25.02.2025, 14:30
Просмотры: 724

Завод «Зенит» - лидер среди судостроительных предприятий нашей страны

Не побывать в рамках Года рабочих профессий на Уральском судостроительном заводе «Зенит» с 80-летней историей было бы досадно. В заводских цехах рабочую закалку прошло не одно поколение токарей, слесарей, монтажников и прочих специалистов. Заодно поинтересовались у руководства насчет загрузки завода и нашумевшей передачи его инвесторам. 

Зенит (2)

Напомним, завод «Зенит» является лидером среди судостроительных предприятий нашей страны. Его основа была положена в далеком 1921 году в Ленинграде, а в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, завод был эвакуирован в Уральск. Изначально он производил продукцию для военных нужд и был известен под кодовым наименованием «Завод-231», «Почтовый ящик-38». Во время войны выпускал специальное военно-морское вооружение и за весомый вклад в Победу над врагом (единственный среди предприятий Казахстана) был награжден орденом Отечественной войны I степени. В 1966-1991 годах завод переименовался в машиностроительный им. К.Е. Ворошилова. В настоящее время АО «Уральский завод «Зенит» в составе АО «НК «Казахстан инжиниринг» входит в структуру предприятий оборонно-промышленного комплекса, основной задачей которого является выполнение госзаказов. Здесь изготавливают катера и корабли для военно-морских сил Министерства обороны и пограничной службы РК.

В начале мая мы планируем торжественный спуск на воду судна «Айбар», строительство которого заняло более двух лет и завершилось в прошлом году. Оно предназначено для погранслужбы. На р. Чаган судно будет проходить швартовные испытания, затем его отправят в Атырау для дальнейшей транспортировки в п. Баутино. Также с 2023 года ведется работа по строительству многофункционального судна по госзаказу для военно-морских сил и Минобороны РК. Его водоизмещение стало самым крупным для нас – порядка 700 тонн. К концу этого года оно будет полностью готово, спуск состоится весной 2026 года. Судно будет выполнять снабжающие задачи, включая доставку провизии, топлива для кораблей, которые находятся в море. На нем установлена и лебедка для проведения работ по буксировке. Кроме того, в этом году заложим новый проект по изготовлению судов из композитного материала. Это новый вид катеров, которые будут изготавливаться не из стали и алюминиевого сплава, а из полиэтилена низкого давления, что придает прочность и не требует постоянных покрасок и прочих работ. Через месяц приступим к строительству. Если дело пойдет хорошо, к концу года и этот заказ для пограничной службы будет готов, а на следующий его презентуют, – поделился планами первый заместитель генерального директора, главный инженер Александр Зотимов.

По его словам, на изготовление кораблей большим водоизмещением уходит 2-4 года. Ситуация по объемам требует увеличения сроков из-за того, что сейчас сильно нарушилась логистика, что и тормозит общий процесс доставки запчастей на завод, которые он получает в большей части из Европы. Автотранспортом их везут через границы Турции, Азербайджана и других стран с перегруженной пропускной способностью. Что касается иностранных инвесторов, о которых было немало разговоров в СМИ, данный вопрос пока остается открытым. На заводе «Зенит» говорят, что идея с передачей завода в «конкурентную среду», что и подразумевает его приватизацию, принадлежит Правительству РК – за ним остается и окончательное решение.

Разговор по поводу инвестора идет. Нам предлагают, что с его стороны будут вложены средства в модернизацию завода. «Зенит» нуждается в новом оборудовании, в ремонте корпусов, цехов и обучении специалистов новым технологиям, на что потребуются значительные материальные вложения. Однако по своим намерениям завод «Зенит» должен остаться в сфере кораблестроения и в том же штатном составе (на сегодня – это порядка 730 человек). Такую задачу ставит перед нами Правительство. Пока мы не получали никаких официальных документов на этот счет и не встречались с возможными инвесторами. Завод сейчас работает в штатном режиме, – пояснил А. Зотимов.

Он подчеркнул, каждый корабль и катер, построенный в заводских цехах, – продукт коллективного труда, объединяющий специалистов в одну профессиональную команду. Заводской костяк составляют рабочие в возрасте около 50 лет – примерно 60% всего коллектива. Средняя заработная плата на предприятии выплачивается вовремя и превышает 300 тысяч тенге в месяц. На заводе трудятся и ветераны пенсионного возраста, многие также имеют солидный стаж и настолько «прикипели» к своему рабочему месту, что в другой профессии себя уже не видят. Правда, есть дефицит в таких рабочих специальностях, как токари, фрезеровщики, регулировщики. Важную роль в коллективе «Зенита» играет наставничество, когда более опытные работники помогают начинающим специалистам усвоить определенные компетенции и повысить рабочий разряд. Хорошую поддержку коллективу оказывает локальный профсоюз АО «Уральский завод «Зенит», созданный три года назад по инициативе самих работников – в него входят свыше 400 заводчан.

Как только был создан профсоюз, мы включились в работу над принятием нового коллективного договора. Для этого была создана специальная группа. Как и полагается, его утвердили в управлении по инспекции труда ЗКО. Он предусматривает значительные улучшения по созданию условий труда и социальным гарантиям для заводчан. К примеру, учитывая, что наше производство связано с вредными условиями, работодатель пошел навстречу и добавил четыре оплачиваемых дня к 24-м календарным таким специалистам, входящим в состав локального профсоюза, которые не используют дополнительный отпуск, – рассказал председатель локального профсоюза Максим Хайрекенов.

Заводская профячейка предусматривает и льготы по санаторно-курортному лечению. Ведь некоторые специалисты работают на вредном для здоровья производстве по 20-30 лет. Для них был заключен договор с санаторием «Акжайык», в рамках которого в прошлом году там побывали 15 заводчан. По словам М. Хайрекенова, санаторные путевки для работников выдаются совершенно бесплатно: 50% оплачивают за счет работодателя и столько же – за счет локального профсоюза. Кроме того, предусмотрены и социальные гарантии для многодетных матерей, для родителей первоклассников и выпускников школ, выделяются средства на случай длительного лечения. Эту работу по соцподдержке на заводе «Зенит» ведут давно, а в Год рабочих профессий, объявленный указом Главы государства, с гордостью отмечают, что являются кузницей таких кадров.

В апреле 1942 года на завод в Уральск, эвакуировавшись по «Дороге жизни» из блокадного Ленинграда для выполнения правительственного задания, прибыла группа специалистов с семьями, возглавляемая начальником механосборочного цеха завода №181 «Двигатель» Петром Александровичем Атояном. В 1947 году государство доверило ему возглавить 231-й завод – он остался верен и предан ему всю свою жизнь. Бессменно проработал в должности директора завода 42 года, а его общий трудовой стаж составил 63 года (из них 56 лет на заводе им. К.Е. Ворошилова). В 1989 году на смену П.А. Атояну пришел инициативный представитель молодого поколения заводчан Вячеслав Валиев, прошедший путь от подсобного рабочего до руководителя предприятия. Два года назад генеральным директором уральского завода «Зенит» был назначен Кдржан Муканов, который имеет большой опыт в военно-морской сфере (прошел путь от курсанта Военно-Морского училища до первого заместителя Главнокомандующего Военно-морскими силами Вооруженных сил РК и начальника регионального управления Береговой охраны Пограничной службы КНБ РК).

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Олег ЛОКТЕВ,
бригадир, слесарь механосборочных работ:

Зенит - Локтев

Работаю на заводе вот уже 15 лет. Пришел сюда в 2010 году учеником слесаря механосборочных работ. К тому времени уже отучился в аграрно- и инженерно-технических колледжах по специальности «Техник электросвязи» и «Техник-механик», а также около 10 лет отработал в разных организациях водителем грузовых машин. В заводских цехах со временем усовершенствовал слесарный навык, поэтапно повышая разряд. Дошел до самого высокого – шестого. Чем выше разряд, тем сложнее устройства, принцип работы которых нужно понять. С прошлого года руковожу бригадой из 12 слесарей. В основном, занимаемся установкой оборудования. Это движущие части судов: валы, винты, редукторы, двигатели, которые и приводят в движение судно. Эта работа довольно трудоемкая. Слесари постоянно на ногах и всегда в движении. Их труд совмещает, своего рода, «гимнастику» и требует глубоких познаний техинструкций и четкого соблюдения техники безопасности. Ведь мы работаем с электроинструментами, на шлифовальных машинках и сверлильных станках… Режем, пилим, чистим металл. Но есть место и творчеству. Конструкторский отдел предоставляет чертеж, который при изготовлении по нему какого-либо приспособления потом уже дорабатывается. К примеру, меняется конфигурация. То есть, не просто взял, поставил и разрезал, нужно еще подумать, как это лучше сделать, чтобы не испортить изготавливаемую деталь и выполнить работу качественно и в кратчайшие сроки. Мне нравится моя работа: она позволяет творчески мыслить, постоянно «включать» голову, развивает технический склад ума и ловкость рук, а также – любознательность и ответственность. Ключевым фактором успеха слесаря, на мой взгляд, являются опыт и профессиональная компетенция. Но самое главное – если у человека к своему труду лежит душа, все получится и будет только на пользу.

Юнус БЕРГАЛИЕВ,
резчик металла на ножницах и прессах:

Зенит - Бергалиев

Мой стаж на заводе «Зенит» составляет 44 года, являюсь его Почетным ветераном. В этом году отпраздную свое 65-летие. У меня уже подрастают внук и внучка, но я так привык к заводскому коллективу, что не спешу на заслуженный отдых. Работа, по сути, – мой второй дом… Трудовую деятельность начинал в 1977 году на Анкатинском госплемзаводе, а с осени 1981-го был принят на завод учеником резчика металла на ножницах и прессах. Повысив свой разряд в процессе работы до самого высокого – четвертого, на этой же позиции тружусь и по сей день. Занимаюсь раскроем листового металла на различные детали на гильотинных ножницах. Это такой станок, предназначенный для резки металлических листов. Надевая на себя защитные каску, спецкостюм, перчатки и очки, вручную подаю стальное полотно, которое потом используется в производстве судов, и станок его нарезает. Работа непростая, она требует соблюдения четких правил техники безопасности. Со мной сейчас трудится мой ученик, с которым я делюсь наработанным опытом. Уверен, всему можно научиться. Главное, чтобы у молодежи было желание. Я, в свою очередь, всегда готов протянуть руку помощи и помочь освоить азы этой редкой рабочей профессии. Шефство – неотъемлемая часть нашего дружного коллектива. Горжусь, что являюсь его представителем. Пусть и у других работа никогда не становится рутиной, а приносит удовлетворение от собственной нужности и востребованности. 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале