29.02.2024, 16:00
Просмотры: 154

"Можно обезопасить себя, оформив добровольный отказ от онлайн кредитов"

На сегодняшний день финансовое и интернет-мошенничество в Казахстане имеет распространенный характер. Не смотря на постоянную профилактическую работу среди населения, оформление добровольного отказа от онлайн кредитов, жертв, пострадавших от рук интернет-мошенников, не становится меньше. С каждым разом мошенники находят новые лазейки и способы, чтобы обманным путем завладеть персональными данными граждан. Какие виды мошенничеств существует, какими способами они орудуют, и какая работа ведется по противодействию с ними в районе, рассказал Сергей Астафьев, начальник отдела полиции Чингирлауского района, полковник полиции.

Мошенничество

- Какая работа ведется по противодействию интернет-мошенничеств в Чингирлауском районе? 

- На сегодняшний день ведется ежедневная профилактическая работа с населением. В массовых скоплениях граждан проводятся разъяснительные беседы, в которых объясняется как не стать жертвой мошенников. Так же сотрудниками УИП проводится подворный обход населения, где оформляется добровольный отказ от онлайн-кредитов. На сегодняшний день это один из действенных способов защиты от рук мошеннических действий. На страницах социальных сетей, чатах с объявлениями, мною было разослано сообщение о том, что любой житель района может обратиться ко мне лично за помощью. Если необходимо оформить добровольный отказ, либо если человек стал жертвой мошенников. Звонки от населения поступают ежедневно, на адреса которых отправляются сотрудники УИП для разъяснительной работы и помощи в оформлении добровольного отказа. На сегодняшний день с начала работы добровольного отказа от онлайн кредитов, 2213 человек обезопасили себя, оформив добровольный отказ.

- Сколько случаев интернет-мошенничеств зарегистрировано в нашем районе и каким способом воспользовались злоумышленники для получения денежных средств потерпевших?

- В 2023 году было зарегистрировано 3 мошенничества, из них 1 тяжкое и 1 раскрыто. Во всех случаях ущерб составил не маленькие суммы. Так в одном из мошенничеств ущерб составил 5 973 000 тг, в другом случае 1 500 000 тг. Совсем недавно к нам обратилась жительница села, с заявлением о том, что она стала жертвой интернет-мошенников. Ущерб потерпевшей составил более 2 млн тенге. На ее телефон в течение дня поступали звонки с неизвестных номеров. Мошенники звонили от имени операторов сотовой связи, узнавали ее мнение по поводу качества услуг. Затем на приложение «Ватсап» поступил звонок с иностранного номера, мужчина представился сотрудником банка и уточнил, звонили ли ей сегодня. Затем он сообщил, что это звонили мошенники и предложил поставить защиту на ее счета. Посредством ссылки, которую он отправил, потерпевшая скачала приложение. Затем для подтверждения якобы защиты, женщина прошла биометрическую проверку. Затем на ее телефон приходили смс-коды, которые она передавала злоумышленнику. Мошенник сообщил женщине, что теперь ее счета в безопасности и сбросил трубку. Помимо кредита, которые оформил на нее мошенник, с личного счета были сняты имеющиеся средства.

- Расскажите, какие виды мошенничеств наиболее популярны в данное время, на которые чаще всего попадаются жертвы?

- На сегодняшний день мошенничество является одним из распространенным видом преступления. Сложность раскрываемости таких преступлений заключается в том, что мошенники могут находиться в любой точке мира. Так же, преступление, как правило, совершается удаленно, по телефону или интернету. На сегодняшний день имеется огромное количество видов и способов интернет-мошенничеств, на которые попадаются простые граждане. Наиболее часто мошенники представляются сотрудниками банкалибо службой безопасности банка. Например, злоумышленники звонят потерпевшим представляясь сотрудником банка либо службой безопасности банка и сообщают о взломах банковских счетов либо о попытке оформления кредитов мошенниками. Для избежание и для обеспечения безопасности просят установить приложение «AnyDesk» или «HopToFesk». После чего через эти приложения получают доступ к счетам потерпевшего и свободно оформляют кредиты. При поступлении таких звонков немедленно прервите разговор  для убедительности проверьте наличие кредитов, позвонив в колл центр банка.

Так же под предлогом раскрутки денег мошенники заманивают простых граждан.По системе мгновенного обмена  сообщениями, голосовыми и видео сообщениями  «Telegram»,   гражданам поступают  ложные предложения о заработках денежных средства для увеличения количества и объема продаж брендовых компании за счет оценки товара и выполнения, поступающих задании. В начальных стадиях потерпевшим за каждую выполненную задачу оплачивают денежные вознаграждения, после предлагают взносить определённую сумму  для приумножения дохода. Тем самым постепенно увеличивают сумму взноса. После вложения потерпевшим значимую сумму злоумышленники перестают выходить на связь.

Еще одним распространенным видом мошенничества является купля продажа  товара через Интернет сайты или социальные сети. При совершении данного вида мошенничества могут быть использованы различные сайты и интернет–магазины, основной целью преступника является получение информации о карте, для получения доступа в личные кабинеты банков, подключение услуги мобильный банк и банковской карте  для завладения денежными средствами потерпевшего. К примеру, продавцу  разместившему объявление на сайте бесплатных объявлении поступает звонок  от мошенников, который сообщает о готовности купить товар, при этом, под различными предлогами (предлагают через курьера, доставку, перечислить задаток)  выясняют различными способами данные, номера и коды банковской  карты, пароли  коды доступа, полученные смс–уведомлении, что дает возможность получить доступ к счетам потерпевшего.

Мошенники так же действуют с помощью неправомерным доступом к аккаунтам. Мошенники злоумышленным путем открывают доступ к аккаунтам систем мгновенного обмена  сообщениями, голосовыми и видео сообщениями  «Telegram», «WhatsApp», «Viver». Возможно от знакомого лица (ранее к аккаунту которого злоумышленники неправомерно получили доступ) с просьбой проголосовать  за своего родственника со ссылкой на различные Интернет ресурсы. Переходя по ссылке открывается  другой сайт  с авторизацией. После того как потерпевшийвводит  туда абонентский номер, мошенники получают доступ к его аккаунту. Далее злоумышленники отправляют письма от имени потерпевшего его «списку контактов»  с просьбой отправить денежные средства в заем на небольшой срок. Тем самым причиняет  ущерб  и потерпевшему и его знакомым.

На сегодняшний день распространен такой вид мошенничества, когда звонят якобы от имени оператора сотовой связи, под предлогом перерегистрации абонентских номеров. В таких случаях потерпевшим поступает звонок от представителей оператора сотовой связи под предлогом окончаниясрока  регистрации абонентского  номера, для  продления которого необходимо подтвердить смс-код. Потерпевшие, не подозревая, выполняют инструкции мошенников. Жертвы устанавливают различные приложение удаленного рабочего стола, через которые мошенникидистанционно управляют счетами потерпевших.

Так же преступники через социальные сети «Инстаграмм», «Телеграмм» или «Ватсап» предлагают индивидуальным предпринимателям сделку на определенную сумму подпредлогам аренды счета ИП. Предприниматель желанием подзаработать передает все реквизиты счетов ИП.  Злоумышленники использует этот счет для переводов, обналичивание денежных средств, добытых преступным путем.  Это приводит к судебным разбирательствам  между потерпевшим и лицом, который предоставил в аренду счет.

Также имеются случаи, когда злоумышленники представляются иностранными гражданинами через приложение «Фейсбук», знакомятся, входят в доверия и якобы передают по  почте ценные подарки либо денежные средства. После чего потерпевшему выходят на связь под видом курьера, пограничника, почтальона и за выдачу требуют денежные средства, которые переводятся на разные иностранные счета. После получения денег злоумышленники перестают выходить на связь.

- Какие советы вы можете дать населению, которые помогут уберечь себя от рук злоумышленников?

- В первую очередь я рекомендую установить добровольный отказ от онлайн кредитов. Так же следует помнить, что ни при каких обстоятельствах не сообщать смс коды, приходящие на ваш сотовый телефон. Даже при установки добровольного отказа, не переходите по сомнительным ссылкам. Не введитесь на уловки мошенников, как правило, такие люди хорошие психологи. Не разглашайте никому свои персональные данные. Если вам звонят от имени сотрудников банка или оператора мобильных сетей, лучше перестраховаться и перезвонить на колл центры, узнать действительно ли их сотрудники обзванивают абонентов.

- Спасибо за интервью.

Беседовала Екатерина Кива,

Чингирлауский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале