Театр с самого начала войны стал в числе «призывных». Время требовало мужества от всех – и люди искусства, доказали, что оно им не чуждо. Эта связь культуры с нависшей опасностью над страной, единство со своим народом обрели очень динамичные формы, рожденные военной обстановкой: репертуар пополнялся новыми пьесами отечественных драматургов, посвященными Победе. Но и в послевоенные годы эта тема не стала менее острой, театры, как и прежде, обращались к ней. Невозможно представить 70-е годы без спектаклей – «А зори здесь тихие...» в театре на Таганке, «Вечно живые» в «Современнике», «В списках не значился» в «Ленкоме». Спектакли о Великой Отечественной войне всегда занимали особое место в театральном репертуаре, в том числе и в нашем театре им. А.Н. Островского. Не меньшую роль они играют и сейчас.
Эхо военных лет
В послевоенное время репертуар театра А.Н. Островского строится, в основном из пьес современных авторов, в том числе и участников-фронтовиков, из пьес классического репертуара, особенно популярной в те годы становится так называемая тема «ленинины». Но и тема войны не чужда театру, потому как память о войне жаром дышала в спину современников. В первые, послевоенные десятилетия, в начале и середине 1950-х годов театр обращается к пьесам А.Кучара «Это было в Минске» (постановка главного режиссера Ю.Пажитского), В.Собко «И жизнь начинается снова» (заслуженного артиста КазССР Н.Курганского), Я.Галана «Под золотым орлом» (Р.Лениногорской), Ц.Солодаря «У лесного озера» (заслуженного артиста КазССР Н.Белкина). В начале 1960-х годов в репертуаре театра появляются пьесы о войне и послевоенной жизни «Барабанщица» А.Салынского (постановка А.Титкова), «Огненный мост» Б.Ромашова (Н.Лукина), «Якорная площадь» (И.Штока) и многие другие.
По волнам памяти
По прошествии лет тема войны отголоском звучит в памяти поколений, перенесших все военные тяготы. Она становится данью памяти, напоминанием, что «никто не забыт и ничто не забыто». Данная тематика в театральных постановках обретает иные смыслы – просветительские, поднимая перед зрителями общечеловеческие ценности. Так, в конце 1960-х годов в репертуаре театра появляется драма лауреата Ленинской премии В.Ежова «Соловьиная ночь» в постановке главного режиссера театра, заслуженного артиста КазССР Г.Пушкарёва. Главные и центральные роли исполняли такие артисты, как Валерий Дьяков (сержант Бородин), заслуженный артист КазССР Виктор Попов (полковник Гура), заслуженный артист КазССР Владимир Попов (капитан Федоровский), Борис Добронравов (майор Тимофеев), Владимир Нечаев (старшина Кузовков) и многие другие. В это же время, в 1968 году режиссер А.Терещенко ставит на сцене театра популярную в 60-е годы пьесу Л.Зорина «Варшавская мелодия». Герои «Варшавской мелодии» – Виктор и Гелена – случайно встретились после войны. Он – прошедший войну солдат, а ныне студент, она – тоже студентка, но консерватории, польская певица и будущая знаменитость. Трогательная история их любви, разделенной советским законом о запрете на браки с иностранцами и пронесенной сквозь годы – история сломанных судеб и несбывшихся надежд. Роль Гелены исполнила Ирина Лобова (жена режиссера Я.Панджариди), роль Виктора – Георгий Завалов.
В начале 1970-х режиссер Е.Горяинов ставит трагикомедию А.Макаёнка «Трибунал», которая заметно отличается от большинства героических драм, посвященных Великой Отечественной войне, показывающих красоту и стойкость духа человека, столкнувшегося лицом к лицу с суровыми испытаниями. Герой «Трибунала» – «маленький человек», песчинка мироздания, попытка которого противостоять ужасающей реальности окажется трагически бессмысленной. В спектакле были заняты заслуженная артистка КазССР З.Акимова, В.Речкин, Р.Курбангалеева, Ю.Лакомов и многие другие.
В 1980 году А.Иноземцев ставит пьесу А.Салынского «Долгожданный», где минувшая война неизбежно вторгается в действие, память о ней служит мерилом нравственной сущности персонажей. Главные роли исполнили артисты: О.Черкашина, В.Терейковский, В.Дьяков и другие.
В 1982 году Ян Панджариди ставит пьесу знаменитого белорусского драматурга, автора многих пьес о войне А.Дударева «Выбор», где центральные роли отданы ведущим молодым артистам театра М.Курбангалееву, Ю.Андруховичу, Н.Турчковой, а также Ю.Каменкову и другим. А в 1984 году к 40-летию Победы режиссером Я.Панджариди был поставлен спектакль «Летним вечером» А.Шагинян. Кстати, Ян Георгиевич сыграл в спектакле одну из ролей – безногого сапожника дядю Жору, потерявшего сразу троих малых детей и жену. Спектакль имел огромный успех. И вот что о нем пишет заслуженный работник культуры КазССР О.Мацкевич: «Разные, очень несхожие характеры простых людей, вернувшихся с войны, так или иначе опаленных ею, раскрываются перед зрителем в спектакле Уральского театра… Да, нелегко, очень нелегко всмотреться, особенно глазами нашего молодого современника, не испытавшего ужасов войны, в характеры, дела и поступки тех, кто еще осязаемо слышит сердцем взрывы бомб и снарядов, чтобы правильно понять и оценить их». Или преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Уральского пединститута В.Докшина: «О работе актеров в этом спектакле невозможно сказать «игра», настолько созданные ими образы натуральны, без единой фальшивой нотки».
В 1990 году режиссер Ю.Коненкин поставил спектакль по повести А.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» с заслуженным артистом КазССР В.Поповым в заглавной роли.
Тема войны и театр сегодня
Конечно, тема войны занимала и занимает наши сердца и поныне. К ней мы относимся с трепетом, огромным уважением и чтим память героев войны. Так, в 2005 году в ознаменовании 60-летия Победы самарский режиссер В.Курочкин поставил знаменитую пьесу А.Арбузова «Мой бедный Марат» с Оксаной Малуша, Насими Мамедовым и Тимуром Курбангалеевым в главных ролях, к 65-летию режиссер С.Пацаль представил премьеру водевиля военных лет «Синий платочек» В.Катаева. В 2015 году О.Малуша посвятила спектакль «Рядовые» А.Дударева 70-летию Победы над фашизмом. И буквально полгода назад к 75-летнему юбилею прошла премьера спектакля «Вечно живые» В.Розова, сюжет которого знаком многим по фильму «Летят журавли».
Таким образом, театр им. А.Н. Островского неоднократно обращался и делает это и поныне к военной тематике и считает своим долгом говорить об этой теме со старейших театральных подмостков нашей республики.
Руслан Джумахметов,
артист театра А.Н. Островского