8.02.2024, 12:16
Просмотры: 102

Хранитель истории и культуры

Одними из основных хранителей летописи государства и народа являются музеи, в которых хранятся предметы старины, гравюры, скульптуры, рисунки, манускрипты, чучела животных, карты, рукописи и многое другое. Все зависит от тематики того или иного учреждения. На сегодняшний день в нашем регионе насчитывается более 20 музеев. В новой рубрике мы будем знакомить с их деятельностью и экспозициями.

WhatsApp Image 2024-02-08 at 11.27.43

Областной историко-краеведческий музей имеет 187-летнюю историю и является одним из старейших музеев нашей страны. Здание музея, исполненное в восточно-мавританском архитектурном стиле, было построено в 1879 году. Раньше здесь размещалась русско-киргизская ремесленная школа, в которой обучали мальчиков столярному, токарному, кузнечному и слесарному ремеслу. Музей был организован при войсковом училище в 1836 году под руководством местного учителя Курилина. У музея богатейший фонд, в котором хранятся более 200 тысяч экспонатов. Здесь собрана огромная коллекция археологических экспонатов, ювелирных украшений, предметов этнографии. Экспозиция состоит из восьми залов, которые повествуют об истории края с древнейших времен и до наших дней.

Зал археологии

В 2012 году во время археологических раскопок на курганном комплексе Таксай была обнаружена уникальная находка – богато украшенное погребение молодой девушки. Открытие датируется VI-V вв. до н.э. Оно уже получило название Золотая принцесса или Алтын Ханшайым.  Среди артефактов ряд уникальных предметов. Это – гребень с изображением батальной сцены между персами и сарматами, а также золотое навершие головного убора, впервые обнаруженное в Казахстане и позволяющее отнести находку ко временам «саков, носящих остроконечные шапки» и другие. Золотая или «Токсайская принцесса» является одной из археологических жемчужин нашей области. К слову, это одна из двух полных скульптурных реконструкций женщины, созданная специалистами на основе анализа найденных материалов. Первая выставлена в Национальном музее истории Республики Казахстан в г. Астане, где также представлены оригиналы всех находок из погребения. Вторая скульптурная композиция и копии основных артефактов экспонируются в нашем областном музее.

В этом зале также представлены портреты ханов Абылая и Абулхаира, скипетр – символ ханской власти. Он выполнен из металла и покрыт позолотой, обильно украшен чеканным казахским национальным орнаментом и витой сканью. На скипетре, инкрустированном хризопразом и сердоликом, имеются стилизованные изображения голов льва.

В этом же зале можно узнать об образовании Букеевской Орды, познакомиться с реформами Жангир хана. Отдельная экспозиция посвящена внедрению ислама: священная книга мусульман – Коран, учебное пособие для мальчиков, обучавшихся в медресе. Ислам получил распространение на территории Казахстана в VIII-IX вв.

WhatsApp Image 2024-02-08 at 11.27.13

В глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа. В этом убеждает экспозиция древних видов оружия. Оружие казахов было ударным (боевые палицы, ногайки), колющим (пика, копье), рубяще-режущим (секира, сабля, кинжал, ножи).  Боевые палицы шокпар, сойыл, забрасываемые с помощью ременной петли на локтевой сгиб, ногайки – камшы, дойыр, дода, дырау, отличавшиеся размерами и сложностью плетеной части, а также тяжестью рукоятки, использовались для того, чтобы сбить противника с коня. Но наиболее грозными видами оружия у казахов, наряду с саблей, являлась пика – найза, дротик – сунги, секира – айбалта.

Достойное место в этом зале занимает юрта. Юрта – один из древнейших видов передвижного жилища, приспособленного к кочевому образу жизни казахов.

музей - краеведческий - Зал Казахского ханства (8)

Зал ювелирных украшений

Здесь вы погружаетесь в царство серебра. На витринах представлены украшения, посуда, раритетный самовар. Магия серебряных украшений завораживает посетителя своим таинством и красотой. Казахские мастера в основном использовали серебро, ему приписывались магические свойства и считали, что оно оберегает от нечистой силы, сглаза и является лечебным металлом. Кольца свах, подвески, серьги, браслеты, броши, накосные и нагрудные предметы украшены рубинами, сердоликами и полудрагоценными камнями. У каждого украшения свой смысл и назначение. Украшения делятся на 3 вида – для девушек незамужних, среднего возраста и украшения бабушек. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, которые должна была иметь каждая женщина, поскольку считалось, что в противном случае пища, приготовленная ею, будет нечистой. Девочки всегда носили шашбау – ленты для кос, которые были декорированы бусинами, колокольчиками, перламутровыми бляшками, серебряными и золотыми монетами, а также драгоценными камнями. Благодаря этому они являлись не просто украшениями, а оберегами от злых духов: при ходьбе они звенели и защищали хозяйку от потусторонних сил и даже похищений.

Кольца (Құстұмсық жүзік) – носили незамужние девушки на выданье, что означало – свободная, беззаботная как птица.  Такое кольцо, выполненное в виде конуса, по форме напоминает птичий клюв. Издревле казахи относились к девочке, как к гостю в доме и понимали, что она как птица, которая рано или поздно выпорхнет из отчего гнезда. После замужества кольцо оставалось у девушки, но меняло свое предназначение. Теперь оно являлось неким SMS-посланием между девушкой и ее родителями. В то время, дочерей отдавали замуж в другие регионы и надолго теряли с ней связь. Если кто-нибудь из родственников девушки отправлялся по делам в аул, куда выдали замуж девушку, мать с замиранием сердца ждала известия от дочери. Если дочь передавала кольцо обратно матери, это означало, что с ней все хорошо, она попала в хорошую семью и счастлива в новом доме. Мать невесты на радостях накрывала праздничный дастархан и звала гостей, делясь с ними хорошей новостью.

Перстень сватьи (Құдағи жүзік) – это женское массивное ювелирное украшение, которое надевается сразу на два пальца (безымянный и средний). Овальная или чаще круглая поверхность кольца – символ семьи и ее благополучия. Две вставки из камня или стекла по обе стороны кольца символизируют две семьи. Элемент по центру означает соединение двух начал – двух семей. Для украшения кольца чаще всего используется красный сердолик, означающий жизнь. Другие узоры на кольце олицетворяют близких родственников молодоженов. Сложные нагрудные украшения «өңіржиек» и «алқа» также были привилегией молодых. Өңіржиек был обязательным украшением замужних женщин, особенно в период кормления ребенка. Это украшение оберегало женщину от сглаза.

Зал истории ХХ века

Зал представлен яркими страницами из истории гражданской войны, обороны города Уральска. Особое место занимает период образования Алашорды. Алаш – первая политическая партия в Казахстане. Алашская автономия – структура будущей государственности. Представлены фотоматериалы алашской интеллигенции, которая по существу являлась элитой нации, была неразрывно связана с традиционной культурой казахского общества, по праву была катализатором духовного ренессанса. О жизни и деятельности видных деятелей Западного отделения Алаш Орды: Жаханше и Халеле Досмухамедовых,
М. Ниязове, Б. Юсупкалиеве и др. свидетельствуют документы, личные вещи, фотоматериалы. Не остался незамеченным в экспозиции период репрессий. Экспонаты, найденные на месте расстрелов, личные вещи, книга скорби.

музей - краеведческий - Зал Истории ХХ века

Экспозиция, посвященная истории военных лет, представлена фотографиями уроженцев Приуралья – участников Великой Отечественной войны, материалы о работе эвакуированных в Уральск предприятий, образцы выпускаемой ими продукции для фронта, о сформированных в эти годы бригадах (152 и 101 стрелковые и 86 артиллерийская), наряду с этим можно увидеть фронтовые письма и газеты, благодарности и награды уральцам за их вклад в дело разгрома гитлеровской Германии. Так же есть экспозиции, посвященные Чернобыльской катастрофе и Афганской войне.

Зал Независимости

В этом зале можно ознакомиться с историей развития страны, области, достижениями в области экономики, образования, культуры, спорта.

В целом, чтобы ощутить магическую атмосферу прошлых лет, прикоснуться сердцем и душой к историческому наследию, собранного в областном краеведческом музее, конечно, надо просто побывать здесь, пройтись по залам и представить себя частью этого глубокого и познавательного мира…

Зал искусств

Это музыкальное наследие Западного Казахстана. Мухит Мералиулы (1841-1918 гг.) – знаменитый певец, композитор, акын родился в 1841 г. в Каратюбинском районе ЗКО. Мухит с детства обнаружил незаурядные музыкальные способности. Он исполнял произведения других авторов и народные песни, в дальнейшем появились его собственные произведения. Широкое распространение получили песни «Айнамкоз», «Килым», «Бала Ораз», «Жылкышы» и другие. На основе исполнительских традиций Мухита, требующих широкого диапазона голоса, в Западном Казахстане сформировалось особое направление в искусстве народной музыки «Школа Мухита».

Выдающийся композитор, Народный артист Казахстана, продолжательница исполнительского стиля Курмангазы Дина Нурпеисова родилась в 1861 г. в Жангалинском районе Западно-Казахстанской области. Яркий талант Дины Нурпеисовой, проявившейся еще с 9-ти летнего возраста, позволил ей поднять на новый качественный уровень исполнительское мастерство на домбре. Живые народные традиции прослеживаются в уже первых ее произведениях «Булбул», «Байжума», «Когентуп» и др. На республиканских и всесоюзных конкурсах исполнителей народной музыки в 1937 и 1939 гг. Дине удалось завоевать первое место. Творчество Дины Нурпеисовой, в котором она продолжила традиции народных композиторов Курмангазы, Даулеткерея, получило всенародное признание.

WhatsApp Image 2024-02-08 at 11.28.11

Курмангазы Сагырбайулы (1823-1896 гг.) – великий казахский кюйши, композитор, классик казахской инструментальной музыки. Его первым учителем в искусстве кюя был Узак. Свободолюбивые произведения Курмангазы поднимали дух народа. Один из первых его кюев «Кишкентай» посвящен Исатаю Тайманову. В кюе «Адай» воспевается героизм и сила народной борьбы. Несколько раз великий композитор был незаслуженно заточен в тюрьмы Уральска и Оренбурга. Переживший гонения со стороны властей Курмангазы в 1880-х годах поселился неподалеку от Астрахани и объединил вокруг себя группу учеников. Среди них были Д. Нурпеисова, Е. Есенжанов, Мамен, М. Сулейменов. Курмангазы основал новое направление в народной инструментальной музыке и новые традиции исполнительского мастерства. Его незабвенные музыкальные произведения превратились в драгоценное наследие народа.

Знаменитый певец, композитор, Народный артист Казахстана (1954 г.) Гарифолла Курмангалиев родился в 1909 г. в селе Ақкөл Каратюбинского района Западно-Казахстанской области. Восхищаясь искусством своего знаменитого земляка Мухита Мералиулы, Гарифолла становится продолжателем его традиций. Песни Мухита в исполнении Г. Курмангалиева становятся популярными в Актобе, Оренбурге, Атырау, Уральске. В 1934 г. после участия в первом Всеказахстанском слете народных исполнителей, его принимают в театр Оперы и балета им. Абая. На сцене театра мастерски воплотив образы Елемеса, Сакана, Жарса, Шеге и много других персонажей Гарифолла становится одним из деятелей культуры, стоявших у истоков национального оперного искусства. Народную славу Г. Курмангалиев завоевал песнями Мухита, наряду с ними он исполнял и свои песни «Акжайык», «Суйген жар», «Нуржамал», «Акку» и др. Обладатель непревзойденного таланта исполнения казахских песен, Г. Курмангалиев смог передать свое искусство молодежи, основав свою прекрасную школу исполнительского мастерства.

Выдающийся композитор-кюйши, основатель лирического направления в искусстве, Даулеткерей Шигайулы (1820-1887 гг.) является уроженцем п. Урды Западно-Казахстанской области. С молодых лет Даулеткерея привлекало искусство народных исполнителей, в частности народного исполнителя Мусирали, у которого он перенял исполнение его кюев «Арынгазы», «Жанторе», «Аренжаттык». Поистине народное признание получили его произведения «Желдирме», «Тартыл», «Косалка», «Кудаша». Известны кюи Даулеткерея «Ващенко», «Кос шек», «Топан» и др. Кюй «Салык олген» Даулеткерей посвятил своему другу Салыку Бабажанову и впервые исполнил его в 1871 г. Прекрасные произведения, образцы народного симфонизма, содержат в себе глубокий смысл и сложный психологизм тончайшей человеческой души, которые так мастерски воплотил в своем творчестве народный любимец Даулеткерей.

Сейтек Оразалиулы (1861-1933 гг.) – кюйши-композитор. Родился в 1861 г. в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. Научился играть на домбре у старшего брата Султангали. Известны его кюи «Арпалыс», «Ак Едиль», «Булбул Айша», «Орытпа» и другие. За свои выступления против несправедливости в обществе подвергался гонениям и заключался в тюрьмы Урды, Иркутска, Астрахани, Москвы. В 1897 г. был депортирован в Сибирь. Именно в этот период появляются его кюи «Айдау», «Тунилдим», «Арман». Наряду с кюями в творчестве Сейтека были и песни. Его «Песня Сейтека» вошла в сборник  А.Затаевича «1000 песен», многие произведения Сейтека входят в репертуар оркестра народных инструментов.

Перизат Баймагамбетова,

zhaikpress.kz

Фото от областного историко-краеведческого музея

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале