Экологическое образование является приоритетным направлением деятельности в нашей школе. Большое значение мы уделяем организации природоохранных акций, которые рассматриваем как воплощение экологических знаний в практической работе.
В рамках областного экологического форума «Табиғатты аяла» учащиеся среднего звена нашей школы приняли активное участие в районном туре форума в номинациях «Eko-Bolashak», «Экотеатр», «GREEN OASES».
Для участия в номинации «Eko-Bolashak» учащиеся 7 класса вместе с учителем биологии Гульнарой Сидыхановой провели экологическую акцию «Поможем нашим пернатым друзьям».
Цель акции: привлечение учащихся к охране окружающей среды, воспитание экологической культуры и экологически ориентированного отношения к природе родного края, в частности, привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, с целью сохранения их численности.
Зима – это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встает жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Весной также многие прилетевшие птицы не могут найти себе ни корма, ни жилища. Поэтому наши ученики на уроках труда с большим желанием и оптимизмом смастерили кормушки из пятилитровых пластиковых бутылок, которые являются неразлагаемым мусором. Сходной стороны это один из способов утилизации пластиковой тары, вторичное использование мусора. С другой – это кормушки для птиц, которые спасают их в тяжелое для них зимнее и весеннее время. Вместо того, чтобы просто выбросить пустые пластиковые бутылки, почему бы не сделать простые и дешевые кормушки для птиц.
В ходе данной акции учащиеся узнали о различных видах птиц своей местности, расширили и уточнили сведения о жизни птиц, зимующих на территории родного края, улучшили умения и навыки наблюдения за ними. Научились бережному и ответственному отношению к пернатым. Узнали правила изготовления скворечников и кормушек, чем можно кормить птиц, что категорически запрещается давать им в качестве подкормки. Например, птицам преимущественно подходят крошки пшеничного хлеба, но не подходят крошки ржаного хлеба, так как в зобу многих птиц они набухают и закисают, что может вызвать гибель птиц. Для обеспечения подлета птиц к кормушкам их нужно располагать на дереве с малым количеством веток на высоте 4-6 метров, чтобы защитить от кошек и других хищников.
У многих учащихся повысился познавательный интерес к природе своего села. Они убедились в необходимости и способах оказания помощи птицам зимой. Самое главное, они испытали радость от осознания того, чтов их силах спасти птиц от гибели. Очень хочется верить, что изготовленные учениками кормушки понравятся птицам, и они быстро заселятся в свои новые квартиры и будут радовать нас дивным пением.
Данная акция пробудила в учащихся такие человеческие качества и чувства как забота, доброта, милосердие и помощь нуждающимся. Мы намерены каждую весну участвовать в помощи пернатым друзьям.
Весна не за горами,
И вот она пришла.
Мы птиц с весною ждали,
Ура! Ура!Ура!
Кормушечки готовы,
Летите к нам, друзья!
С любовью вас встречают
Родимые края.
В заключение хочется сказать, что такие хорошо организованные природоохранные акции имеют большой воспитательный эффект. Школьники осознают значимость своего труда, видят позитивные результаты.
Гульнара Сидыханова,
учитель химии и биологии
СОШ им. М. Жунусова,
Жангалинский район