В День памяти жертв политических репрессий общественность города и области почтила память невинно пострадавших, расстрелянных в период сталинских репрессий, а также погибших во время Голодомора 20-30-х годов. В возложении цветов к памятнику жертвам политических репрессий принял участие аким области Алтай Кульгинов.
Как отметили участники траурного митинга, этот день мы отмечаем и помним для того, чтобы глубже изучить неизвестные страницы нашей истории, народа, не повторить ошибок прошлого. В ХХ веке в мирное время по всей Земле ушло из жизни 170 миллионов человек, с 1927 по 1953 годы политическим репрессиям было подвергнуто более 100 тысяч человек. Только в советском Казахстане в 1937-1938 годах были осуждены около 118 тысяч человек, 25 тысяч из них расстреляны. Среди них были и западноказахстанцы, подвергнутые гонениям.
По данным историков, репрессии приобрели массовый характер в связи с принудительной коллективизацией и ускоренной индустриализацией 20-х–30-х годов. А начавшийся вслед за этим голод стал причиной возмущения национальной интеллигенции и казахского народа, что повлекло за собой массовые репрессии в отношении казахов со стороны большевистской власти. Точное количество погибших от голода до сих пор неизвестно, по разным историческим оценкам это от 1,5 до 3 млн. человек. Спасаясь от голода и репрессий, часть казахов откочевала в Китай, Монголию, Иран, Афганистан, Кыргызстан. Таким образом, по историческим данным, Казахстан в то время лишился до 48% коренного населения.
Репрессии применялись не только к отдельным личностям и семьям, но и к целым народам. Так, в результате принудительной депортации в Казахстане оказались корейцы, народы Кавказа, немцы, поляки. Узники таких лагерей, как ГУЛАГ, Степлаг, АЛЖИР, Карлаг также пополнили число репрессированных.
Чтобы помнить и чтить память тех, кто погиб в те страшные годы, чтобы не допустить таких чудовищных ошибок в нашей новейшей истории, в 1997 году Указом Президента Республики Казахстан 31 мая был установлен Днем памяти жертв политических репрессий и голода.
Монумент на новом городском кладбище – каменная стела и улетающие журавли с простреленными крыльями – символ того, что души тысяч мучеников, погибших в годы красного террора, улетели в лучший мир. Это не простой монумент. Стела поставлена на месте братского захоронения, где нашли свое последнее пристанище останки 32 расстрелянных без суда и следствия людей, наших земляков.
– В 1997 году берег Урала размыло течением, и там обнажились человеческие останки. Мы вызвали криминалистов, была проведена судебно-медицинская экспертиза, которая показала, что останки принадлежат расстрелянным в годы репрессий людям. Мы организовали перезахоронение на новом кладбище, с почестями. Расстрелянных было 32 человека. Тогда же возникла идея поставить на этом месте монумент. В 90-е годы было сложно с материалом, но скульптор Юрий Баймукашев, ныне покойный, придумал такую композицию. Также помню, что, когда проводилось исследование останков, сотрудники КНБ попытались установить личности погибших, но, к сожалению, реально по архивным документам удалось восстановить фамилию и имя только одного из погибших, остальные так и остались безвестными жертвами репрессий. Мы каждый год приезжаем сюда, чтобы почтить память людей, пострадавших от репрессий и голода, вечная им память! – сказал ветеран культуры, председатель еврейского этнокультурного объединения «Ламед» Феликс Баюканский.
Аким области Алтай Кульгинов отметил, что памятник нуждается в обновлении, сказал, что будет проведена реконструкция и благоустройство территории. В церемонии возложения цветов также приняли участие аким города Мурат Мукаев, ветераны, представители актива области, члены этнокультурных объединений АНК ЗКО.
Молитвы об упокоении усопших и невинно убиенных прочитали представители ДУМК по ЗКО и Уральской Епархии.
Также торжественные собрания были проведены у памятника Жаханши Досмухамедова, возле ЗКГУ имени М. Утемисова, где установлена мемориальная доска Ш. Каратаевой, а также у монумента «Благодарность казахскому народу», установленного корейцами Приуралья в память о спасении, помощи и гостеприимстве, которое казахи оказали депортированным. Молот и наковальня репрессий так или иначе коснулись судьбы корейцев, проживающих в Казахстане, в том числе и в нашей области. В память об этих страницах истории председатель корейского этнокультурного объединения АНК ЗКО Виталий Ан на собственные средства организовал в Бурлинском районе музей, в экспонатах которого наглядно показаны репрессии против корейского народа, его путь в Казахстан.
– Я постарался отразить всю историю переселения нашего народа, но более всего – великодушие казахского народа, которые приняли корейцев в степи, обогревали своим теплом, уютом, делились последним куском хлеба и крышей над головой. Казахи не дали нашей нации превратиться в пыль, – уверен Виталий Константинович. – В нашей крови навеки заложено уважение к памяти жертв репрессий и глубокая признательность казахскому народу. Это скорбные страницы нашей общей истории, о которых мы не имеем права забывать. Я благодарен судьбе, что живу в Казахстане, считаю нашу страну своей родиной. Здесь я получил все, что имею, стал специалистом в своей сфере, веду большую общественную работу как депутат и как член Ассамблеи народа Казахстана.
По словам Виталия Константиновича, в Казахстан было переселено 657 корейских семей, в общей сложности 3015 человек. Но это только те, кто прибыл на место назначения, а не умер в пути от голода, холода и лишений. А их было тоже немало. Вместе с депортированными семьями судьбу переселенца разделил и капитан китобойного корабля Ан Бен Гук, дедушка Виталия Ана. Поскольку депортация проходила, в основном, в ночное время, без уведомления, а переселенцам не разрешали взять с собой даже необходимое, Ан Бен Гук остался без документов. Он попал в трудовой лагерь на земле Узбекистана, работал земледельцем, растил рис, что стало большим подспорьем для борьбы с голодом и в трудные военные годы. Затем Ан Бен Гук переехал в Казахстан, и казахстанская земля стала для него символом прибежища и дома.
Репрессии не обошли и семью Александра Ажгалиева, который первым в Уральске был награжден знаком «Меценат образования».
– Мой дед, Федор Бенцлер, был расстрелян как враг народа в нашей уральской тюрьме в 1942 году. Он работал кузнецом на железной дороге, была семья, 5 детей, в том числе и моя мама Луиза Бенцлер. Став взрослым, я заметил одну особенность: никто из переживших репрессии никогда не жаловался на свою судьбу, они стойко переносили все тяготы. Мой дед был 1889 года рождения, в этом году ему бы исполнилось 130 лет, и мы в память о нем хотим провести мероприятие, собраться всей большой семьей. Сегодняшний день навсегда в нашей памяти, – сказал Александр Кумарович.
Галина САМОЙЛОВА
Фото Оксана КАТКОВА
zhaikpress.kz