17.10.2023, 10:30
Просмотры: 84

Вера наших далеких предков

На втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отметил: «Наша многовековая история – это предмет нашей национальной гордости, важная составляющая культурного кода нашего народа. Поэтому одной из первостепенных задач государства является создание необходимых условий для ее всестороннего изучения, осмысления и популяризации».

зароастризм (5) (1)

Нам очень важно знать, чем жили и о чем думали наши далекие предки. Гипотеза о том, что наши предки поклонялись зороастризму задолго до иранцев, в ІІІ тысячелетии до новой эры, приобретает значимость в наши дни. Эта тема обсуждалась на пленарном заседании международной научной конференции «Заратустра ілімі және Орталық Азия: рухани-мәдени және тарихи сабақтастық» во Дворце искусств «Атамекен». Конференция была приурочена ко Дню Республики, а также 25-летию одного из ведущих вузов нашего региона – Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета. Модератором выступил доктор исторических наук, профессор, академик Туякбай Рысбеков. Открыл конференцию заместитель акима области Бакытжан Нарымбетов.

– Хочу пожелать успехов всем участникам международной научно-практической конференции «Заратустра ілімі және Орталық Азия: рухани-мәдени және тарихи сабақтастық», организованной Западно-Казахстанским инновационно-технологическим университетом – очагом знаний с 25-летней историей, внесшему значительный вклад в подготовке квалифицированных кадров, а значит, соответственно, и в развитие региона. Конференция также связана с 2600-летием учения о зороастризме. Цель конференции – исследование теоретических, практических и методических основ учения зороастризма в историческом наследии Центрально-Азиатских стран. Думаю, на сегодняшней конференции мы обсудим как важные составляющие культурного кода: учение о зороастризме, тенгрианство, мусульманские обычаи и традиции, кочевую цивилизацию, современные исторические проблемы, – сказал Б.Нарымбетов.

Затем прозвучало видеопоздравление представителя департамента глобальных коммуникаций ООН, главы Информационного бюро ООН в Казахстане Властимила Самека.

В своем докладе на тему «Казахстан – родина зороастризма» президент Ассоциации вузов РК, доктор экономических наук Рахман Алшанов отметил, что в Казахстане в последние годы растет внимание к исследованию духовных корней народа, истоков веры и учений о ней, растет внимание к «Авесте» – канону зороастризма. Сейчас открываются белые пятна истории и современные ученые уверены, что Заратустра жил к востоку от Волги, которая на то время называлась «Ра», что означает «Солнце» или Свет». Мэри Бойс, признанный научный авторитет в области религии из Великобритании, в своих работах пишет: «Восточнее Волги, в казахстанских степях надо искать источники зороастризма». Она утверждает, что Заратустра (или по-казахски «Жаратушы» – «Создатель»), основатель этой религии, родился в окрестностях современного Уральска. Об этом свидетельствуют и древнегреческие карты.

Знаменитый казахстанский историк Алькей Маргулан, ознакомившись с этой работой во время учебы в Ленинграде в Институте востоковедения в 1928 году, писал о том, что корни «Авесты» нужно искать в глубокой истории степей, народы которой создали первоначально этот труд. Надо отметить, что отражение обычаев, быта, обрядов, а также природных событий, включая катаклизмы в сказаниях, в той или иной форме явились своего рода трансляцией накопленного опыта, передачей увиденного следующим поколениям. Изначально появились некоторые правила захоронения, соблюдения гигиены, первоначальные правовые нормы и требования по уходу за скотом, традиции жертвоприношений. Наиболее вероятной трактовкой имени Заратустра может быть «Зар айтушы» – «человек поющий напевы, молитвы особым способом, напоминающим печаль, плач тоскующего верблюда». Зороастризм как самая старая религия в мире, зародившаяся более 7 тысяч лет назад, пережила несколько этапов своего существования. После скитаний на родине и недопонимания своего учения Заратустра ушел к кейянидам Виштаспе, принявшим это учение. В последующем зороастризм стал государственной религией трех персидских империй. Арабы, в 652 году овладев большой частью Ирана, оттеснили зороастризм в Парс. Введение арабского языка взамен пехлевийского письма и использование его вместо среднеперсидского языка нанесло серьезный урон последователям зороастризма. В ІХ веке, спустя семь поколений после арабского завоевания, зороастрийцы продолжали существовать, хотя и в меньшинстве. Они сохранили книги, храмы огня и берегут обычаи благодаря непрерывающейся преемственности. Особой темой являются вопросы взаимосвязи зороастризма с религиозными верованиями тюрков, включая казахов. Заратустра перерабатывает первоначальные верования, культы огня (маздаизм) и другое как существенные и важные эпизоды, пересказываемые древними сказителями (баири ахун, байыргы акын) две тысячи лет назад до н.э. в нечто требующее особого внимания, поклонения, почитания, получившее название «Ден», которые по традиции называют «Авеста», – отметил Рахман Алшанов. Надо отметить, что конечной целью научной работы ученый видит создание рабочей группы по изучению зороастризма на международном уровне (ЮНЕСКО).

зароастризм (7) (1)

На конференции также были заслушаны доклады: «Генезис зороастризма и его связь с древней историей и культурой тюркских народов» – директора Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МНВО РК, доктора социологических наук, профессора, академика Национальной академии наук РК Серика Сейдуманова, «Заратустра ілімінің рухани құндылықтар жүйесі: тарихи сабақтастық» – директора центра философии Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МНВО РК, доктора философских наук, профессора Серика Нурмуратова, «Тенгрианство как феномен древнетюркской культуры» – главного научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МНВО РК, доктора философских наук, профессора Гаухар Барлыбаевой, «Историко-сравнительный анализ канонов зороастризма и тенгрианства» – ведущего научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МНВО РК, кандидата философских наук Гульнар Коянбаевой, «Аңызбен жеткен әділеттілік» – ведущего научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МНВО РК, кандидата философских наук Гульнар Омаровой.

Напомним, Заратустра проповедовал учение о конце мира, о загробной жизни, о воскресении мертвых, о грядущем спасителе, который будет рожден от непорочной девы, о последнем суде, которого не избежит никто. Поэтому он призывал всех бесстрашно бороться со злом. Человек, живущий на земле, должен творить добро. Это были новые духовные постулаты, которые Заратустра проповедовал среди людей, говоря, что они ниспосланы ему богом света и добра Ахурой Маздой в виде откровения. Эти откровения Заратустра записывал в священной книге Авесте. Первоначально Авеста состояла из двадцати одной книги и была своеобразным сводом знаний того далекого времени. Но после того, как в 331 году до н.э. Александр Македонский захватил колыбель ахаменитского государства город Персеполь, а этот город был и его сакральным центром, местом хранения священного писания зороастрийцев, при разграблении дворцов и храмов Персеполя воинами Александра Макендонского в пожаре сгорели и отдельные книги Авесты. Дошедшие до нас книги составляют лишь малую часть того, что было написано Заратустрой. Известны всего четыре книги Авесты: «Вендидад», «Висперед», «Ясна», «Яшт». Из всего этого делаем вывод, что религиозные каноны во все времена призывали людей к добру, милосердию, миру и согласию, при этом ни одна из них не пропагандировала зло, насилие, воины.

Свою лепту в работу конференции внесли и западноказахстанские ученые, подготовив доклады: «Көне түркі мәдениеті мен қазақ мәдениетінің тілдік, рухани, діни сабақтастығы» – профессор Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета, доктор филологических наук Мурат Сабыр, «Қазақстанның батысындағы зороастризм элементтері» – доктор phD Мурат Калменов, «Қазақтардың отбасылық салт-дәстүріндегі исламға дейінгі діни наным-сенімдер» – кандидат исторических наук Жаскайрат Ерназаров.

Светлана Садырова,

газета "Приуралье"

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале