Самый старший представитель семьи Хайрекешевых Серик Гумарович – известный в Уральске и нашей области хирург. Он говорит, что пошел в медицину по призванию. Так чувствовало его сердце – и об этом ни на секунду не пожалел. И сейчас отличник здравоохранения, буквально несколько недель находящийся на заслуженном отдыхе, готов вернуться во врачебный строй, если на то возникнет острая необходимость. Его семья является славным примером врачебной династии, где по стопам отца пошли его дети-двойняшки – сын и дочь.
Начнем с того, что Серик Гумарович, недавно отметивший свое 75-летие, в отличной физической форме. Он самостоятельно водит автомобиль, а свое любимое хобби – дачу, которую с гордостью называл образцовой, решил оставить лишь годами ранее, когда после операции на сердце ему посоветовали сильно не перетруждаться.
«Конечно, жалко было с дачей расставаться. Я – по натуре педант, сказал-сделал. Если за что-то берусь, отношусь к этому скрупулезно и делаю все очень аккуратно. Так вот и на даче у меня все было, что говорится, с иголочки. Каждый хирург, думаю, должен хорошо уметь работать руками, включая столярничество, земледелие, домашний ремонт. Вот и я любил возиться с землей, чувствовать ее запах, живительную силу», – рассказывает С.Хайрекешев.
Он родился в селе Казталовка в простой семье, где росли четверо детей – старшие братья (один из них Хадер Хайрекешев – тоже был врачом-фтизиатром, работал главным врачом в противотуберкулезном санатории «Кумыска», возглавлял Дом для престарелых и инвалидов в Уральске) и сестра. Мама занималась домохозяйством, отец, как и самый старший брат – участники Великой Отечественной войны. Папа работал прорабом, потом был председателем колхоза.
«Дети нашего времени обычно мечтали стать летчиками, а я все время представлял себя в роли врача, – делится Серик Гумарович. – И у меня в детстве был свой кумир. Когда мне исполнилось лет 10, в поселок приехал профессор из Ленинграда, лысый хирург Бродецкий (говорили, что был ссыльным), который работал в Казталовской районной больнице. Туда каждый день привозили воду в бочке на запряженной лошадью телеге. Так вот, этот врач каждое утро скакал по поселку на этой лошади верхом, что вызывало неподдельное восхищение у всей детворы и сельчан. К тому же доктор был профессионалом в своем деле – по селу быстро пошла слава, мол, если диагноз поставил Бродецкий, сомнений быть не может. Помню, что я даже коротко состриг себе волосы, подражая прическе этого хирурга», – делится, улыбаясь, Серик Гумарович.
Учеба в школе давалась ему легко, но, с его слов, звезд с неба он не хватал, хотя зародившийся интерес к врачебной профессии в нем никогда не угасал. После окончания долго не раздумывал, уверенно решив идти в медицинский. Первая попытка поступить в Актюбинский вуз у сельского парня оказалась неудачной, но это ничуть не повлияло на его твердое решение в выборе будущей профессии.
«Год я работал трактористом-грейдеристом и самостоятельно готовился к поступлению, просиживая в свободное время за книгами. У меня была одна мечта – стать врачом, и ничто не могло сбить меня с цели. Эта тяга поглотила все мои мысли. И если я вновь бы не поступил, сделал бы это в третий или другой раз, пока не добился своего», – говорит С. Хайрекешев.
Но на следующий год все сложилось благополучно, и в 1968 году паренек из Казталовки с головой окунулся в учебу, постигая азы медицинской науки, чему посвятил шесть лет. По его словам, учиться было непросто, к проблемам со знанием русского языка, который давался с трудом, так как он рос в казахоязычном поселке, добавился еще и латинский. Жил студент то в общежитии, то снимал квартиру, но семью построил уже на четвертом курсе. Правда, в спутницы жизни выбрал не будущего врача, а специалиста-метеоролога, прекрасную девушку Гульжиян, с которой они и сейчас живут душа в душу. На пятом курсе у молодой четы Хайрекешевых родились двойняшки. Сын Арман Серикович стал хирургом (в настоящее время занимает должность заместителя директора ТОО «МедЦентр»), его жена Алия, кстати, тоже работает в сфере медицины, она – акушер-гинеколог в городской многопрофильной больнице, а дочь нашего собеседника Анара Сериковна – дерматовенеролог, сейчас она заведует поликлиническим отделением в областном кожно-венерологическом диспансере. К слову, у Серика Хайрекешева три внука и три внучки, одна из которых тоже мечтает посвятить себя врачебной профессии. Это ли не яркий пример проявления преемственности поколений?
«Приходилось учиться и одновременно зарабатывать на жизнь. Как только женился, сразу устроился рабочим на завод, сидел за станком с пяти вечера до 12 ночи, обрабатывая детали для различных аппаратов. Но коллектив был очень хороший, во всем меня поддерживал. А когда родились двойняшки, мне подарили два огромных мягких медведя. Я так радовался, будто получил от коллег автомобиль! Главное, что люди проявляли искреннее человеческое понимание и доброту», – с теплом вспоминает С. Хайрекешев.
В 1973 году Серик Гумарович приехал с семьей в Уральск и поступил интерном в областную больницу, где и остался работать в отделении экстренной хирургии, которым потом руководил. Долгие 44 года он оперировал больных, спасая тысячи жизней и считая, что хирург всегда должен сделать все от него зависящее. С 2017-го С. Хайрекешев перешел в городскую многопрофильную больницу, где пять лет (до 2022-го) занимал должность заведующего отделением неотложной хирургии, а потом больше года работал хирургом в медцентре «Uniserv».
«Никогда не считал, сколько всего провел операций, но первую отчетливо помню до сих пор, – говорит наш собеседник, которому год назад было присвоено звание Почетного гражданина Уральска. – Хирург обычно начинает с аппендицита – удаления червеобразного воспаленного отростка. Но в свои 20 с лишним лет я сильно переживал за такую операцию, которую делал на открытом животе в одиночку ночью. В техническом плане все прошло благополучно, но сам аппендикс мне помогла зацепить и вытащить опытная операционная сестра, отлично знающая свое дело. Всю жизнь ее благодарю, считая, что таким образом она и напутствовала меня в профессии».
Сейчас на счету опытного хирурга – практически все виды операций на животе. В расцвете своих сил он мог оперировать трижды за день, давая себе лишь немного времени для отдыха после каждой. В их числе и самые сложные – экстренные при ножевых ранениях сердца, легкого, разрывов крупных сосудов, мышц и даже, так называемая по-медицински, проксимальная резекция желудка. Это когда удаляется его часть, а оставшуюся соединяют с пищеводом. Трех-четырехчасовая операция проводится очень глубоко, и с технической точки зрения сделать это довольно сложно. При этом есть большой риск коварных осложнений, вплоть до летального исхода. От хирурга требуется безукоризненная точность, чтобы каждый шов лежал так, как положено, иначе не избежать негативных последствий.
«В такие минуты понимаешь только одно, что ты должен спасти жизнь. И главное – своевременно оказать помощь и сделать все правильно. Хирург не имеет права на ошибку. Хотя летальные случаи – это, наверное, закономерность в его практике. Однако этот врач не может себе позволить ошибиться по незнанию. Если смерти способствовало само заболевание, дающее мало шансов на спасение человека, – это одно, а вот врачебная ошибка оперирующего – совсем другое. Хирург обязан знать, что и как он должен делать в той или иной ситуации. По моему глубокому убеждению, нет ничего хуже, чем непрофессионализм в хирургии», – резюмирует Серик Хайрекешев.
На наш вопрос о том, что недостает современной медицине, Серик Гумарович отвечает, что нынешним врачам нужно отводить больше времени на диалог с пациентами и их родственниками, которым необходимо подробно разъяснять причины и возможные осложнения разных заболеваний. По его мнению, именно из-за такого недопонимания на работников сферы здравоохранения сейчас поступает так много различных жалоб.
«В медвузах, думаю, нужно больше все-таки уделять внимания не теории, а практике. Да и потом с умом использовать цифровую медицину. Сейчас очень много компьютерных программ, которые апробируются, но все равно в медицинских организациях остается много вопросов, присутствует какая-то всеобщая неразбериха. В этом плане есть над чем работать. Эта сфера особенно требует четкости и разумности в подходах», – считает собеседник.
Свой характер он называет сложным и говорит, что не терпит в людях притворства и обмана. По его словам, это низко, и с такими людьми на контакт он никогда не пойдет.
«В жизни человека важнее семьи, наверное, ничего не бывает. И для врача-хирурга, который днями и ночами пропадает на работе, это особенно ценно. Молодым супругам сейчас нужно учиться понимать друг друга с полуслова, проявлять взаимоуважение, терпение. Хорошая семья – всегда надежный тыл, тихая гавань, где врач и черпает силы, чтобы спешить на помощь другим», – заключает Серик Хайрекешев.
16 сентября врачи-хирурги во всем мире отметили свой профессиональный праздник. Этот день посвящен докторам, занимающимся оперативным вмешательством для лечения различных заболеваний и состояний. Хирургия существовала еще в древности, когда люди впервые иммобилизировали (создание покоя) сломанную конечность или проводили трепанацию.
Галина Каренских,
газета "Приуралье"