В Уральске по инициативе областного филиала партии «Ауыл» прошел областной форум сельских школ «Ауыл мектептерінің өсу векторы».
На встрече, в которой приняли участие представители Министерства просвещения Республики Казахстан и другие специалисты, педагоги области обсудили важные вопросы, касающиеся материально-технического оснащения сельских школ, а также актуальные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения в сельской местности. Особое внимание было уделено проблемам малокомплектных школ, которые часто сталкиваются с нехваткой ресурсов и педагогических кадров.
Форум стал площадкой для обмена опытом и предложений по улучшению условий обучения в сельских школах, а также для выработки предложений по улучшению качества образования в таких образовательных учреждениях. Приветствуя собравшихся, организаторы форума озвучили основные цели партии «Ауыл», среди которых развитие аграрного, политически стабильного, экономически сильного и социально справедливого правового государства с процветающими сельскими регионами и городами, основанного на культурных традициях и духовных ценностях народа. В этом контексте школы играют важную роль как ключевое звено в развитии сельской местности.
– Наша партия принимает участие в государственной программе «Из города в село», в рамках которой помогли нескольким семьям переехать в сельскую местность, в частности, в Сырымский и Чингирлауский районы, предоставив им поддержку в адаптации и улучшении условий жизни. Также в этом году мы организовали студенческие строительные отряды. Молодежь работала в Сырымском районе. В следующем году планируется расширение этой инициативы, включая создание не только стройотрядов, но и мехотрядов, ветотрядов, всего около семи направлений, которые будут заниматься работами в сельской местности. Это часть комплексного подхода к развитию сельских территорий и улучшению инфраструктуры, – подчеркнул председатель Западно-Казахстанского областного филиала партии «Ауыл» Темиргали Искендиров.
Форум собрал около 200 педагогов, в том числе учителей из других областей республики. В рамках мероприятия представители партии рассказали о своей деятельности и обозначили задачи на перспективу, к выполнению которых призвали и педагогов. Участники встречи обсудили важность совместных усилий для улучшения образовательного процесса в сельских школах, повышения их материально-технической базы и поддержки учителей, работающих в сельской местности.
– За 25 лет своей истории партия «Ауыл» впервые стала парламентской, имея восемь депутатов в восьми комитетах. Наша цель – вынести на обсуждение все проблемы сельских школ и найти пути их решения. Форум начали с Западно-Казахстанской области, так как именно отсюда началась история развития образования в стране. Партия намерена продолжить работу в других регионах, чтобы обсудить будущее сельских школ, которое во многом зависит от усилий всех, кто работает в этой сфере, и от совместных усилий власти и педагогов, – отметил в своем выступлении руководитель центрального аппарата партии «Ауыл» Куаныш Сейтжанов.
Участники форума отметили, что вместе с развитием образования необходимо улучшать и другие аспекты жизни в сельской местности, такие как сельское хозяйство, быт и инфраструктуру. На сегодняшний день в сельских школах обучаются около 4 миллионов детей, при этом количество сельских школ превышает количество городских. Однако численность детей в сельских школах значительно ниже, что создает дополнительные вызовы для образовательного процесса, в том числе для малокомплектных школ.
– В 2021 году был сделан прогноз закрытия сельских школ, так как из-за миграции населения из села, количество учащихся в этих школах сокращается. Согласно прогнозам, в 2022 году должны были закрыться 14 школ, в 2023 году – 11, в 2024 – 8, а в 2025 году – 11 школ, что составило 44 объекта. Однако в реальности за три года было закрыто уже 220 школ. Хотя закрытие школ может быть выгодным с экономической точки зрения, поскольку поддержание малокомплектных учебных заведений требует значительных финансовых затрат, законодательство позволяет сохранять школы даже с небольшим количеством учеников. Если в школе учатся хотя бы пять детей, ее можно не закрывать, – пояснила ведущий научный сотрудник Центра развития сельских и малокомплектных школ Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Министерства просвещения РК Алмагуль Мукушева.
В Западно-Казахстанской области функционируют 98 объединенных классов, а в прошлом учебном году 26 школ перешли в статус малокомплектных. Участники форума отметили, что сохранение небольших сел и сельских школ – это важная задача, к решению которой должны приложить усилия все, в том числе молодые специалисты. Они подчеркнули, что привлечение молодежи к жизни в сельской местности, включая работу в сельских школах, является ключевым фактором для поддержания и развития этих территорий. Создание благоприятных условий для работы и жизни молодых людей в селах поможет сохранить их и обеспечить будущее образовательной системы в сельских районах.
– Третий год работаю в сельской школе, и считаю за честь способствовать повышению уровня и потенциала сельских школ и села в целом. На сегодня 60% образовательных учреждений страны составляют сельские школы. Как молодой специалист, призываю своих сверстников переезжать в села, так как работа в сельских школах открывает множество возможностей. Наша главная цель – повысить качество образования в сельских территориях. В нашей школе есть все необходимое для работы: достаточный контингент учеников, подъемные финансовые средства и создаются другие условия для комфортной работы, – поделился молодой учитель из Каратобинского района Ермахан Орынбасаров.
Пленарное заседание форума продолжилось в рамках секционных заседаний, где участники обсудили более узкие вопросы и выработали предложения по улучшению ситуации в сельских школах. Завершилось мероприятие принятием резолюции и подписанием меморандума о сотрудничестве между управлением образования ЗКО и областным филиалом партии «Ауыл». Этот меморандум направлен на дальнейшее развитие сельских образовательных учреждений, улучшение условий для работы педагогов и повышение качества образования в сельской местности.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz