В нашу редакцию обратились жители области, возмущенные очередями в зданиях Центра обслуживания населения, что доставляет массу неудобств и занимает большое количество времени при получении государственных услуг, в том числе свидетельства о рождении ребенка и других различных справок.
Как отметил заместитель директора филиала «НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Аскар Сандыбаев, для облегчения получения гражданами свидетельства о рождении ребенка, услуга оказывается в Проактивном формате.
– Проактивная услуга – это возможность получить свидетельство о рождении ребенка, поставить его в очередь в детский сад и получить пособие с помощью ответов на СМС-сообщения не выходя из дома. Услуга оказывается вновь родившим матерям, зарегистрированным в Базе мобильных граждан, которую можно получить с помощью ответов на СМС-сообщения приходящих с короткого номера 1414. Первое сообщение поступает в течение суток с момента рождения ребенка. Ответ ожидается в течение 3-х дней. В каждом поступающем СМС-сообщении имеется подробное описание способов ответа, следуя которым можно корректно ответить на вопрос. Сообщение следует начинать с заглавной английской буквы R без кавычек и пробелов перед этой буквой. В случае неправильного ответа поступит СМС-сообщение об ошибке и будет предложено ответить вновь. Услуга не может быть оказана клиенту, не зарегистрированному в Базе мобильных граждан, а также, если у него имеются дети старше 2007 года рождения или был заключен брак до 2008 года. В Базе мобильных граждан можно зарегистрироваться на портале «электронного правительства», в ЦОН, а также у ответственных сотрудников ЦОН в перинатальных центрах. Услуга абсолютно бесплатная. Плата за отправку СМС-сообщений не взимается. Но нужно иметь положительный баланс для возможности отправки СМС-сообщений. Следует отметить, что если в указанный период не предоставлен ответ, то услугополучателю необходимо обратиться в ЦОН, – сказал А.Сандыбаев.
Согласно информации А.Сандыбаева, по ЗКО уже 40% жителей используют данную услугу, а в мегаполисах страны – в Алматы и Астане до 80%. Данная услуга подразумевает собой исключение необходимости беременным женщинам и женщинам после родов ходить в ЦОНы. Однако, в случаях, когда роженица заранее получила соответствующее сообщение, то ей или ее мужу со свидетельством о браке все же необходимо подойти в ЦОН.
Здесь-то и начинаются проблемы. Так, жительница Уральска Алмагуль пришла в ЦОН получить ЭЦП (электронно-цифровую подпись – прим. автора), взяла талон в электронную очередь. После получасового ожидания ей сообщили, что за получением данной услуги необходимо обратиться в порядке живой очереди.
– У меня устарел ключ ЭЦП, пришла обновить. Сразу не объяснили, что не надо было брать талон. После того, как прошла очередь, сказали, что надо встать в живую очередь. Вдобавок к этому зависла программа, и мне пришлось ждать еще минут 40. В целом хотелось бы отметить, что работники ЦОНа работают, стараются. Если программа зависает, то это от них не зависит, – сказала Алмагуль.
По словам Аскара Сандыбаева, в ЦОНах имеются зоны: оперзона, зона скорости, зона самообслуживания и т.д., и в каждой из них работает консультант.
– Возможно, имело место, когда клиент берет очередь в одной зоне и ожидает в другой. Хочу отметить, что руководство учреждения систематически проводит обходы центров, беседуют с клиентами и анализируют их предложения и замечания в целях дальнейшего улучшения обслуживания граждан, – сказал А.Сандыбаев.
В целом работа Центров обслуживания населения на сегодняшний день автоматизирована и упрощена, и многие услуги граждане могут получить не выходя из дома. Очереди, которые возникли из-за наплыва граждан РФ, сейчас уменьшились во много раз. Как отметил А.Сандыбаев, для удобства граждан филиалы госкорпорации работают и в субботу.
Следует отметить, что всего по области функционируют 16 ЦОНов. Кроме того, работают дежурные ЦОНы. Так, в ЦОНе по ул. Жамбыла, 81/2 – понедельник-пятница с 09.00 до 20.00 ч., в субботу с 09.00 до 13.00 ч. Остальные ЦОНы, включая районные отделы в будние дни с 09.00 до 18.00. Также СпецЦОН работает: понедельник-пятница с 09.00 до 18.00, при этом, прием документов до 17.00 ч. В субботние дни – с 09.00 до 13.00 ч.
15 лет назад открылись первые ЦОНы. Казахстанцы встретили новшества от Минюста с немалым воодушевлением. Как же иначе, ведь это означало, что в прошлом останутся выматывающие очереди и кипы бумаг на получение справок. И хотя цифровая платформа госуслуг внедрялась с перебоями и поводы для недовольства находятся по сей день, сегодня мы уже не представляем свою жизнь без «электронного правительства для граждан».
Жадыгер Кусайнов,
zhaikpress.kz