6.06.2024, 16:30
Просмотры: 127

В социум – наравне со всеми

На сегодняшний день в Казахстане функционируют 96 специальных школ, 54 из которых – школы для детей с нарушением интеллекта. Областной специальный комплекс «Школа-интернат-колледж для детей с нарушением интеллекта» открыл свои двери три года назад на базе общей школы-интерната №15. Колледж ломает стереотипы о том, что дети с нарушением интеллектуального развития не могут получить профессию и обречены на статус безработного.

колледж (2)

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Причем, этот диагноз оставляет обоснованную надежду на то, что в будущем они смогут адаптироваться в жизни. Им по силам физический труд, они легко справляются с монотонной, однообразной работой, большинству из них не дают инвалидность, если нет сопутствующих заболеваний.

Идея открыть колледж принадлежит бывшему директору школы-интерната Бауржану Абдрахманову. Раннее подопечные общеобразовательной школы-интерната №15, получив аттестат о среднем образовании, зачастую оставались не у дел. Дальше учиться и получать специальность им попросту было негде. Так, в скором времени эту  идею при поддержке отдела образования, областного акимата и руководства школы стали воплощать в жизнь. У выпускников школы появилась возможность получить рабочую профессию. На работу пригласили на тот момент заместителя директора по профильному обучению политехнического колледжа Жанат Нурахметову, так как у нее огромный опыт в сфере профтехобразования. С первых дней женщина подключилась к работе, создала команду. Понимая важность своих задач, специалисты работают организованно и слаженно, как единый механизм. Все они имеют специальную подготовку, систематически повышают свою квалификацию на курсах и методических мероприятиях.

колледж (3)

Сейчас Жанат Сергазиновна работает заместителем директора по учебно-производственной работе.

– Для большинства людей профессия и работа – важная часть их самоидентификации, и люди с нарушением интеллекта не исключение. Им хочется чувствовать себя частью общества, работа и наличие собственного заработка дают им  возможность быть собой, быть более самостоятельными. Да, у них есть возможность получить среднее образование, но найти работу самостоятельно для них не просто сложно, а практически невозможно. Главная проблема воспитанников – трудоустройство. Сейчас в колледже получают знания 26 человек, обучение бесплатное, студентам выплачивается ежемесячная стипендия. Коррекционные и инклюзивные классы есть практически в каждой школе, поэтому помимо наших выпускников к нам обращаются родители детей из других школ. Поступают ребята из районов, для приезжих есть интернат, – говорит Жанат Нурахметова.

В колледже созданы все необходимые условия для комфортного обучения детей, просторные, светлые аудитории создают атмосферу уюта. Мастерские укомплектованы всем необходимым, качественные швейные машинки, большой раскройный стол. В мастерской по ремонту обуви разложены инструменты для пошива и ремонта обуви и станки.

–  Будущие студенты колледжа подбираются согласно их заболеванию и заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Профессию могут осваивать дети с легким нарушением интеллекта. Так как им приходится работать с инструментами и этого требует техника безопасности. Юноши, в основном, выбирают специальность «Мастер по пошиву и ремонту обуви», девушки – «Швейное производство и моделирование одежды». Педагоги имеют специальную подготовку, и могут найти подход к каждому. Именно они готовят детей к самостоятельной и независимой жизни в быту и социуме, дают начальные профессионально-трудовые навыки, формируют мотивацию к рабочей профессии. С самого начала мы понимали, что детям помимо теории необходимо проходить практику. Нашими социальными партнерами выступили производственный кооператив «Ақ Шолақ», и ИП «Жулдыз». Здесь студенты на втором курсе проходят преддипломную практику. Подписан договор о сотрудничестве не только с производством, но и с колледжами смежных профессий это – Уральский колледж сервиса и новых технологий, и Уральский технологический колледж сервиса, с которыми мы проводим совместные практики, бинарные уроки, профессиональные конкурсы, а также планируем совместное создание учебно-методических пособий. Студентами колледжа становятся, в основном, выпускники этой же школы. В прошлом году у нас состоялся первый выпуск, закончили колледж 14 человек, из которых 11 трудоустроены. Работают они у Жулдыз Куспановой и в производственном кооперативе «Ақ шолақ», некоторые самозанятые, это, в основном, выпускники, которые живут за городом, также работаем вплотную с Палатой предпринимателей Западно-Казахстанской области «Атамекен», у которых множество проектов и бизнес-идеи, – поделилась Ж. Нурахметова.

колледж (7)

Колледж располагает ценными ресурсами: высококвалифицированными кадрами, современной учебно-материальной базой, развитой сетью социальных партнеров, обеспечивающих организацию производственной практики и дальнейшее гарантированное трудоустройство выпускников. Также здесь реализуются множество проектов. К примеру, конкурс «Шаг к мастерству», проводится на ежегодной основе, в нем принимают участие учащиеся 8-10 классов и студенты первого, второго курсов колледжа. Конкурс проводится по шести компетенциям: обувное, швейное, столярное дело, работа с кожей, вышивание крестиком и войлоковаляние. Конкурс «Шаг к мастерству» – это отборочный тур чемпионата профессионального мастерства в рамках международного некоммерческого движения «Абилимпикс», целью которого является создание системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. По условиям конкурса, если школьник занимает призовое место, он получает сертификат, таким образом, у будущего студента появляется возможность без собеседования зачислиться в колледж. В прошлом году после проведения такого профессионального конкурса трудоустроились пять выпускников колледжа.

– Учитывая специфику нашего учебного заведения, собеседования у нас проходят также не стандартно. На собеседовании присутствуют преподаватели общеобразовательных дисциплин, узкие специалисты (дефектологи, логопеды, психологи) и помимо всего этого будущему студенту необходимо пройти профпробу. Это делается для того, чтобы узнать, насколько развита у студента моторика рук, есть ли определенные фобии.  Также в ближайшем будущем хочется внедрить в программу колледжа такие востребованные профессии, как флорист, ландшафтный дизайнер, садовник, пчеловод, лесник. Они не относятся к сложным профессиям, ребята смогут их освоить, – говорит Ж. Нурахметова.

Также осуществлен еще один проект – «Мотивационное чтение», благодаря которому удалось создать среду, способствующую пробуждению  интереса студентов к книгам. Чтение способствует развитию памяти, мышления, воображения и концентрации внимания, улучшает когнитивные функции и способности. По условиям конкурса, участники должны собрать максимальное количество баллов за чтение классической, познавательной литературы, исторических произведений и рассказов. Комиссией учитывалась постановка кукольного спектакля, подготовка видеоролика, презентация к прочитанной книге. Главный приз – два спортивных велосипеда и множество различных призов.

– Таких детей можно многому научить – главное в них поверить. Я хочу, чтобы они были равными среди всех, они этого достойны.  Да, это тяжело, но, оно того стоит. В современном обществе ребенок с нарушением интеллекта успешно может освоить достаточно большой диапазон рабочих профессий, такие ребята с успехом могут найти себя в профессиях, связанных с уходом за животными, в сельском хозяйстве. Люди со сниженным интеллектом, адаптированные к жизни в обществе и получившие рабочую профессию, относятся к порученным обязанностям ответственно, являются хорошими работниками, ценят доброе отношение к себе и уважительны к окружающим. Поэтому современному работодателю стоит учитывать индивидуальные особенности таких ребят и не бояться брать их на работу, – добавила Ж.Нурахметова.

Перизат Баймагамбетова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале