10.01.2023, 14:30
Просмотры: 54

Гололед: принять и смириться

«Сеем, веем, посеваем, с гололедом поздравляем!» - именно такие слова крутятся в голове во время прогулок по районному центру и поездок по межпоселковым трассам. Минула половина зимы, а Бурлинский район переживает уже второй гололед. Что радует, к нынешнему сезону власти подготовились – придумали предупреждать и наказывать, а не бороться с результатами ненастной погоды.

WhatsApp Image 2023-01-09 at 14.28.36

Напомним, в конце ноября прошлого года в Аксае на базе АО «Аксайавтотранс» проходили командно-штабные учения «Қыс – 2022». В них приняли участие организации и учреждения, чьи ресурсы обычно задействуются во время чрезвычайных ситуаций, в том числе и подрядчики, занимающиеся содержанием улиц города Аксай. Для обзора события и информирования населения пригласили представителей СМИ. Тогда подрядчики в лице ТОО «Докастройком» и «ГрандАзия» отчитались о готовности техники и запасах песка и пескосоляной смеси. Например, У ТОО «Докастроком» имеется 4 погрузчика, 2 автогрейдера, 6 тракторов МТЗ, 4 КДМ, 10 самосвалов, а для посыпки и обработки улиц и тротуаров заготовлено 40 тысяч  тонн раствора «Рапа» и 45 тысяч тонн песко-соляной смеси. У ТОО «ГрандАзия» - 3 трактора, 8 самосвалов, 2 погрузчика, автогрейдер и 2 пескоразбрасывателя, и также есть материал для посыпки наледи.

Нормативы

Гугл выдает кучу документов, касающихся дорог. В нашей стране есть утвержденные ГОСТы с конкретными требованиями по эксплуатационному состоянию дорог и уровню их содержания. К сожалению, самые интересные сложно полистать по причине платного доступа. Например, просмотр ГОСТа 33181-2014, посвященного зимнему содержанию, обойдется в 7500 тенге. Этим видно и пользуются, как властьимущие, так и исполнители. Хотя кто знает… Может они и сами в него не заглядывали ни разу.

WhatsApp Image 2023-01-09 at 14.28.36 (1)

Доступны Рекомендациипо зимнему содержание автомобильных дорог общего пользования. Они утверждены и введены в действие приказом Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК от 26 декабря 2017 года № 178. Что там есть? Подпункт 3 пункта 3 относит к понятию «зимняя скользкость» все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.

В подпункте 2 пункта 4 указано, что «Зимнее содержание автомобильных дорог включает работы, связанные с защитой дорог и дорожных сооружений от снежных заносов, уборкой снега с проезжей части, обочин, переходно-скоростных полос, площадок отдыха и остановок маршрутного транспорта, а также работы по предупреждению и ликвидации зимней скользкости, борьба с наледями».

В пункте 14 расписано, что «Ликвидацию зимней скользкости следует проводить на всем протяжении автомобильных дорог по мере передвижения по ним машин и механизмов для зимнего содержания. Для автомобильных дорог областного и районного значений 4-5 уровней требований к их эксплуатационному состоянию при отсутствии регулярного движения маршрутных транспортных средств допускается в первую очередь осуществлять ликвидацию зимней скользкости на опасных участках».

По факту

Первый гололед в декабре аксайцы благополучно пережили. Почти. По данным Бурлинской ЦРБ в травмпункт с начала декабря по начало января обратились 140 человек. Причина – резкое соприкосновение с твердыми ледяными поверхностями, проще говоря – падения на тротуарах и прочих пешеходных зонах. Здесь Аксаю повезло – хирурги в больнице очень хорошие, умеют собирать обломки костей в целое, как конструктор.

А вот сколько случилось ДТП за прошедший период один отдел полиции знает, да водители, кто разобрался без привлечения сотрудников дорожной полиции.

Новогодние выходные отметились снегом и дождем. А следом ударили морозы. Как результат – очередной гололед. Дороги и тротуары сплошь в наледи. Соцсети заполонили жалобы. И стоит, отметить, что очень даже оправданные. Гололед он же как шахматы – шаг и мат. Слой льда позволял сменить обувь на коньки. ТОО «Докастройком» выпустило технику с песком 4 января. В помощь обслуживающим компаниям природа добавила буран. Результат? Поток жалоб сократился. Вопрос «А без инициативы граждан подрядчики умеют работать?» остается по-прежнему открытым.

Никто не освобождает граждан от ответственности за собственное здоровье и безопасность. Для пешеходов есть «шипы» в магазинах и «наклейки», которые прилепит любой обувной мастер. У водителей свои обязательства согласно ПДД. Все эти меры нельзя оставлять без внимания, равно как и работу подрядчиков, которым платят из местного бюджета, обязанности КСК и ОСИ, ежемесячно собирающих «дань» с жильцов на содержание домов и прилегающей территории.

Водителям «в помощь»

В октябре 2022 года казахстанских водителей «обрадовали» постановлением "Об утверждении правил прекращения или временного ограничения движения транспортных средств на дорогах". Документ разрешает наказывать водителей, которые игнорируют предупреждение о закрытии дорог в непогоду. Нарушителей будут привлекать к ответственности по статье 667 КоАП. За неповиновение сотрудникам полиции, перекрывающим выезд на трассы, гражданам грозит в первый раз штраф в размере 30 МРП (1МРП=3450 тг), либо арест на срок до 15 суток. В случае повторного нарушения в течение года - арест от 15 до 20 суток. Тем, кого арестовывать нельзя (инвалидов, к примеру), - штраф до 50 МРП.

WhatsApp Image 2023-01-09 at 14.28.13

Известие было воспринято неоднозначно. Кто-то поддержал, а кто-то воспринял как насмешку с учетом качества обслуживания. Состояние трассы Подстепное-граница с РФ давно не выдерживает никакой критики – колдобины в любое время года, уже привычная наледь. Посыпка песком в основном до границы с Бурлинским районом, а дальше до границы словно «зона отчуждения». Вспомним страшную аварию, случившуюся возле Жарсуата в 2019 году, когда именно из-за наледи водитель автомобиля марки «Рено Логан» не справился с управлением и вылетел навстречу «МАЗу». Водитель водовоза пытался увести свою машину в сторону, но не успел. Тяжелый водовоз смял легковушку, как консервную банку. Вместе с человеком внутри. Повлияло ли это на работу подрядных компаний, обслуживающих республиканскую трассу? Ответ вы знаете.

Состояние межпоселковых дорог заслуживает неменьшего внимания. На асфальтированных участках с активным автодвижением наледь сходит быстрее, а вот что до грунтовок… Что творится здесь вам в красках распишут водители маршруток и сельских ФАПов. Почему так получается, что в обязанности подрядчиков в основном лишь грейдирование и очистка от снега? Разве не нужен какой-никакой запас песка на случай наледи на дорогах? Или гололед в сельской сводке погоды не предусмотрен? Кто будет отвечать в случае ДТП на трассе из-за скользкой дороги? Вопросов много, одно ясно - собираясь в дальний путь, кошелек ты не забудь!

Мария Пирог,

Бурлинский район

zhaikpress.kz

 

Советы для тех, кто собирается в дальнюю дорогу в ненастную погоду

- 100 раз подумать и остаться дома;
- Если решение принято, подготовить автомобиль к поездке;

- На трассе держать дистанцию, забыть про обгоны и +20 км/час;
- Не разгоняться на мостах и поворотах;
- Не забывать про поворотники, они на машине не для красоты;
- Не отвлекаться на гаджеты и телефоны;
- Включать аварийку, если ничего не видно;
- Не оставлять машины на дорогах, в гололед они могут стать причиной ДТП;
- Оформлять ДТП самим.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале