Одной из актуальных тем в истории Казахстана является изучение культуры Букеевской Орды, которая была образована 11 марта 1801 года в междуречье Волги и Урала.
Уже в октябре того же года через реку Урал с востока перешли пять тысяч семей или 22775 душ. По сведениям летописцев, территория Букеевской Орды была определена «начиная от р. Узеня до горы Богдо …, а от сей горы через Чапага на Ватагу Дудацкую или Телепневу до моря». Основное население было представлено тремя родами Младшего жуза – байулы (шеркеш, байбакты, алаша, тана, маскар, ысык, кызылкурт, адай, жаппас, есентемир, таз, берш), жетиру (тама, табын, кердери), алимулы (кете), а также представителями казахского общества, не вошедших в состав трех жузов – торе, толенгит, кожа, ногай, карагаш, калпак/каракалпак, сарт.
«Избрание Букея, по журналу Комитета Гг. Министров 18 ноября 1811 года, удостоено Высочайшего утверждения…» Хан Букей скончался 21 мая 1815 года, а 26 июня 1824 г. султана Джангира, подняв по традиции на белой кошме, провозгласили ханом.
Джангир хан умер в августе 1845 г. в своей летней кочевке, на берегу реки Торгун, и там же был похоронен. В 1849 г. сын Джангир хана, Ибрахим, будущий князь Чингис, написав прошение в Оренбургскую Пограничную комиссию, получает разрешение перезахоронить тело отца на кладбище в Ханской Ставке. В том же году тело было перенесено на Ханское кладбище. Даже в советское время могила хана не оставалась без присмотра, надгробный камень подкрашивали, вокруг всегда было прибрано. Форма могильного камня прямоугольная, с дугообразным верхом. Надписи высечены со всех четырех сторон.
Многие исторические сведения о хане Букеевской Орды Джангире сохранились в архивных источниках, а также в устных преданиях. Однако данные с его надгробного камня (құлпытас) не использованы в определении даты его рождения.
Важным источником в списке вспомогательных исторических дисциплин является эпиграфика. Эпиграфика (от древнегреческого ἐπιγραφή – надпись) – вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей на твердых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом.
Каменные стелы (құлпытас, сынтас) встречаются в Казахстане повсеместно. Кулпытасы являются результатом развития традиции каменных изваяний – балбалов, характерных для VI–IХ вв., то есть тюркского периода. С проникновением ислама, который запрещал всяческие изображения, особенно человеческие, вместо них начали ставить удлиненные камни-сынтасы или кулпытасы.
Языку письма на эпитафиях кулпытасов, в основном, характерна следующая структура: кораническое изречение (в большинстве это формула признания единобожия), данные о родоплеменном происхождении усопшего с указанием имени его отца, реже деда, возраста, года смерти или же года установки памятника, кто установил стелу. Иногда указывали, какой статус в обществе занимал усопший. Особо хотелось бы подчеркнуть традицию изображения на надмогильных стелах родовых знаков – тамг, которые, безусловно, достоверно доказывают территорию расселения тех или иных родов и их мелких подразделений.
Памятники бокейординской эпиграфики представляют собой важнейший комплексный источник историко-этнографического (в совокупности с тамговыми знаками) и филологического плана. В основном, они представлены эпитафиями на художественных стелах – кулпытасах (среди которых представлены эпиграфические типы). Эпиграфические памятники Букеевской Орды являются неспецифическими (редкими) для западноказахстанской традиции. Это широкие, плоскостные, лишенные декоративности стелы «татарского типа». В основном, надписи на стелах сделаны арабским каллиграфическим (узорчатым) письмом.
Материал для кулпытасов (песчаник) брали на горе Малое Богдо (Жамантау), владельцем которого являлся султан Шыгаев. А позже песчаник заменяется другим материалом, предположительно бетоном или ракушечником. Впрочем, на двух сорах под солонцевато-глинистой землей отысканы довольно толстые и горизонтально плоские слои песчано-известкового камня.
Самое большое скопление кулпытасов в Букеевской Орде находится в некрополе «Хан Зираты», именуемом так после захоронения здесь хана Джангира. Расположено оно в трех км северо-западнее села Хан Ордасы (Орда) Бокейординского района Западно-Казахстанской области. Название свое кладбище получило по одноименному захоронению хана.
В 50-80-х годах XX в. данные кулпытасы могли прочитать и рассказать о них многие местные деятели. Среди них можно назвать основателя Бокейординского историко-музейного комплекса, ветерана Гражданской войны Ахметфаиза Юсуповича Тажетдинова, ветерана Великой Отечественной войны, ветеринара Абдуллу Сабиржановича Шакиржанова, ветерана Великой Отечественной войны, учителя Фазыла Беккалиевича Беккалиева и т.д.
Целенаправленное полевое обследование архитектурных памятников фактически было проведено здесь в 1980 г. Уральской архитектурной экспедицией Института «Казпроектреставрация» (руководитель Т.Т. Турекулов). Изыскания экспедиции носили обзорный характер, было выявлено и обследовано (в целях паспортизации) определенное число мемориально-культовых памятников, старинных бейитов (кладбищ), в том числе некрополь около с. Урда с эпиграфическими кулпытасами.
Профессор архитектуры Малбагар Мендикулович Мендикулов также посещал данное кладбище. По итогам экспедиции был составлен отчет, материалы экспедиции были использованы в книге М.Мендыкулова «Памятники народного зодчества Западного Казахстана».
В 90-х годах ХХ в. изучением кулпытасов занимались такие местные краеведы, как имам Урдинского (Бокейординского) района Сарсенбай Ашенов (1934-2004 гг.), работник сельского хозяйства Ерсайын Халыкович Мергенбаев, член союза журналистов Казахстана, старший научный сотрудник Бокейординского историко-музейного комплекса, в дальнейшем руководитель аппарата акима Бокейординского района Талгат Мендыгалиевич Шарипкалиев (1967-2014 гг.). Итогами работ стали многочисленные статьи, опубликованные в местных газетах «Орда жұлдызы» и «Орал өңірі».
1998 г. был объявлен «Годом национального согласия и истории» и под этой эгидой была проведена комплексная этнографическая экспедиция. Она была организована в рамках программы Фронтального этнокультурного обследования Казахстана под руководством д.и.н. С.Е. Аджигали. Большую часть памятников показали местные краеведы, вышеупомянутые С.Ашенов, Т.Шарипкалиев. Данная экспедиция собрала этнографический материал, были сделаны зарисовки, фото и видеофиксация нескольких десятков кулпытасов, составлена карта-схема кладбища, проведен анализ родовых знаков. Материалы были использованы в издании «Батыс Қазақстан облысы. Энциклопедия».
В 2003 г. для сбора материалов сюда приезжает аспирант Института истории и этнографии имени Ч.Ч. Валиханова Арай Омарова. И в этом же году кладбище «Хан Зираты» посещает Западно-Казахстанская этнокультурная экспедиция областного центра истории и археологии под руководством к.и.н. Ж.Т.Ерназарова. Участниками данной экспедиции также была составлена карта-схема кладбища «Хан Зираты», произведена нумерация кулпытасов, сняты эстампажи или переписаны тексты, фотофиксация 113 памятников.
В 2008 г. кладбище «Хан Зираты» посетили сотрудники Центрального государственного музея Республики Казахстан (г. Алматы) Досымбек Катран и Бабакумар Хинаят. Была проведена фотофиксация памятников и собран этнографический материал.
С 2010 г. в работу по изучению кулпытасов «Хан Зираты» активно включается имам Бокейординского района Муратбек кажы Жахатов. Итогом его работы стала книга «Құлпытастар сөйледі».
В 2012 г. некрополь посетила вторая российско-казахстанская комплексная научно-историческая экспедиция «По маршруту академика П.С. Палласа», организованная Санкт-Петербургским союзом ученых и «Евразийским союзом ученых» г. Уральска. Итогом работы экспедиции была фотофиксация памятников кладбища и выпуск печатного издания «По маршруту П. С. Палласа».
В июле 2014 г. кулпытасы данного региона были изучены научными сотрудниками Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК Муминовым А.К., Нурмановой А.Ш., Медеровой Д.Е., главным редактором краеведческого журнала «DANAkaz» Казыбеком Куттымуратулы, А.Ш. Курумбаевым, сотрудником Бокейординского историко-музейного комплекса Г.С. Мырзагалиевой. Итоги данной экспедиции были опубликованы в журнале «DANAkaz».
В 2016 г. состоялась комплексная экспедиция на кладбище «Хан Зираты», организованная сотрудниками Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК, главным редактором краеведческого журнала «DANA» Казыбеком Куттымуратулы, сотрудниками Бокейординского историко-музейного комплекса. В ходе экспедиции были зафиксированы, пронумерованы, прочтены и переписаны 526 кулпытасов. Были выполнены следующие работы: даны толкования текстов кулпытасов, выявлены исторические личности, потомки ханов, духовные служители, старшины и т.д. Здесь был применен академический подход к изучению кулпытасов кладбища «Хан Зираты».
В 2016 году также была проведена международная научная конференция «Шежіре тұнған құт мекен» в с. Хан Ордасы, посвященная 215-летию со дня образования Букеевской Орды, с участием ученых из Казахстана и России. Здесь были обсуждены вопросы эпиграфики с посещением пантеона «Хан Зираты».
В этом же году была проведена нумерация кулпытасов, составлена карта с привлечением специалистов ТОО «Акжайык Гео» г. Уральска. Особенные трудности представляют такие факторы: отдаленность объекта от областного центра – 515 км, плохое состояние дорог, погодные условия (летом +43ºС, зимой –30 ºС), раскопка кулпытасов, занесенных песком, расчистка камней и т.д.
Эпиграфические памятники-кулпытасы как вспомогательные исторические источники нуждаются в серьезных и глубоких научных исследованиях. Необходимо проделать работу по инвентаризации памятников, их картографированию, архивации, фотофиксации и публикации на разных языках с целью сохранения для дальнейших исследований истории Казахстана наследниками Великой Степи.
Айбулат Курумбаев,
магистр истории
г.Уральск