержке бизнеса.
– С начала текущего года прокурорами защищены права более 1 300 предпринимателей. С момента функционирования Фронт-офиса разрешены проблемные вопросы 7-ми инвесторов, которые реализуют в нашей области крупные инвестиционные проекты.В ходе надзорной деятельности много жалоб поступало от предпринимателей и инвесторов по Санитарно-защитным зонам, которые ограничивали их деятельность. Мы вникли в суть проблемы, продумали пути решения, чтобы они учитывали бы интересы всех сторон - бизнеса, граждан, экологии. По результатам в сентябре 2023 года нами при поддержке Генеральной прокуратуры перед Министерством здравоохранения инициированы изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие требования к санитарно-защитным зонам. 8 января 2024 г. проект приказа о внесении изменения в Санитарные правила был размещен для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов. В итоге 4 мая приказом №18 Министра здравоохранения внесены изменения в Санитарные правила, которые вступили в законную силу 24 мая 2024 г. Согласно этим Правилам допускается уменьшение размеров Санитарно-защитной зоны для действующих объектов ввиду исторически сложившейся застройки, без установления предварительных размеров.Указанные поправки разрешили проблемные вопросы 74 промышленных предприятий в нашей области, в которых трудоустроены 11 845 работников, что позволило им продолжить предпринимательскую деятельность, – рассказал первый заместитель прокурора ЗКО.
Главный специалист департамента санитарно-эпидемиологического контроля ЗКОНазерке Каирмухановапояснила собравшимся, что согласно, внесенным поправкампроект СЗЗ и оценка риска для жизни и здоровья населения разрабатывается и утверждается специализированными организациями и согласовывается с заказчиком. Выполнение мероприятий, включая качество, достоверность и полноту разработанного проекта обеспечивает заказчик и разработчик проектной документации.
– Изменение размеров СЗЗ для действующих объектов I, II, III, IV и V класса опасности осуществляется Главными государственными санитарными врачами на соответствующих территориях области, города республиканского значения, столицы или его заместителями, а также должностными лицами, осуществляющими деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. После внесение изменений для строящихся объектов последовательность осталась, а для действующих объектов в связи с исторически сложившейся застройкой проходят без предварительного приказа на установление. Для действующих объектов ввиду исторически сложившейся застройки, допускается уменьшение СЗЗ в соответствии с пунктом 26, без установления предварительных расчетных размеров СЗЗ. Изменения для действующих объектов осуществляются путем санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ, на основании объективных показателей достижения уровня химического, биологического и других.Систематические лабораторные наблюдения в течении года на соответствие показателей по среднесуточным и максимально-разовым концентрациям не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке по приоритетным показателям, в зависимости от специфики производственной деятельности. Лабораторные наблюдения на границе СЗЗ объекта и за его пределами на ежеквартальной основе в течении годафизические воздействия шум, вибрация и так далее. Для объектов I и II классов опасности проведение оценки риска для жизни и здоровья населения. Учета фоновых концентраций на соответствующей административно-территориальной единице при наличии автоматизированных станций мониторинга атмосферного воздуха в данной местности. Объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются СЗЗ от производственного объекта до жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, площадей, территорийсанаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических и оздоровительных организаций, спортивных организаций, детских площадок, образовательных и детских организаций, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, – рассказала Назерке Каирмуханова.
Нововведения вызвали ряд вопросов у предпринимателей, в частности руководитель ИП «Куксова» Александр Елькин кирпичный завод, которого был закрыт именно и-за того, что попадал в санитарно-защитную зону.
– Когда закрывали наш завод, мы куда только не обращались, есть куча предприятий попадающих в санитарно-защитную зону, но мера была принята только к нашему заводу, – рассказал А.Елькин.
Первый заместитель прокурора рекомендовал обжаловать решение суда и государственных органов через административную юстицию и вновь обратиться в суд для пересмотра дела в связи с внесенными изменениями в СЗЗ.
– Касаемо вашего вопроса деятельность предприятия была приостановлена по иску департамента экологии ЗКО до получения экологического разрешения на воздействие на окружающую среду, деятельность была приостановлена ввиду отсутствия разрешения, – пояснил первый заместитель прокурора.
Руководитель К/Х «Уланова» Елена Уланова рассказала о том, что их незаконно признали недобросовестными поставщиками, в связи с чем они понесли убытки.
– За выполненную нами работу нам оплатили только через год, но свою работу мы выполняли, суд признал договор действующим, но даже в период действия договора ЖКХ уже наняли другого подрядчика. Можем ли мы что-то сделать сейчас? – задала вопрос Елена Уланова.
Д.Умаргалиев пообещал разобраться в сложившейся ситуации.
Председатель Совета деловых женщин, руководитель Ассоциации общественного питания Ляна Турсынова рассказала о том, что некие посторонние лица имели доступ в школьные столовые, при этом не имея на то никаких документов.
– К нам поступили жалобы от нескольких школьных столовых. Двое мужчин в верхней одежде заходили в место приготовления пищи, куда посторонним доступ строго запрещен. Никаких документов включая санитарные книжки они не показали. Это очень опасное явление, ведь там готовиться еда для детей и кто знает с какими умыслами эти люди проникли на территорию школьной столовой. Прошу прокуратуру разобраться с данным фактом, - обратилась к представителям прокуратуры Л.Турсынова.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz