Много лет в наших школах функционируют экологические клубы, кружки, целью которых являются повышение уровня экологического образования, информированности детей по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.В этих экоклубах ребята учатся ни только бережному отношению к природе, они также готовят исследовательские проекты, участвуют в конкурсах и экофестивалях.Один из недавних, участие членов экоклуба «Зеленые ладошки» СОШ №2 г.Аксая в областном фестивале экологического туризма «Эко-FEST».
Участники экологического клуба «Зеленые ладошки», а их 25 человек (ученики 6-9 классов),
являются призерами районных, областных и республиканских конкурсов. Есть дети, которые работают над проектами. К примеру, Злата Яковлева участвовала в республиканском конкурсе «Декарбонизация и я» и заняла II место. Она была участницей областного экологического фестиваля.
- Я 2 года хожу на занятия, где мы изучаем экологию, животный и растительный мир нашего района. На фестивале «Эко-FEST» я представляла исследовательский проект на тему защиты полевых тюльпанов Шренка, которые находятся на грани исчезновения, - рассказывает Злата Яковлева, ученица 9 класса школы №2 г.Аксая.
Как мы знаем, с приходом весны люди рвут тюльпаны охапками. Даже несмотря на то, что за это грозят большие штрафы. Такое отношение общества и приводит к пагубным для растения последствиям. Как пояснила руководитель экоклуба «Зеленые ладошки» Марина Щапова, новые ростки тюльпана прорастают очень долго и поэтому этот прекрасный цветок на грани исчезновения.
- Некоторые считают, что если они сорвали только цветок и оставили луковицу, то на следующий год тюльпан вырастит снова. Но это не так, тюльпаны размножаются семенами, которые в течение нескольких лет образуются в луковицы и только потом вырастут новые растения. На это уходит порядка 6-7 лет, - объясняет Марина Анатольевна.
Марина Анатольевна работает в школе №2 г.Аксаяуже более 30 лет. Впервые переступила порог этой школы молодым учителем географии, только что окончившим пединститут им.Пушкина в г.Уральске. С тех пор и работает в уже ставшей родной школе. Экологией занимается довольно давно. Были времена она обучала детей и спортивному ориентированию, и геологии. Свежи вспоминания как со станцией юных туристов выезжали на геологические исследования. «Детям было очень интересно, несмотря на то, что тогда была сильная жара», - говорит учитель географии. В памяти ежегодные палаточные лагеря и походы. Тогда они выезжали на природу на двое суток, готовили еду в казанах, купались в речке, проводили игры и заодно наглядно изучалиразные виды растений.
- Был у нас хороший проект: влияние воды на популяцию кувшинки белой в реке Чингирлау. Как известно, кувшинка белая занесена в Красную книгу. Она является своего рода индикатором:чем больше кувшинок растет в водоеме, знак того, что вода в нем чистая. Мы выбрали несколько точек на реке. Одна была возле Аксая, так называемый «Немецкий пляж», другая - возле поселка Акбулак. Мы исследовали, где больше растет кувшинок и почему. Наш проект занял тогда в области I место, - гордится Марина Анатольевна.
Педагог подчеркивает, что успехи в экологическом воспитании принадлежат ни только ей и с уважением отмечает работу своего коллеги, учителя биологии и по совместительству руководителя экокружков «Ивушка», «Юный эколог» от станции юных туристов и школьного экокружка«Юный эколог» Наталью Полякову.
Под руководством Натальи Анатольевны ученики 4 класса школы №2 г.Аксая начинают делать первые шаги в экологии. Они проводят исследования воды на прозрачность, жесткость, наличие металлов. По мере возможностей мастерят кормушки.
- Одна кормушка может обеспечить пропитанием несколько десятков птиц в зимний период. Это прекрасно знают наши юные экологи, поэтому неустанно на занятиях экологических кружков делают кормушки. К слову, с 15 января по 15 февраля у нас проходит акция «Подари птице дом». Ученики делают кормушки из подручных материалов, иногда мы приобретаем стройматериалы, чтобы ребятам было интереснее. Регулярно участвуем в конкурсах, фестивалях, организованных областным центром детско-юношеского туризма и экологии, областным эколого-биологическим центром, а также во всех районных конкурсах. Это очень нравится нашим юным экологам, - рассказывает учитель биологии.
Наталья Анатольевна ни только учитель биологии, она еще и эколог. Коллеги отмечают ее необычную методику работы, ни говоря уже о том, что все ее занятиях на кружках проходят в игровой форме с интересной подачей информации. Благодаря своей креативной фантазии Наталья Анатольевна придумывает разные опыты и исследования. К примеру, она создала маленький макет вулкана и с помощью химических реакций показала задымление и извержение лавы. Дети с интересом наблюдали за процессом. И не удивительно, что кружки с удовольствием посещают любознательные и неравнодушные ученики школы.
«Наш долг защищать природу», - считают ученики. И это ни только на словах. Ребята - постоянные участники всевозможных акций, таких, как «Чистые берега», «Таза Казахстан», «Подари птице дом». Они организовывают субботники, участвуют в посадке деревьев, мастерят кормушки, вывешивают скворечники и многое другое. Ученики старших классов вэкокружках выращивают рассадуовощей для пришкольного участка, параллельно проводя наблюдения и опыты на адаптацию растений в разных условиях (свет, тепло, влага). На подоконниках в кабинете биологии бросаются в глаза длинные зеленые стебли кукурузы.
- Мы проводили опыты, замачивали семена, и они проросли.Что добру пропадать, вот мы с ребятами их и посадили. Скоро у нас будет попкорн, - улыбается Наталья Анатольевна.
Так, в дружном тандеме учителя биологии и географии воспитывают в детях любовь к природе,формируя в них культуруэкологического поведения.Они вкладывают всю душу в значимое дело.
Жанаргуль Байганатова,
Бурлинский район