Речь является одним из наших основных способов общения с миром и другими людьми. С помощью нашей речи мы можем выражать свои мысли, чувства, пожелания и установки. Однако, наша речь не только отражает нашу внутреннюю жизнь, но и влияет на нее. Именно поэтому развитие речи является основой для многих аспектов жизни человека, влияющее на его общее развитие и успешность в будущем. Но, как показывают исследования, в нашей стране в последние годы заметен рост детей, у которых наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР). Другими словами у детей происходит позднее овладение навыками устной речи и, как правило, это происходит в возрасте до 3-х лет.
Фото: istockphoto.com
Речь – это не только слуховое восприятие, но и передача информации, это озвучивание и осмысление. Как говорят психологи, речь выполняет две основные функции. Первая функция – система коммуникации, при помощи речи мы общаемся; вторая функция – система мышления, при помощи речи, понятий мы думаем.
По официальным данным за последнее десятилетие число детей, у которых были выявлены нарушения развития речи, возросло более чем на 25%. Но, как отмечают специалисты, это число может быть больше, потому что не все родители желают проходить обследование специальной комиссии, боясь, что их ребенка признают «больным». Как говорит психолог районного коррекционного центра Жулдыз Улжагалиева очень много родителей, которые отказываются проходить обследование комиссии своих детей, именно поэтому количество детей с нарушениями речи и психики намного больше, чем показывает нам статистика.
-Зачастую родители боятся, что их ребенка признают не таким как все. Они ошибочно думают, что при определении диагноза их дети будут отстранены от общества и будут выделяться. Хотя, если заметить заболевание на ранних стадиях, оно легко поддается лечению и корректировке. Наоборот, в дальнейшем ребенок будет меньше сталкиваться с проблемами коммуникации и обучении. При слаженной работе специалистов и родителей можно добиться заметных результатов в развитии ребенка,-говорит Жулдыз Абдилгазизовна.
Нарушение речевого развития у детей оставляет заметный отпечаток и на учебе. Как отмечает педагог предшкольного класса, имеющий более 30-летний стаж Оксана Литвинова, таких детей с каждым годом становится все больше.
-За всю мою преподавательскую деятельность в последние годы я замечаю, что детей с нарушением речевого развития становится больше. Как правило, такие дети сталкиваются с трудностями при обучении грамоте. Имея дефект в речи и правильном произношении звуков, у ребенка искажается восприятие звуков, то есть он слышит звуки иначе. Соответственно в дальнейшем, у таких детей будут возникать сложности в написании слов,-говорит Оксана Викторовна.
Как утверждают педагоги и психологи, огромный отпечаток на развитие речи детей накладывает современные реалии. Гаджеты, мультфильмы, игры – все это отражается и замедляет развитие детей. Живое общение с детьми заменено электронным. Дети копируют, что видят в гаджетах, мимика, жесты и даже интонацию персонажей.
Но современность диктует свои правила. Электронные новшества настолько тесно вошли в нашу жизнь, что сегодня сложно оградить ребенка от них. Психологи говорят, что телефон противопоказан детям в возрасте до 3-лет. После трехлетнего возраста просмотр телефона разрешается лишь на час в день. Но, как показывает практика, в нашем обществе родители давно не обращают внимания на мнение ученых. С младенческого возраста они стараются познакомить свое чадо с красочным миром мультперсонажей, забывая о совместном времяпровождении и чтении сказок. Так же удивительным является тот факт, что ребёнок с самого рождения уже различает звуки речи. Дело в том, что способность, которая позволит ему в будущем понимать родную речь, закладывается ещё в утробе матери.Чем больше родители разговаривают со своим малышом, тем быстрее накапливается его словарный запас, а также выше показатель интеллектуального развития и будущей успеваемости в школе. Младенцы, родители которых часто разговаривают с ними, к 2 годам знают на 100-200 слов больше, чем дети, с которыми разговаривают мало.
Помимо речевого развития не маловажную роль играет и психическое развитие ребенка. В нашем районе с такими детьми работают специалисты коррекционного центра.
-На данный момент у нас количество детей как и в прошлом году около 15 детей, но замечается рост детей с задержкой психо-речевого развития. Есть несколько факторов, которыми могут быть вызваны эти отклонения. Есть ЗПР соматогенного происхождения, то есть когда дети часто болеют или длительное время болеют. Есть ЗПР психогенного происхождения, это когда в доме неблагоприятные условии, можно сказать педагогически запущенные дети. Плюс ко всему этому на сегодняшний день влияет и социальные сети, дети сидят в телефонах и не нуждаются в живом общении. У нас в неделю два раза проводятся коррекционные и развивающие занятия. С детьми занимаются такие специалисты как: психолог, логопед, дефектолог, учитель по музыкальной ритмике, учитель по лечебной физической культуре, социальный педагог, воспитатель. Некоторые родители ошибочно думают, что через месяц можно увидеть хорошие результаты. Но для хорошей динамики не достаточно занятия только специалистов, родители так же должны быть заинтересованы в процесс развитии. В основном первые результаты видны в течение года. Через год можно заметить какие-то улучшения в развитии, но обычно это очень долгий процесс,-говорит психолог Жулдыз Улжагалиева.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Но многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, – говорят они, – и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Как утверждают специалисты - это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек советуют психологи, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи. Не нужно бояться диагнозов, ведь выявление заболевания на ранних стадиях, поможет подобрать правильное лечение и корректировку, которое в дальнейшем дадут положительные результаты.
Екатерина Кива
Чингирлауский район
Это интересно