18.01.2024, 17:43
Просмотры: 94

Времен связующая нить

Железная дорога в ЗКО в этом году отмечает сразу три юбилейных даты: исполняется 130 лет с того памятного дня как первый паровоз огласил своим гудком степи Западного Казахстана, 30 лет музею железнодорожников и 90 лет первому и бессменному смотрителю музея, почетному железнодорожнику Михаилу Надточему.

ЖД Музей (12)

Музей железнодорожников, где собраны уникальные экспонаты, некоторым из них более 100 лет, был открыт в 1994 году, в честь 100-летнего юбилея первой железной дороги в Казахстане. Инициатором его создания стал начальник Уральского отделения ЖД Сахтанов Омиртай Каримович, а возглавил его Почетный железнодорожник КазССР, проработавший на железной дороге 46 лет, Михаил Тихонович Надточий. С того времени и по сей день он бережно хранит страницы истории железной дороги, собранные в макетах, фотографиях и исторических документах. В музее собраны макеты поездов, начиная от самого первого паровоза, здания старого вокзала и депо, макеты мостов, а также образцы формы железнодорожников и фотографии ветеранов отрасли.

– Официально годом основания железнодорожного транспорта Казахстана считается 1904-й, когда началось строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги, но именно первая железная дорога по территории современного Казахстана прошла в 1894 году от Покровской Слободы до Уральска. Большой вклад в организацию музея внес главный инженер отделения ЖД Рзалиев Нариман Габбасович, он раздобыл исторические документы и фотографии, хранившиеся в Лениградском институте дорожного транспорта, среди которых Доклад министра путей сообщения к царю о том, что первый паровоз прошел 25 октября 1894 года от станции Покровская Слобода до Уральска, – показывает М. Надточий стенд с историческими документами и фотографиями строительства железной дороги и первого паровоза, прошедшего по новой ветке.

Михаил Тихонович рассказывает, что вопрос о строительстве железной дороги поднимался неоднократно. В те времена шла бойкая торговля и Уральск стоял на пересечении важных торговых путей, возросший товарооборот требовал более современных методов перевозки. Уральцы и купцы с 1865 г.  подавали прошение на имя императора с просьбой построить железную дорогу и связать посредством нее город либо с Самарой, либо с Саратовом, предлагалось создать железнодорожную линию Уральск – Самара на конной тяге. Военный губернатор Уральской области генерал-лейтенант Шипов предложил строительство дороги до Саратова, и этот вариант был принят. Дорога была построена всего за два года, руководил работами инженер Ершов. Имена Шипова и Ершова были увековечены в названиях станций: на территории нашей области станция Шипово – ныне райцентр Таскалинского района, а на территории Саратовской – город Ершов, тоже районный центр. Сначала было 6 станций: Семиглавый Мар, Шипово (ныне Таскала), Переметная, Деркул, Ростошская, Уральск, которые являются старейшими в Казахстане. Общая протяженность дороги, которая была продолжением линии Москва – Рязань – Саратов, составляла 396 километров, из них 120 километров по территории Уральской области. Железная дорога заканчивалась на правом берегу реки Чаган, товары и пассажиров перевозили на подводах, паромом и лодками, что было весьма затруднительно. Тогда был построен деревянный мост через р. Чаган, с постройкой которого поезда стали ходить до станции Уральск, годом постройки считается 1885 г.

ЖД Музей (13)

В музее сохранился макет этого моста, его удалось воссоздать по фотографии, которую принесла одна пожилая женщина после того, как узнала про открытие музея.

– Эту уникальную историческую фотографию передала  ее бабушка, она бережно хранила фото почти сто лет. И по фотографии был восстановлен макет первого железнодорожного деревянного моста, – рассказывает М. Надточий.

 Но это сооружение было временным и параллельно с ним мастер Котельников с сыновьями вручную стали возводить чугунный мост. Строили они его 10 лет, используя уникальную технологию строительства клепанных чугунных мостов.

– В те времена не было железа и стали поэтому мост делали из чугуна, вручную отливая заклепки на горне. На этом мосту сотни тысяч заклепок. Рельсы тоже отливали из чугуна, поэтому ЖД называлась чугункой, – рассказывает Надточий.

Грустные страницы истории

Уральск примечателен не только тем, что здесь была построена первая железная дорога, но и первое здание ЖД вокзала, который был открыт в 1895 году. Вокзал, по воспоминаниям современников, был очень красивым, составлял единый комплекс с памятниками истории и архитектуры и служил визитной карточкой не только Уральска, но и всей Западной железной дороги. Здание было уникально и сочетало в себе современность того времени с элементами азиатского стиля, вокзал и привокзальная площадь были любимым местом отдыха горожан.

– Но, к сожалению, уникальному памятнику истории не дано было дожить до наших дней, в начале 80-х годов местное руководство партии  сумело убедить министра путей сообщения СССР, бывшего в Уральске проездом, что здание ветхое, аварийное и его нужно снести, – рассказывает Михаил Надточий. Решение было принято, средства выделены. Однако вопреки заявлениям тогдашних руководителей, здание было крепким и разрушению не поддавалось. Сквозь оконные рамы продели толстые тросы и прицепили тяжелый локомотив, однако вокзал выстоял, а тепловоз сошел с рельсов. Тогда силами военных вокруг задания пробурили шурфы и заложили в них взрывчатку. После мощного взрыва здание целиком поднялось в воздух и лишь при ударе о землю распалось на куски, которые еще долго вывозили тяжелой техникой. На месте исторического памятника было построено новое здание, однако вокзал получился холодным и еще несколько лет потребовалось на то, чтобы утеплить его. До сих пор те, кому довелось видеть старый вокзал, сожалеют о том, что такой уникальный памятник истории был разрушен.

Долгое время железнодорожникам не удавалось заполучить макет самого первого в Казахстане железнодорожного вокзала для музея. Он вошел в коллекцию музейных экспонатов буквально год назад.  Нашелся мастер, скрупулезно и с исторической точностью воссоздавший здание железнодорожного вокзала, оснащенное подсветкой и поднимающейся крышей, позволяющей рассмотреть и внутреннее устройство вокзала – билетные кассы, багажное отделение, зал ожидания, ресторан.

Бронепоезд Нежданный и Паровоз Победы

В гражданскую войну Уральск был в осаде, – рассказывает Михаил Тихонович, – на мосту можно и сейчас увидеть следы от снарядов, белые были вокруг Уральска, но город был занят красными. Уральск имел крайне важное политическое значение. На западе был Колчак, с другой стороны тоже белогвардейские формирования с чехословацким корпусом, у них была цель соединиться и, если бы это произошло, они бы двинулись на Москву. Именно наши железнодорожники сыграли решающую роль в том противостоянии. Здесь в локомотивном депо отлили бронепоезд, дали ему название Нежданный, потому что никто не знал о том, что здесь, в осажденном городе, делали поезд. Благодаря ему удалось одолеть  белогвардейцев. А 6 июня 1919 года подошел Чапаев и при помощи бронепоезда осада была снята, – показывает М. Надточий макет бронепоезда.

Одним из самых популярных музейных экспонатов является макет паровоза Победы серии СО-к.

– У паровоза «Победа» – своя история. На него инженеры установили первый конденсатор, что позволило ему проходить 1,5 тыс. км без дозаправки водой. Данный паровоз мог водить поезда весом до 4 000 тонн со скоростью 75 километров в час. Именно благодаря этой разработке во время Великой Отечественной войны десятки дивизий за считаные дни были переброшены с востока и юга страны под Москву, что позволило переломить ход войны. Копия такого паровоза стоит в локомотивном депо, – рассказал М. Надточий.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Автор фото: Евгения Максимова

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале