12.09.2024, 14:45
Просмотры: 343

ЗКО посетила труппа Атырауского областного молодежного театра

В театре имени А.Н.Островского два дня подряд на суд зрителей творческая группа из соседнего региона представила спектакли «Үйлену оңай...» и «Менің атым – Қожа». Далее гастроли продолжатся в Актобе.

театр Атырау (14)

Художественный руководитель Атырауского областного театра молодежи, обладатель премии «Махамбет» и ордена «Құрмет» Мукангали Томанов рассказал о творческом пути театра, отметив, что, хотя молодежный театр в Атырау появился в начале года, молодые актеры имеют стаж не менее десяти лет. Покорив местную публику, они отправились на гастроли. Первым пунктом назначения стала столица, а Уральск, соответственно, второй город, где выступала труппа. В копилке театра около десяти спектаклей и премьер. Сегодня в театре работают 35 актеров.

– Все молодые актеры труппы родились и выросли в Атырау. Наш театр – первый молодежный театр, открывшийся при Академическом Казахском драматическом театре им. Махамбета. В первые годы нас никто не знал, наша театральная молодежь выступала в парках и на улицах. Постепенно народ стал нас узнавать. Были организованы поездки в районы, в соседние области, наша труппа даже приняла участие в зарубежных театральных фестивалях и была в составе лучших. Мы добились немалых успехов. В 2019 году молодежный театр принял участие в фестивале Theatrical Talents в Ллорет-де-Мар (Испания), где свои постановки представили 25 мировых театров, со спектаклем «Затмение» Мукангали Томанова и получил Гран-при. В 2022 году с исторической драмой Бернарда Шоу «Клеопатра» коллектив завоевал Гран-при 23-го международного фестиваля древнего искусства «Боспорские агоны», прошедшего в Керчи (Крым), а актриса театра Гайни Кукатова удостоилась номинации «Лучший женский образ».

Первый спектакль «Үйлену оңай...» поставлен по пьесе писателя-драматурга Мухаметкали Хасенова «Пай, пай, жас жұбайлар-ай!». Пьеса была написана в 70-х годах прошлого века, но не потеряла свою актуальность и в наше время. Режиссер переименовал пьесу и адаптировал под современные реалии, что сделало ее легкой для восприятия. Комедия «Үйлену оңай...» рассказывает о трех друзьях, решивших жениться одновременно, и поднимает проблемы, довольно актуальные для нашего общества. Ни для кого не секрет, что в наше время участились разводы среди семейных пар. Абсолютная неготовность к созданию семьи, неумение брать ответственность, будучи в браке, отсутствие терпения и неумение прийти к компромиссу, инфантильность – вот малая верхушка айсберга, которую подняла на первый взгляд эта комедийная пьеса. В ней показаны конфликты и интересные моменты, которые происходят в жизни молодых семейных пар. Движимая ревностью, главная героиня Зауреш не доверяет мужу и решает развестись с ним, хотя это решение дается ей нелегко. Ее мужу, Касыму, на телефон приходит смска от некой Ляззат с просьбой встретить ее с поезда. В то время Касым выходит купить беременной жене донер. В его отсутствие происходит целая драма, где жена вызывает подруг и его друзей, начинает подозревать всех в том, что ей не сообщили о похождениях супруга. Приходит, наконец, Касым, жена не верит его оправданиям и грозит разводом. В этот момент показывается возможный трагический исход событий, женщина рожает ребенка, оставшись одна, и оставляет его на улице. Младенца подбирает женщина в инвалидной коляске с супругом. Так, короткими ремарками во время спектакля были показаны тяжелые последствия необдуманных поступков – страдающие дети от ухода одного из родителей, младенцы, которых оставляют на улице, в то время как сотни пар мечтают о возможности взять собственного ребенка на руки. Режиссер также смог умело показать и комические моменты, когда некоторые женщины уходят в другую крайность – платят немалые деньги  психологам, пройдя их многообещающие тренинги. Вызвали смех зрителя новомодные фразы от психолога, которые произносит одна из героинь и вторая героиня Бану, пережившая недавний развод с мужем. В итоге на выходе получается эмансипированная женщина с модным маникюром на руках и ярким макияже на лице, с красивой укладкой на голове, одетая с иголочки – но почему-то ничто ее не радует. За стремление доказать окружающим, что после развода она стала лишь счастливее, героиня платит дорогую цену. Стремясь заполнить зияющую пустоту и утихомирить боль в душе, она занимается блогерством и совершает экстравагантные поступки.

Бану произносит слова, которые близки каждой женщине, кто пережил измену, изматывающие ссоры, боль расставания с любимым человеком: «На лице у нас, у женщин – косметика, а в душе – боль. И нет ни одной женщины, которая хоть один раз в жизни не пролила бы слезы, оставшись наедине с собой». К концу пьесы происходит развязка – в итоге роковой разлучницей оказывается соседская девчонка с аула Касыма, которая приехала на учебу в город. Конфликт исчерпан. Благодаря этой ситуации и вторая героиня Бану мирится с мужем. И все три пары понимают, что самое главное в браке – это доверие и умение открыто разговаривать.

Одну из главных ролей исполнила актриса Аружан Сагандык, которая призналась, что героиня Бану близка ей по духу, такая же открытая, смелая, решительная и не боится высказать правду в лицо.

– Не могу сказать, что мой персонаж – приятный человек. Ей присуща вспыльчивость, грубость и резкость. В этой пьесе помимо комедийной составляющей есть и горькая реальность. Произведение затрагивает актуальные проблемы современности. В Казахстане разводов, к сожалению, больше, чем браков. Это печальная статистика. И наша пьеса может быть хорошим уроком для молодоженов, – отметила актриса Аружан Сагындык.

Спектакль продолжался час, но для зрителей прошел будто за одно мгновение. Искрометный юмор, красивая хореография и обаяние актеров, музыкальные номера, быстрая динамика спектакля и отсутствие пауз сделали свое дело. Присутствующие в зале переживали за героев произведения и в моменты радости, и в моменты отчаяния.

– Благодаря легкому молодежному стилю были переданы различные ситуации. Мы испытали кучу эмоций и глубоко задумались. Ведь артистами молодежного театра были показаны достаточно актуальные проблемы общества, – сказала жительница города Аружан Сериккызы.

театр Атырау (22)

Вторая пьеса, представленная на суд уральского зрителя, это ностальгия «Менің атым – Қожа», посвященная 100-летнему юбилею детского писателя, поэта, сценариста Бердибека Сокпакбаева. Рассказ, написанный в 1957 году, считается одним из лучших произведений казахской детской литературы. В 1963 году на студии «Казахфильм» вышла экранизация книги, а в 2024 году Атырауский ТЮЗ поставил ностальгию «Менің атым – Қожа» по мотивам фильма и повести. Светлая ностальгическая пьеса повествует о любознательном, добром, с открытым и решительным характером, мальчике с редким именем Қожа. Он считается задирой и самым отстающим учеником в классе, становится виновником нелепых ситуаций, и ему не раз попадает за его шалости. Несмотря на это мальчик пытается исправиться и стать хорошим человеком. В классе ему нравится девочка по имени Жанар. В отличие от Қожи она дисциплинированная и отличница учебы. Вдохновленный чувствами, главный герой даже пытается написать стихи и мечтает стать писателем. Да, Қожа на первый взгляд, плохой мальчик. Он дерзит взрослым и совершает хулиганские выходки. Мальчик живет с матерью и бабушкой, отец умер, но для него это самый лучший человек и непререкаемый авторитет. В двенадцать лет подросток уже имеет свою точку зрения на многие вещи. К примеру, ему не нравится холостяк Каратай, ухаживающий за его матерью, и он это дает понять. Твердая решимость встать на путь исправления у мальчика возникает после тяжелого разговора с матерью, когда она в сердцах накричала на него после скверной ситуации с кражей. Все же благодаря своей настойчивости, решительности, харизме он заставил поверить в него и мать, и учителей, и сверстников.

Фильм по этому произведению продолжает радовать зрителей даже спустя более полувека. И озорного мальчика Қожу знает не одно поколение зрителей. Это, несомненно, результат труда писателя. В зале каждый зритель почувствовал себя так, словно вернулся в детство. Режиссер глубоко вникнул в характер ребенка и сумел показать на сцене переломные моменты начинающегося подросткового возраста, чистоту и искренность, свойственные ребенку. Также в пьесе показаны пылкий энтузиазм, свойственный людям советской эпохи. К примеру, примкнуть к школьникам, которые собираются в лагере не только отдыхать, но и работать, считается обязательным. Школьники в красных советских галстуках, поющие задорные песни; строгая учительница, которая тем не менее сумела разглядеть в грубияне и непоседе ранимую и чувствительную душу; мать, которая пожертвовала личной жизнью во имя благополучия сына; бабушка, для которого внук – средоточие вселенной – все это так знакомо каждому из нас, особенно старшему поколению, заставшему советский союз и тем, кто вырос на селе. Пьеса, несомненно, демонстрирует и транслирует такие важные нравственные категории как: честность, доброта, порядочность и дружба, которые остаются незыблемыми во все времена.

Арайлым Беккалиева,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале