30.05.2022, 9:15
Просмотры: 67

Жить становится несладко

Причем, в прямом и переносном смыслах. С магазинных прилавков сахар стал исчезать еще с начала весны, потом его цена медленно, но верно, поползла вверх, дойдя сейчас чуть ли не до 700 тенге за кило. Службы, призванные держать цены в узде, отреагировали на несахарные речи населения дружным «Спокойствие, только спокойствие!», мол, меры принимаются, без этого продукта никто не останется. Однако слаще западноказахстанцам так и не стало…

сахара нет

Начну с того, что погоню за сахаром лично я начала два месяца назад. Внезапно он пропал из придомовых магазинчиков и ближнего супермакета «Алтындар», что находится на Северо-Востоке. Подумалось, наверное, это такой ажиотаж перед Пасхой, ведь куличное тесто требует сахара, который в это время всегда в цене и быстро расходится. Но не тут-то было. Спустя время сахар так и не появился на полках магазинов. Продавцы предупредили, что ныне дефицитный товар выбрасывают в утренние часы и на руки выдают не больше 1-2 кило, и обычно к 11-ти утра его уже разбирают, а к вечеру у покупателей, видимо, не остается ни единого шанса с ним повстречаться. В итоге, за апрель-май семья подъела все сахарные запасы, и на днях пришлось объехать несколько торговых точек. В большом гипермаркете «Дина» сахар разобрали прямо на глазах, аналогичная ситуация повторилась и в магазине, который находится в микрорайоне «Айгуль», и лишь на рынке «Аяжан», наконец, повезло – из уже порядком опустошенного мешка удалось купить 3 кг по 560 тенге за кило. По словам уральцев, стоимость сахара в торговых точках ныне разнится от 370 до 650 тенге, а иногда доходит и до 700. Если цена на сахар будет расти и дальше, что вполне вероятно, варенье в этом году станет для нас недоступным лакомством.

Местные власти при этом держат стойкую позицию «Только не нужно создавать ажиотаж!», мол, обождите, все образуется. Но в свете последних геополитических событий, когда Российской Федерацией (один из основных поставщиков сахара в ЗКО) был принят временный запрет на экспорт сахара в страны ЕАЭС, в это верится с большим трудом. По данным управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ЗКО, сахар-песок имеется в наличии в торговых сетях нашей области. Однако из-за увеличивающегося спроса и с целью недопущения дефицита там установлены ограничения по его реализации. Количество сахара-песка, реализуемого одному покупателю, не должно превышать установленного объема. Что касается супермаркетов, то в них тоже устанавливается дневная норма реализации, а из-за повышенного спроса она расходится в короткий временной промежуток.

– Для обеспечения западноказахстанцев сахаром была проведена работа по заключению контрактов с местными оптовыми поставщиками, – сообщил в ходе недавнего брифинга на площадке РСК руководитель УПИИР ЗКО Жумакелди Батырниязов. – В ЗКО было ввезено и реализовано 204 тонны сахара по низким ценам. Дополнительно для нужд населения направлен запрос в АО «НК «Продкорпорация» о выделении еще сахара в объеме 1800 тонн. В апреле была произведена оплата (индивидуальными предпринимателями) на поставку в мае 476 тонн по цене 450 тенге за кило, из которых между производителями будет рапределено 30%. Ведутся прямые переговоры с отечественными производителями сахара. По их информации, на сегоднящний день они обеспечены сырьем и планируют бесперебойно направлять в регионы сахар в количестве 140 тонн в неделю. В этой связи полагаем, что в ближайшее время ситуация по сахару будет стабилизирована.

Насчет роста цен на сахар спикер отметил, что созданная при горакимате мониторинговая группа не имеет по закону полномочий проверять накладные у бизнеса, чтобы понять по какой цене и откуда был завезен товар, ведь действует мораторий и приходится ограничиваться лишь разъяснительной работой. По его словам, представители группы несколько раз в месяц посещают магазины, предупреждая предпринимателей, чтобы они не допускали превышения торговой надбавки более чем на 15%.

– Однако для контроля предельных цен был создан общественный мониторинг, позволяющий простым потребителям, используя фото-фиксацию ценников, обращаться с заявлением в местные исполнительные органы по фактам завышения цен. На основании этого мы уже можем зарегистрировать их в Комитете правовой статистики, чтобы инициировать проверку в рамках нарушений по соблюдению 15-процентной надбавки. Других полномочий у нас нет. Первый раз выносится предупреждение, при повторном нарушении – уже штраф в размере 100 МРП, – сказал Жумакелди Батырниязов.

Он сообщил, что превышение пороговых цен на сахар было зафиксировано в первом квартале этого года, но предельную цену на этот товар утверждать не стали. Согласно расчетам, предельная цена должна была составлять 356 тенге за килограмм, но в тот момент отпускная цена заводов-производителей достигла 400 тенге, превысив первую. Учитывая это, установление данной предельной цены, по его словам, было нецелесообразным, потому что это могло привести к дефициту сахара вплоть до полного его исчезновения с магазинных полок – сдерживание сказалось бы на затратах производителей, которые тогда должны были бы продавать товар ниже его себестоимости.

– Решение по установлению предельных цен принимается, исходя из экономического положения региона, поэтому мы не установили предельную цену на сахар, – ответил руководитель управления ПИИР ЗКО, добавив, что на стоимость всех продуктов питания, в том числе и сахар, влияет и растущий курс рубля. Если с начала года в отношении к тенге он составлял 5,64, сейчас – свыше 7-ми, что превышает 30% при том, что наша область является приграничной и порядка 70% всей продукции импортируется из России.

Из всего сказанного напрашивается вывод: нужно увеличивать производство собственного отечественного сырья – сахарной свеклы и наращивать местное производство сахара. Однако сахарной свеклы у нас производится, если верить Всемирной сети, только 10% от общего потребления. При этом около 60% потребления сахара и патоки в РК (включая промышленное использование) составляет импортная продукция (сахар-сырец). Усугубляет ситуацию и нынешняя мировая ситуация, когда многие логистические цепочки поставки продовольствия нарушаются. Иначе говоря, жить становится несладко.

Лимар Сайфуллин,

директор ТОО «Шанс»
(крупнейший поставщик сахара в ЗКО):

 – Наблюдающийся ажиотаж с сахаром вызван тем, что главным его поставщиком в нашу область является Российская Федерация. В марте, как известно, был объявлен запрет на экспорт сахарного песка с ее территории. И данное постановление будет действовать до конца лета. Кстати, еще один крупный поставщик Белоруссия (на российском, а также белорусском сахаре сидело примерно 2/3 всех регионов, включая производителей в РК) еще с минувшей осени прекратила отгрузку сахарного песка в нашу страну из-за неурожая, который сложился в прошлом году. В этой связи образовался такой огромный спрос. Два отечественных сахарных завода (Коксуский в Алматинской области и Таразский, где и производится отгрузка сахара по всему Казахстану) работают на сахаре-сырце, который отгружают из Бразилии и здесь перерабатывают, не были к этому заранее готовы, чтобы нарастить запас продукции, увеличив потом ее реализацию. Ввиду того, что сырец пришел с опозданием, процесс затянулся, поэтому сейчас они не успевают восполнить потребность, которая сложилась в нашей стране. Дело  в том, что мы уже провели предоплату, но сейчас стоим в очереди и ждем отгрузки сахара с казахстанских заводов, где нам говорят, что это процесс смогут запустить только в начале июня… Запасов сахара у нас нет. Все было «съедено» еще в феврале-марте… Конечно, нужно выращивать сахарную свеклу, строить либо модернизировать свои сахарные заводы, чтобы наращивать производство. При этом нужно учитывать, что Казахстан – зона рискованного земледелия. Не повсюду у нас можно сажать эту культуру, получая хороший урожай с выгодой для крестьян. Мы слишком сильно зависим от других государств не только в сахарном песке, но и в поставках многих других продуктов питания. Как только у нашего соседа какие-то потрясения, напрямую они сказываются на нас. И это глобальная проблема. Так не должно происходить. Что касается удорожания, не хотелось бы пугать население, но его не избежать на многие продукты, так как мировые цены сейчас растут.

Где закупает сахар Казахстан?

94% импорта сахара поставляются на предприятия г. Алматы (36%), Жамбылской области (30%), Алматинской области (13%), Актюбинской области (12%) и Костанайской области (4%). Интересный факт: Жамбылская область весь импорт ввозит из Бразилии и Мексики.
В настоящее время в Казахстане функционируют четыре завода по производству сахара. Два из них работают в Жамбылской области, два – в Алматинской.

Какие страны являются крупнейшими производителями сахарной свеклы?

В мире производится 279 396 160 тонн сахарной свеклы в год. Российская Федерация является крупнейшим производителем сахарной свеклы в мире с объемом производства 51 366 830 тонн в год. Франция занимает второе место с 33 794 906 тонн в год.
Бразилия является крупнейшим производителем сахарного тростника в мире с объемом производства 768 678 382 тонн в год. Индия занимает второе место с объемом производства 348 448 000 тонн в год. Бразилия и Индия производят вместе 59% мирового объема.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале