24.04.2025, 15:00
Просмотры: 378

В Уральске "Ағайын" организовал мероприятие «Қыз өссе – елдің көркі»

Казахская народная пословица гласит: «Воспитай сына и воспитаешь мужчину, воспитай дочь и воспитаешь целый народ». Поэтому не случайно казахи издревле придавали огромное значение воспитанию именно девочек. Бесспорной истиной считается, что девочки – это цветы жизни, будущие матери, хранительницы очага, счастья и благополучия.

кыз оссе - мади салык (1)

Теме воспитания девочек было посвящено мероприятие в амфитеатре Центра культуры и искусств им. К. Мырзалиева «Қыз өссе – елдің көркі», где участников и гостей приветствовали руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» по ЗКО Нургали Жолдаскалиев, председатель городского совета ветеранов Мынатаубик Анесов, председатель казахского этнокультурного объединения «Ағайын» Арман Бигалиев.

– Мероприятие «Қыз өссе – елдің көркі» организовано по инициативе казахского этнокультурного объединения «Ағайын». Отношение к девушке у казахского народа особое, оно подразумевает уважение к женщине, будущей маме. Наша задача заключается в том, чтобы привить молодым девушкам  почитание национальных обычаев и традиций. Земля Приуралья взрастила множество достойных представительниц прекрасного пола, среди которых есть герои Великой Отечественной войны. К 80-летию Великой Победы вышла книга о подвигах отважных защитниц отечества из Западно-Казахстанской области. В свои 17-18 лет они просились добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину. Парням, которые сейчас не хотят служить в армии, это должно послужить хорошим примером, – сказал М. Анесов.

Заместитель председателя казахского этнокультурного объединения «Ағайын» Айгуль Бигалиева акцентировала внимание на том, что родители в казахской семье обращались с дочерью ласково. Ни строгие наказания, ни резкие высказывания в ее адрес были недопустимы от отца. Задачей родителей было сохранить ее чистоту и дать возможность максимально проявить и развить качества женского характера.

кыз оссе - мади салык (2)

Она также рассказала об участии наших землячек, мастеров народного ремесла на пятых Всемирных играх кочевников, где казахстанские рукодельницы расстелили 450 «Аламан құрак көрпе» и вошли в Книгу рекордов Казахстана.

Затем выступила Нургуль Абдрасилова, автор проекта «Аламан құрақшылар», приехавшая из Алматы. По словам гостьи, среди участниц ее проекта есть и 26 западноказахстанских рукодельниц, которые также присутствовали на мероприятии. На сцене амфитеатра они представили то самое чудесное творение – «Аламан құрак көрпе».  – Это результат большого труда и терпения, это культурное наследие, передающееся из поколения в поколение. Недаром девушек Великой степи с детства учили уметь делать все: шить, прясть, ткать, ездить верхом на лошади и т.д., – подчеркнула Н. Абдрасилова.

В ходе мероприятия народный ансамбль «Әже сәлемі» и актеры выступили с яркой театральной постановкой, повествующей о разных этапах жизни девушки Великой степи.

Когда на свет появлялся ребенок, по степи разлеталась весточка – «сүйінші хабар». После обрядов «бесік той» и «тұсау кесу» девочка растет на радость родителям в заботе и ласке, в школьном возрасте она носит на голове тюбетейку. Когда она достигает 13-летнего возраста – «мүшел жас», девочке заплетают косу, в которую по всей длине вплетают «шашбау» – это лента из дорогой ткани, заканчивающаяся шелковыми или кожаными кистями. Шашбау украшают перламутровыми бляшками, серебряными и золотыми монетами, которые при движении издают легкий звон. В прошлом это служило охранным сигналом в случае похищения девушки. Ведь в 14 лет девочка достигала половой зрелости, следовательно, ее уже могли выдать замуж. Шашбау также помогал определить ее характер. Громкий перезвон свидетельствовал, что девочка энергичная и норовистая, если же украшения позвякивали едва слышно и мелодично, значит, характер у будущей невесты спокойный.

В один прекрасный день под видом случайных путников могли наведаться гости. Девушки с двумя косичками их не интересовали, так как это означало, что они уже сосватаны. Несосватанную девушку можно отличить по одной-единственной косе и, если гости сочтут ее достойной жениха, могут как бы невзначай  «что-то забыть в доме», к примеру, камчу. Для хозяев это значит, что они вернутся в ближайшее время и состоится сватовство. После «Құда тұсу» «женге», т.е. жена старшего брата, расплетает косу будущей невестке и теперь по двум ее косичкам люди узнают, что она сосватана.  А родные ждут  самого ответственного момента – «Қыз ұзату» – брачное торжество в доме девушки. Место и время проведения оговаривают во время сватовства. После семья провожает дочь в дом мужа с подарками, напутствиями родственников и благословением родителей. Также ей на руку надевали перстень «Құс тұмсық», что означает «Птичий клюв». В течение года после свадьбы ее могли навестить только старший брат или дядя, т. е. родственник мужского пола. Возвращение перстня через посланника обратно домой означало для матери, что дочь вошла в чужую семью и стала полноправным ее членом. В доме отмечают это событие как настоящий праздник, накрывают дастархан, зовут гостей. Перстень передается по наследству.

Зрители восторженно аплодировали актерам, оживившим историю и национальные традиции. Затем состоялся показ коллекции национальной одежды отечественного бренда фэшн «ДАРИ ЛИЛИ» дизайнера Айгуль Бигалиевой.

В завершение Нургуль Абдрасилова вручила сертификаты участницам проекта  «Аламан құрақшылар» из нашего региона, а солист областной филармонии им. Г. Курмангалиева Айбар Хайырханов, лауреаты конкурса «Жас музыкант», фольклорный ансамбль детской музыкальной школы им. Д. Нурпеисовой «Керуен», семейный ансамбль Бигалиевых порадовали участников мероприятия красивой концертной программой.

Светлана Садырова,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале