28.02.2023, 17:00
Просмотры: 84

В память о хорошем человеке

С 2016 года в Казахстане был учрежден праздник – День благодарности. Изначально его смысл в выражении уважения к казахскому народу, принявшему на своей земле представителей различных этносов. Позже праздник претерпел трансформацию, став днем, когда каждый желающий может открыто выразить благодарность каким-то людям, отметив свое отношение к ним или их добрые дела.

В эти дни хотелось бы вспомнить об одном активном жителе Бурлинского района, который много внимания уделял истории края, изучал период репрессий; занимался популяризацией казахского языка и культуры чеченского народа; который вносил неоценимый вклад в сохранение межнационального единства, писателе Мухтаре Бокаевиче Бокаеве. Он ушел из жизни в 2016 году, но память о нем до сих пор жива.

WhatsApp Image 2023-02-28 at 16.56.22

Мухтар Бокаевич родился в 1939 году в селе Шихараой Шаройского района Чеченской автономной республики. В 1944 году вместе с семьей переехал в Казахстан. Переезд состоялся благодаря операции «Чечевица» авторства Лаврентия Берии. В тот год советская власть вдруг решила объявить врагами не просто отдельных граждан, а целые народы. Чеченцы и ингуши оказались в опале. Их вынудили покинуть родные места. Согласно историческим справкам в феврале-марте 1944 года на постоянное жительство в Казахскую и Киргизскую ССР было переселено 602.193 человека жителей Северного Кавказа. Подавляющее большинство было направлено именно в Казахстан (239 768 чеченцев и 78470 ингушей). Районами сосредоточения чеченцев стали Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Семипалатинская и Алма-Атинская области. Сотни спецпоселенцев, работавших на родине в нефтяной промышленности, были направлены на месторождения Гурьевской области.

Семья Мухтара Бокаевича попала в Южно-Казахстанскую область. Когда они прибыли на место, уже пробилась трава. Ею мать М.М. Бокаева и кормила своих детей, чтобы выжить. Помогали местные казахи. Они, несмотря на ярое требование властей не помогать сосланным «преступникам, ворам и людоедам», быстро поняли, что к чему и прониклись состраданием к чужой беде. Потихоньку, как могли, помогали едой. Бокаев вспоминал, что местная детвора боялась и сторонилась ссыльных. Но старики заставляли играть с чеченскими детьми. Так сложилась дружба, а дети чеченского народа выучили казахский и русский языки.

В 1958 году он окончил среднюю школу и поступил в Шымкентском педагогический институт на факультет «История, литература и язык». Отслужил в армии.

WhatsApp Image 2023-02-27 at 10.20.57

По распределению был направлен в Бурлинский района в Уральский техникум механизации и сельского хозяйства, где до 1982 года работал преподавателем, после заведующим учебной частью.

С 1982 по 1985 годы Мухтар Бокаев возглавлял СПТУ-99, бывшее известной кузницей сельскохозяйственных кадров в Казахской ССР.

Ему же было доверено руководство Бурлинским районным архивом.

В 2005 году вышел на пенсию. Но отдыхать не стал. Устроился на работу в районную библиотечную систему и занялся общественной деятельностью.

Мухтар Бокаевич был одним из самых активныхчленов областной Ассамблеи народа Казахстана, выступал председателем совета старейшин чечено-ингушского общества «Вайнах» ЗКО, являлся председателем совета ветеранов города Аксай.

Он выступал с лекциями перед школьниками и студентами, рассказывал о страшном периоде сталинских репрессий, когда стирались судьбы десятков народов, просто потому что кому-то везде мерещились враги. И очень трудно было объяснять подросткам, почему в враги народов записывали младенцев и дряхлых стариков, а еще что он сам такое натворил, чтобы в 5 лет получить «билет на выселение».Потому что перед глазами вставали картины – мельтешение лиц; всех сгоняют как скот на сельской площади, солдаты кричат, люди кричат, а мать плачет и плачет, крепко прижимая его к себе.

Конечно, Мухтар Бокаев ездил на историческую родину, отдал дань предкам, чьи кости похоронены там. Тогда возникла идея о переводе чеченских и ингушских сказок на казахском языке. Переводил он сам. Сказки охотно публиковали в районных и областных газетах. Это не осталось без внимания. Ему предложили выпустить книгу к 20-летию Ассамблеи народа Казахстана: подарок казахскому народу от чечено-ингушского. Спонсором проекта выступила областная Ассамблея. Презентация состоялась в 2015 году. В сборнике 63 сказки, чеченские и ингушские, распределенные по разделам. Все – народные.

«Встретились Сон, Мороз и Жара и поспорили: кто из них сильнее? Увидели в горах пастуха. Сон предложил проверить силу стихий на пастухе. Как ни старались Мороз и Жара, только Сон сморил человека, его и признали самым сильным». Это – краткое содержание одной из сказок, вошедших в тот самый сборник народных чеченских и ингушских сказок.

Мухтар Бокаевич Бокаев был не просто писателем, а истинным патриотом Казахстана. Из тех, кто в огонь и воду за землю, дружелюбно принявшую гонимый репрессиями чеченский народ, обогревшую, накормившую и давшую надежду на будущее.

Также в наследие, оставшееся после этого благородного человека, входят сборники авторских рассказов - «Последняя улыбка», «Зезаг» и «Башлам». Они имеются в библиотеках нашего района.

Мария Пирог,

Бурлинский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале