Аксаец участвовал «в похищении невесты»
5 марта 2021

Аксаец участвовал «в похищении невесты»

Своим успехом я обязана семье
5 марта 2021

Своим успехом я обязана семье

Вице-министр индустрии пообещал содействие в работе крупным промпредприятиям ЗКО
5 марта 2021

Вице-министр индустрии пообещал содействие в работе крупным промпредприятиям ЗКО

Жизнь и здоровье детей – особая ценность
5 марта 2021

Жизнь и здоровье детей – особая ценность

Никто не будет забыт
5 марта 2021

Никто не будет забыт

Не надо ждать милости от природы
5 марта 2021

Не надо ждать милости от природы

9.02.2021, 16:31
Просмотры: 112
Домбра порой мне даже снится

Елбасы Н.А. Назарбаев сказал о великом искусстве нации следующее: «Домбра – это душа казаха, его история, традиции, вся его жизнь. В рамках программы «Рухани жаңғыру» этот инструмент внес особый вклад в популяризацию нашей национальной культуры во всем мире. Кюи Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета и Сугура, Казангапа и Дины являются уникальными образцами казахского музыкального искусства».

InShot_20210209_162625473

Священная нарынская земля, где зарождались кюи знаменитого Курмангазы, Дины, Даулеткерея, Махамбета, Сейтека, из года в год открывает молодые таланты. Имя бокейординского домбриста Ерлана Сертекова хорошо известно не только в Приуралье, но и за пределами области. Лет четырнадцать тому назад восходящей звезде национального искусства была посвящена статья «Қанына тартқан қара бала домбыраның құлағында ойнайды» Есболата Кисметова. На то время Ерлан учился в девятом классе. И вот, настал долгожданный день, когда Ерлан в качестве профессионального музыканта, работника районного дома культуры делится с нами своими сокровенными мыслями об искусстве.

– Знаменитый писатель Мухтар Ауэзов писал на тему истории кюев: «Не только обрядовые, бытовые и исторические песни, как показывает само их название, были построены на музыкальной мелодии, но и большие эпические поэмы исполнялись в сопровождении домбры на напев, выбранный самим акыном. Роль музыки в казахском фольклоре особо подчеркивается именно этими кюй-легендами, где она сама становится средством изложения событий и чувств, приобретая сюжетный программный характер». А какая особенность присуща Вашему пониманию кюя как бесценного носителя национальной культуры и искусства?

– Для меня кюй – сокровенный мир, а искусство игры – священный дар, передавемый из поколения в поколение. Как только я впервые взял домбру в руки, сразу испытал чувство огромного вдохновения. Всю свою сознательную жизнь не расстаюсь с домброй ни дома, ни на работе, даже отдыхаю с мыслями о кюе.

– Кто оказал влияние на Ваш творческий подъем?

– Я мог часами слушать мелодию домбры моего дяди Нуржана Сертекова, любимым кюем которого был «Қайран шешем» Курмангазы. Домбра, доставшаяся в наследство от деда, в нашем доме всегда висела на почетном месте, и так должно быть у каждого уважающего себя казаха. Искусной игре на домбре я научился в школе домбристов с девятилетнего возраста. Научиться можно в любом возрасте, мой прадед-самоучка познал нотные записи в 63 года от дяди Нуржана. Прадедушка Сертек был известен в Бокейординском районе не только как домбрист, но и как охотник, лекарь. От сына Орынгали пошли потомки: Жумагали, Наурызгали, Сейсен, Жумаганым, Асылганым, Нуржан и мой отец Жексен, прославившиеся своими талантами. Имя дяди Нуржана хорошо известно поклонникам национального искусства.

– У кого Вы переняли профессиональную игру на домбре...

– В этом плане хочется отметить учителя районной музыкальной школы Жаскайрата Маштакова. После того, как он переехал в город, я учился у Азамата Зайноллина. Затем я продолжил обучение в музыкальном колледже им. Курмангазы, где уроки музыки давал Нуржан Сертеков, затем в ЗКГУ им. М.Утемисова.

– Сколько раз в день берете домбру в руки?

– В студенческие годы, естественно, часами играл на домбре. Я до сих пор помню слова своего учителя Нуржана Сертекова: «Если про домбру забудешь один денек, то слабость почувствуешь сам, если два дня – заметят твои коллеги, если дольше – увидит народ». Эту мысль я передаю младшим братьям и сестрам.

– Насколько зависит мастерство игры на домбре от ее качества?

– Если в аламан-бәйге соперника оценивают по лихости и ловкости скакуна, то о кюйши судят по звучанию его домбры, тем более если учесть то, что он во многих случаях представляет свой город или область. У домбры, изготовленной из проч­ного и качественного материала звучание особенное.

– Какой вид кюя Вам близок по душе, «төкпе» или «шертпе» кюй?

– Обычно мастера национального искусства используют и тот, и другой виды кюя, если одни произведения основаны на «төкпе», другие – на «шертпе». Мелодиям Курмангазы присуща динамичность, ритмичность, слышатся бунтовские ноты, но иногда характерно и лирическое звучание. Кюи Даулеткерея отличаются мелодичностью, мягкостью звучания, лиричностью, Дины – яркой самобытностью, произведения Таттимбета, как и Курмангазы своей многогранностью.

– Произведения каких авторов включены в Ваш репертуар?

– Узака Мырзабайулы, Мамена Ергалиулы, Курмангазы Сагырбаева, Сугира, Окапа Кабигожина, Дины Нурпеисовой, Кали Жантлеуова, эту плеяду великих композиторов можно перечислять и далее, всего я выучил свыше 150 кюев.

– Намерены ли Вы в будущем сочетать творчество с научным поиском?

– В планах у меня изучение истории искусства родного края, в особенности сочинений бокейординских композиторов.

– Есть ли у Вас собственные произведения?

– С некоторыми усилиями можно сочинить кюй, но у меня жесткие требования к самому себе, что бы ни сделал, обязательно найду ошибки. Для того чтобы сочинить кюй, нужно обладать особым даром.

На мой взгляд, величайшие произведения лучше всего сочиняются в зрелом возрасте, когда у человека накапливается определенный жизненный опыт. Пример тому – произведения Курмангазы, Окапа, Даулеткерея, Сейтека.

– Бывало ли такое, когда мечтали о большой сцене, жалели, что остались на селе? Есть ли в Вашем окружении люди, с которыми можно поделиться мнением об искусстве?

– В студенческие годы хотел остаться в городе, но сейчас такого желания не испытываю. Мной овладела мечта внести свою лепту в развитие культуры родного края. Больше всего я прислушиваюсь к мнению Бауыржана Темиралиева, Жасулана Абаханова, Куаныша Кубайтова.

– Какие проблемы больше всего волнуют тебя как работника культуры?

– Переживаю за будущее районного оркестра, которому не достает музыкантов, владеющих игрой на разных музыкальных инструментах. Не помешало бы также заменить старую аппаратуру на новую. Весьма огорчает попытка молодых музыкантов к оранжировке кюев под современные мелодии, что приводит к искажению первоначального смысла, природы произведения.

– Поддерживаете ли Вы мнение известной кюйши Айгул Улкенбаевой, руки что «домбра, воплощенная на эстраде, никогда не теряет своей первоначальной ценности. Пропагандируя национальное искусство кюя, мы должны опираться на новые креативные идеи»?

 – Высокий профессионализм Айгул Улкенбаевой, руки которой способны подчинить себе любые струны, нельзя ставить в один ряд с желанием молодых музыкантов наживаться на музыке, завоевать публику, поднять рейтинг и т.д.

– О каких достижениях на музыкальном поприще Вы могли бы рассказать поклонникам?

– В 2005 году удостоен главного приза в областном конкурсе «Жайық толқыны», в 2011 году победил в конкурсе, посвященном 150-летию Сейтека. В республиканском конкурсе «Қайран Нарын» в 2012 году вошел в тройку лучших, в 2014 году победил в Х республиканских Дельфийских играх, в 2019 году был удостоен главного приза в «Дала дарындары». В настоящее время готовлюсь к онлайн-конкурсу домбристов района «Күй анасы – Дина», посвященному 160-летию Дины Нурпеисовой «Күй анасы – Дина». Если бы конкурс проходил на республиканском уровне, было бы замечательно.

Арайлым Есмагул,
Бокейординский район