2.02.2024, 16:29
Просмотры: 56

Защиту потребителей усилят

Для этого в данной сфере разработали законопроект, более усовершенствованный для создания «потребительского настроения», чем прежний. Как рассказали в департаменте торговли и защиты прав потребителей ЗКО, если новые поправки будут утверждены, многоступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей во многом упростится. В помощь придет и омбудсмен, также будет усилена межотраслевая координация госорганов в этой сфере.

WhatsApp Image 2024-02-01 at 18.08.30 (1)

Несоответствий хватает

О вносимых изменениях в законодательство и деятельности департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК по ЗКО в рамках проекта «Сапалы өнім», в частности о борьбе с некачественным импортом, а также о насущных проблемах с сертификацией продукции без проверки качества и требований шла речь в ходе недавнего заседания Ситуационного штаба при данном ведомстве. Как рассказала руководитель департамента торговли и ЗПП по ЗКО Эльмира Киматова, ни для кого не является секретом, что на рынке нашей области присутствует большое количество завозной пищевой продукции из России, Беларуси, Киргизии, Китая, Турции и других государств. С целью выработки регулирующих мер в торговой политике, направленных на защиту внутреннего рынка от небезопасной и некачественной продукции, а также создания условий для развития добропорядочной конкуренции в интересах отечественных производителей в прошлом году Министерством торговли и интеграции был запущен проект «Сапалы өнім». Деятельность в данном направлении госорган осуществляет с помощью ОО «Западно-Казахстанское областное общество защиты прав потребителей» под председательством Дарины Телагисовой. Кстати, это единственное в ЗКО объединение, которое с вовлечением общественности проводит работу по обеспечению гарантий качества и безопасности продукции.

- Согласно закону «О защите прав потребителей» общественное объединение вправе обращаться в госорганы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары, не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству, в случае нарушения прав - предъявлять иски в интересах потребителей, а также распространять информацию о результатах исследований качества товаров для реализации их законных потребительских интересов, - сообщила Эльмира Нуровна.

По словам спикера, в минувшем году совместно с ОО департаментом проводился закуп молочной продукции, подсолнечного масла, в этом – кондитерских изделий, завезенных из РФ. Образцы сдавались в Национальный центр экспертизы по Актюбинской, Атырауской и нашей областей. В товарах было обнаружено несоответствие требований по нормативам их состава, а также техрегламентов в виде маркировки с отсутствием информации на государственном языке.

Без исследований качества и маркировки

Как заметил в своем выступлении руководитель департамента Комитета технического регулирования и метрологии по ЗКО Нуржан Сатыбалдинов, выступивший на заседании штаба, зачастую выдача сертификатов на завозимую продукцию осуществляется в третьих странах (чаще это РФ и Кыргызстан) без исследований ее качества и маркировки, что во многом усложняет процесс контроля. Почти половина заявителей по сертификации являются участниками казахстанской внешнеэкономической деятельности.

- Такие производители обращаются в зарубежные органы по сертификации онлайн, ведь все это можно сделать за один день, не выезжая, не проводя отборы проб и прочих манипуляций. А вот казахстанские органы не позволяют себе такого ввиду огромных штрафов за несоответствующую сертификацию (до 5 млн тенге с приостановкой деятельности на полгода). Бывает, что Комитет выносит решение о приостановке действия декларации - документе, удостоверяющем соответствие выпускаемой продукции требованиям техрегламентов, но уже на следующий день в Реестре вновь появляется другой документ на ту же продукцию, - сообщил спикер.

На новый уровень!

Что касается нового законопроекта по защите потребительских прав, то все поправки разрабатывались с учетом анализа обращений, которые поступают в Комитет при Минторговли и интеграции РК. Исходя из числа увеличившихся обращений можно сделать вывод, что потребители стали лучше разбираться в защите своих прав и чаще обращаться за помощью в департаменты торговли и ЗПП, общественные объединения и с их помощью смело отстаивать свои интересы в судах. Грядущие нововведения позволят сделать этот процесс еще быстрее и проще.

- Если сейчас, в случае приобретения некачественного товара, для защиты своих прав потребитель должен пройти несколько ступеней и потерять время, включая изначальное обращение к субъекту бизнеса, при неудовлетворении просьбы – к медиаторам, уполномоченному госоргану, а потом уже в суд, то по новому законопроекту у него появится право сразу обращаться в наш департамент либо в судебный орган. В результате сократятся время, силы и материальные расходы. Таким образом бюрократический алгоритм по разрешению потребительских споров будет упрощен, - пояснила Эльмира Киматова.

То есть законопроектом предлагается исключить нелогическую обязательную последовательность и снизить сроки достижения конечного результата. При этом – упорядочить полномочия ветвей власти: судебная – разрешает спор по принципу состязательности сторон, исполнительная – осуществляет госконтроль и привлекает к ответственности в рамках законодательства. Кроме того, многие потребители поддержали создание Института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который тоже обещают создать. Предлагаются также и базовые принципы защиты прав во всех сферах потребления, в том числе жилищно-коммунального, связи, туризма, культуры, обучения, транспорта и прочих. Ожидается, что все эти нормы позволят усилить межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребления со всеми госорганами. Помимо этого, законопроектом предлагается ввести гражданско-правовой штраф, что должно смотивировать предпринимателей добровольно устранять нарушения на досудебном этапе, а также - на развитие общественного мониторинга и построение цивилизованного рынка в стране.

- Актуальным является и то, что законопроект сможет уравнять интернет-ресурсы с торговыми объектами, расширить определение термина «Электронная коммерция», что позволит регулировать вопросы нарушения прав потребителей при заказе на различных платформах мобильного телефона. Сейчас по этому направлению наибольшее количество жалоб. Владельцев электронных торговых площадок смогут обязать заключать с предпринимателями договора, включающие положения по соблюдению требований и прав потребителей, - резюмировала спикер.

Департамент торговли и защиты прав потребителей ЗКО находится по адресу: г.Уральск, ул. Сарайшык,44/2 (здание управления координации занятости и социальных программ ЗКО, 3-й этаж). Телефоны горячей линии: 25-06-03, 50-00-44.

Сообщить о нарушениях потребительских прав можно и через телеграмм-бот (kzpp_bot) и портал электронного правительства (egov.kz) либо единую информационную систему защиты прав потребителей e-tutynushy.kz.

Галина Каренских

Фото автора

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале