5.12.2022, 10:30
Просмотры: 63

Вагоны не идут, дороги не строятся

По информации пресс-службы АО «НК «КазАвтоЖол», в прошлом году на автодорожные объекты Западно-Казахстанской области, в частности, на капитальный ремонт республиканских трасс «Казталовка – Жанибек – гр. РФ» и «Онеге – Бисен – Сайхин», прибыли 2 тысячи полувагонов с щебнем. В этом строительном сезоне поступили более 5 тысяч полувагонов, хотя, для того, чтобы идти согласно производственному графику, для транспортировки щебня было необходимо порядка 8 тысяч полувагонов. В итоге в этом строительном сезоне было отремонтировано всего 130 километров дорог из 245 запланированных.

Дороги - Жанна (10)

Состояние автомобильных дорог в Западно-Казахстанской области по-прежнему оставляет желать лучшего. Из года в год это один из наиболее проблемных вопросов региона. В этом году на реконструкцию автодорог было выделено 15 миллиардов тенге. Но подрядчики не смогли выполнить заявленный на 2022 год объем работ.

– На сегодня новый асфальт проложен на большей половине трассы «Казталовка – Жанибек – граница РФ» – 84 километра асфальта из 142 километров. Эта часть трассы поделена на четыре участка. Чуть более 40 километров асфальта уложено на дороге республиканского значения «Онеге – Бисен – Сайхин». Работы будут продолжены в следующем году, протяженность всего участка – 103 километра. Этот участок трассы поделен на два проекта. В этом году в разы увеличено количество спецтехники и специалистов. В строительно-монтажных работах было задействовано порядка 1300 человек персонала и 1050 единиц техники. Местные жители составили до 90%  персонала. Для работ мобилизованы 4 асфальтобетонных завода. В прошлом году в общей сложности было уложено порядка 41 км асфальта. В рамках текущего строительного сезона подрядные организации уложили 75 км асфальта, вдвое больше от прошлогоднего, – отметил руководитель Западно-Казахстанского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Казбек Мамбетов.

Основной проблемой отставания от графика строительных работ является отсутствие каменных карьеров в регионе, вследствие чего весь щебень необходимо завозить по железнодорожным путям, и для его транспортировки необходимы полувагоны. И такие, которые могут беспрепятственно проходить по территории Российской Федерации, так как это единственный путь доставки щебня. Как пояснил К. Мамбетов, щебень в регион завозится из Актюбинской области со станций Мугалжар и Бершугир. Расстояние от них до конечной станции Сайхин в ЗКО составляет 1300 километров, из которых 760 километров пути пролегает по территории России. Но из порядка 10 тысяч полувагонов в Казахстане требованиям для перевозки по РФ соответствуют только около 2 тысяч. В ходе совместного обсуждения и совещания АО «НК «КазАвтоЖол» с АО «НК «Қазақстан темір жолы» и АО «ҚазТемірТранс» были подняты вопросы по наращиванию количества вагонов для перевозки дорожно-строительных материалов через железнодорожные пути. Однако, как видим, должного результата не получилось.

Основная проблема сложилась на участке «Онеге – Бисен – Сайхин». Руководитель ТОО «Акжол Курылыс» Амирбек Тулегенов буквально на пальцах объяснил, что срыв сроков ремонта произошел по причине нехватки строительных материалов, которые не доставлены вовремя из-за того, что полувагоны АО «НК «Қазақстан темір жолы» не могут выезжать за пределы Казахстана из-за несоответствия требованиям технических характеристик российского стандарта.

– На трассе «Онеге – Бисен – Сайхин» работают три подрядчика: «Атыраужолдары», «Акжол Курылыс» и «Темиржолжондеу». Мы работаем на участке 50-103 километр трассы. С января по апрель пытались организовать перевозку щебня российскими вагонами. Перевезли всего 66 полувагонов щебня, которого не хватает даже на один километр дороги. По проекту на один километр дороги (без учета верхнего слоя мелкозернистого асфальта) нужно около 6 тысяч тонн щебня, это 80-90 полувагонов щебня. В апреле мы, наконец, смогли достучаться до акима области и министерств, состоялось расширенное совещание с участием всех сторон, в том числе и с руководством КТЖ. После этого в июле выделили 400 полувагонов на три компании. Благодаря этому, мы смогли построить 12 километров из 30 запланированных. На этот год нужно было порядка 1600 полувагонов щебня, но мы получили всего около 800 вагонов, – отметил А. Тулегенов.

Еще одна проблема, по его словам, это длина пути и, соответственно, время нахождения в пути вагонов. Можно было бы и быстрее работать, и успеть построить заявленные километры, так как есть и деньги, и техника, и люди, при условии, если щебень поступал хотя бы в течение недели.

– Только в одну сторону вагоны идут 9 дней, потом 9 дней идут обратно. В месяц, условно говоря, прибывают 600 вагонов с щебнем для трех подрядчиков. После разбирательств оборачиваемость вагонов вроде сократилась до 10 дней, вагоны стали в одну сторону доезжать за 5 дней. Если у нас будут хотя бы 400 полувагонов для доставки щебня, то за зиму мы сможем подготовить 70% материалов, и на следующий год работы будут идти по графику. Чтобы закончить объем работ на следующий год, на весь участок дороги нам нужно минимум 200 тысяч тонн щебня, а это порядка 2800 полувагонов, – сказал А. Тулегенов.

Из-за срыва графика строительства на дорожные компании накладываются штрафные санкции. Десятки миллионов тенге штрафа должен заплатить «Акжол курылыс», но руководитель компании не согласен с этим, и намерен доказать, что отставание от плана работ происходило не по вине строителей.

Зима – испытание на прочность

Дорожный строительный сезон закончился. На календаре – декабрь, и дорожные службы приступили к зимнему содержанию дорог. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.

Как известно, в зимний период выявляются множественные нарушения по содержанию автодорог: несвоевременная и некачественная уборка выпавшего снега, снежные валы на обочинах, снежно-ледяной накат, гололед на проезжей части, отсутствие посыпки песчано-соляной смесью, забитые снегом объекты придорожного сервиса и другие. Чтобы погода не застала врасплох, на трассах республиканского значения подготовка к зиме началась еще летом.

По информации пресс-службы АО «НК «Каз­АвтоЖол», вдоль республиканских автодорог на территории области установлено 17 тысяч погонных метров снегозащитных сооружений. Подготовлено порядка 90 единиц спецтехники – комбинированные дорожные машины, автогрейдеры, шнекороторы, погрузчики и тракторы со снегоочистительным оборудованием. Оборудованы 7 обогревательных пунктов. Также определены наи­более снегозаносимые участки. На сегодняшний день на западных автомобильных дорогах республиканского значения имеется порядка 87 снегозаносимых участков – это 184 км дорог. За данными участками филиал будет вести особый контроль в период зимнего содержания.

Также в регионе продолжаются мероприятия по заготовке реагентов и песко-соляной смеси. Потребность в противогололедных материалах на этот год составляет порядка 17 тысяч тонн. Для защиты республиканских автодорог от снежных заносов вдоль трасс установлено 11 тысяч погонных метров железебетонных снегозащитных сооружений. В текущем году филиалом дополнительно установлено 6 тысяч погонных метров снегозащитных сооружений.

Проведение экспертизы качества работ и материалов, используемых при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог с 2019 года возложено на РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Сотрудники Западно-Казахстанского филиала предприятия в этом году провели 97 выездов по капитальному ремонту дорог.

– Было выявлено 38 дефектов дорожного полотна, не соответствующих стандартам. Среди них отмечено недостаточное уплотнение земляного полотна, основания дороги, несоответствие толщины кернов с дорожного покрытия, показателей водонасыщения, прочностных характеристик и зернового состава асфальтобетонной смеси и инертных материалов. На участке трассы «Онеге – Бисен – Сайхин» отобрали 74 пробы дорожно-строительных материалов, из которых не соответствовали требованиям 7 проб. Отрицательные результаты своевременно направлялись заказчику и подрядчикам. Среди замечаний было отмечено также некачественное содержание объездных дорог на участках строительства, отсутствие технадзора, отставание от графика работ. Все пробы проходят проверку в нашей лаборатории. У строительных компаний есть и свои лаборатории, но не все испытания они могут проводить. Например, если у нас проводится экспертиза по 15 показателям, то у дорожников только по 7 показателям, – рассказал инженер филиала Национального центра качества дорожных активов Денис Малофеев.

Экспертиза проводится через 1-3 суток после укладки и уплотнения асфальтового покрытия. Визуальным осмотром выявляются видимые дефекты, проверяется ровность покрытия. Образцы асфальтобетона или керны берутся в нескольких местах дорожного покрытия и доставляются в лабораторию, где определяются их физико-механические свойства.

– В нашей лаборатории проводится экспертиза взятых проб согласно методам испытаний и измерений, регламентированных действующими отраслевыми нормативно-техническими документами с применением сертифицированных, поверенных и разрешенных к применению на территории Республики Казахстан приборов, средств измерений и оборудования. В целом, Центр осуществляет экспертизу качества дорожно-строительных материалов: щебня, песка, грунта, бетона, асфальтобетона, битума; качество дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки; экспертизу качества строительных работ и осуществляет контроль за соблюдением технологий строительства; следит за качеством земляных работ, работ по устройству дорожной одежды – земельного полотна, основания, слоев покрытия, их уплотнения; за качеством подгрунтовки, температурой укладываемой асфальто-бетонной смеси; обеспечивает контроль за соблюдением требуемых параметров объектов строительства и ремонта, – пояснила заведующая лабораторией филиала Гулсезим Тулеуова.

Кстати, она отметила, что Западно-Казахстанский филиал Национального центра качества дорожных активов одним из первых по республике приобрел новое оборудование для проведения экспертизы качества дорожного полотна, укладки почвенного грунта и других работ. Это позволило сократить сроки проведения экспертизы и уменьшить применение ручного труда в работе.

В настоящее время лаборатория проверяет качество заготавливаемой песко-соляной смеси на предприятиях, осуществляющих зимнее содержание дорог. Например, содержание соли и песка в смеси должно быть 20/80 или 10/90. Из взятых 15 проб не соответствовали нормативам 6. Результаты экспертизы были направлены заказчику и предприятиям для устранения несоответствия.

Жанна Балыкова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале