В конце ушедшего года компьютерная игромания официально признана ВОЗ болезнью и внесена в одиннадцатое обновление Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. При этом эксперты Всемирной организации здравоохранения подчеркивают, что поставить новый диагноз способен только опытный врач. Для диагностирования болезни у человека в течение целого года должны наблюдаться признаки игрового расстройства, негативно влияющие на семейные, социальные, образовательные, профессиональные и другие области жизни.
Поэтому будет неверно любое, даже чрезмерное увлечение играми, определять как игроманию у своих близких или знакомых. Но есть другая, еще не до конца осознанная нами опасность – зависимость от гаджетов, особенно у детей. Глупо спорить, что они здорово облегчили нам общение с родными, друзьями, находящимися далеко от нас, дали новые возможности в обучении, ведении бизнеса и домашнего хозяйства, осуществлять платежи и много чего еще.
Еще не так давно сотовый телефон был просто средством связи и был он, как правило, один на семью. Но «сотка» настолько оказалась востребованной, и не только из-за престижа, что через какое-то время его стали покупать сначала детям-студентам, уехавшим в другой город, для поддержания связи, затем старшеклассникам, чтобы быть на связи в случае чего, а потом и подросткам с той же целью. За это время «сотка» превратилась в смартфон с доступом в интернет и массой разных приложений и игр. Она стремительно стала неотъемлемой частью нашего Я. Если до эпохи сотовой связи мы покидали дом, даже надолго, без особых треволнений, то теперь выход из дома без смартфона (даже во двор) вызывает чувство беспокойства: «А вдруг что-то случится, а я не буду знать!».
Массовое наличие у людей смартфонов стали успешно использовать работодатели и не важно какой они формы собственности, главное чтобы работник был на связи, мог сообщить и доложить в любое время и из любого места. Но еще больше этим воспользовались индустрии развлечений и оказания услуг, в том числе социальные сети, первоначально создававшиеся исключительно для общения.Как-то незаметно смартфоны дошли и до детей младшего школьного возраста и даже дошколят, которые еще не научились читать, но уже успешно сёрфингуют в интернете в поиске интересных для них игр и видеороликов.А тут еще пандемия и вызванное ею вынужденное онлайн обучение вовлекла массово детей в этот процесс.
Как известно, любая зависимость, особенно игровая или интернет зависимость, легче всего формируется в раннем возрасте. Этому есть научное объяснение. Наш мозг находится в процессе своего физического формирования приблизительно до семи лет. Разные его области, отвечающие за соответствующие функции, будь то зрительные или двигательные, формируются не совсем одновременно. Вот почему, ребенок то увлечется рисованием, то начинает «заниматься спортом», становясь слишком подвижны. Увлечения по этой причине могут меняться, как непостоянная погода. При этом если в его шалостях или занятиях что-то удается, он не просто радуется, его мозг выделяет дофамин (еще его называют гормоном счастья), по способу воздействия на организм сходный с опиатами. То есть мозг стимулирует ребенка своеобразными наркотиками.
А что происходит при его общении со смартфоном?Тыкая пальчиком в экран, не затрачивая особых усилий (за компьютером надо хотя бы мышкой водить или по клавиатуре стучать), ребенок видит быстро меняющиеся яркие картинки,это его увлекает, радует, он получает «гормоны счастья». Он еще в таком возрасте, когда не испытывает страха что-то испортить, попасть куда-то не туда, его поиски чаще бесцельны и случайны, а взрослые со стороны умиляются как карапуз быстро осваивает сложную технику. А сложного-то здесь особо и нет. Иконки и были придуманы для того, чтобы человек не читая названий, увидел логотип, кликнул на него мышкой, а на смартфоне ткнул пальцем. Ребенок просто запоминает, что за определенной картинкой находится интересный для него ролик или игра, это как в садике: в шкафчике с зайчиком находятся его вещи.
Раз за разом тыкая пальчиками в экран у ребенка появляется тяга делать это постоянно. Тем более, что игры построены так, что пройдя уровень в твою честь звучит победная музыка, взрывается разноцветный фейерверк или еще что-то подобное. Ребенок радостно издает победный клич и получает свою порцию «гормона счастья»! Чем чаще это происходит, тем в большую зависимость он попадает – желание поиграть становится непреодолимым.
Ребенок начинает канючить, выпрашивать смартфон. Одни впадают в истерику, другие готовы выполнить быстрее любое задание, чтобы получить заветную игрушку. Бывает, что малыш берет без разрешения смартфон и прячется, как ему кажется, в укромном месте, чтобы поиграть или посмотреть. У моих знакомых был случай, когда их семилетний сын притворился спящим, дождался когда его родители уснули и взяв смартфон играл до утра. Весь наступивший день ребенок был раздражителен, у него болела голова, он устал так, что даже сон был беспокойным. Известно, что напряжение, испытанное глазами (практически неподвижными) во время длительного вглядывания в небольшой экран смартфона перед сном, начинает сниматься во время сна. Причем вместо обычных сновидений всплывают расплывчатые, но яркие картинки игры, мультика или просмотренных страниц. Человек как бы продолжает смотреть в экран. В этой ситуации сон свою главную восстановительную функцию не выполнит.
Установлено, если ребенок проводит в смартфоне более трех часов подряд в течение длительного времени, то тяга к гаджету становится трудно преодолимой. Во время недавних событий с отключением в стране интернета некоторые родители сетовали, что их дети чувствовали себя не в своей тарелке. Не работало телевидение, подключенное через интернет, невозможно было посмотреть ролики «любимого» блогера и поиграть онлайн ни в смартфоне, ни на компьютере, а в доме не оказалось ни библиотеки, ни фильмотеки. Жизнь в офлайн без доступа к интернету оказалась для их детей пресной.
А что делать, чтобы ребенок не впал в полную зависимость от смартфона? Существует множество рекомендаций от психологов, если свести их воедино, то главная - это разумное ограничение доступа ребенка к смартфону. Большинство специалистов, изучающих данную тему, сходятся на том, что дошколятам можно без особого вреда проводить со смартфоном 30 – 40 минут в сутки и не менее чем за три часа до сна. Полный запрет бесполезен. Не надо питать иллюзий, что мы сможем этого добиться. Во-первых, наступит время и подросший ребенок все равно получит смартфон, например, для выполнения школьных заданий, и он обязательно компенсирует недополученную ранее возможность более длительным временем, проводимым за экраном. Во-вторых, мы все прекрасно знаем поговорку, что запретный плод сладок и ребенок рано или поздно, правдой или неправдой, «дорвется» до запретного плода и тогда все может оказаться гораздо сложнее.
Если ребенок проводит слишком много времени с гаджетами, то в этом есть и вина родителей. Мы, часто не задумываясь о последствиях, покупаем малышам разные новомодные штучки, считая это необходимым, например, смарт часы или что-то другое. Тем самым приучаем детей к ним. Порой нам легче сунуть в руки планшет или смартфон и включить мультик, чтобы ребенок не мешал заниматься домашними делами.
Но главное, это личный пример. Если мы дома сами постоянно торчим в смартфоне, то ребенку просто становится любопытно, а что там такое интересное у мамы и папы. Ласкаясь, он заглядывает через плечо, или присаживается рядом, видит красочный мир в этой маленькой штучке и у него появляется нестерпимое желание иметь такую же. Есть у детского поэта Олега Бундура примечательное стихотворение «Папы разными бывают», как нельзя лучше характеризующее подобные ситуации. «Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, Тот у телика торчит, Тот, бывает, обнимает Теплотою сильных рук, Тот, бывает, забывает, Что он сыну лучший друг. Папы разными бывают… И, когда проходят дни, Сыновья их вырастают Точка в точку, как они».
Наша задача сделать все возможно, чтобы через энное количество лет ВОЗ не включила в Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем новую напасть – гаджетозависимость у детей. Давайте с детьми больше играть, ходить в различные походы, что-то мастерить, читать им сказки,чтобы большую часть их жизни занимал реальный мир, а виртуальный оставался на вспомогательных ролях.
Николай Берендяев,
Район Байтерек,
zhaikpress.kz