15.03.2024, 12:30
Просмотры: 15

В Шынгырлау есть такой человек, который знает все нюансы работы с кожей

Одной из областей искусства казахского народа было украшение конского снаряжения. Это творчество имело особо важную роль в казахском обществе.

WhatsApp Image 2024-03-15 at 12.31.45

Конь для кочевников был не только средством передвижения и источником пропитания, но и верным другом и товарищем, а так же показателем престижа и статуса. Конское снаряжения делалось вручную, и мастерство передавалось из поколения в поколение. С раннего детства мальчиков учили верховой езде, а вместе с ним и изготовлению обмундирования коня. Особую роль в конной атрибутике занимала плеть – қамшы. Ее дарили джигиту в знак  взросления, это символизировало, что он теперь является не мальчиком, а мужчиной.

Қамшы – это не просто плеть для погонки скота, это целое произведение искусства, показатель статуса, власти, знак почета и уважения, а так же действенный оберег. Она являлась не только средствов понукания коня, а так же орудием охоты и универсальным боевым оружием. Камча обладала и священным значением.

Всадник с камчой в руках внушал страх и смирение. Однако входя в дом, наездники не вносили камчу внутрь дома, оставляя ее снаружи либо вешая справа от дверного проема. Если же человек заходил в дом в руках с плетью, это означало что он пришел не с миром, для решения важного вопроса.

Видов изготовления камчи очень много. В зависимости от предназначения плети ее делали различной длины, толщины и материала.

Камча и другое снаряжение для упряжки лошади плели из обработанной шкуры крупного рогатого скота. Издавна кочевники умели выделывать кожу и окрашивать ее в различные цвета. Для окрашивания в тот или иной цвет, казахи использовали растения и минералы, приготавливая из них специальные растворы.

Почти в каждом ауле были кожевеники, которые мастерски делали различные изделия из кожи. Обработка кожи – это один из древнейших и традиционных видов казахского мастерства. К сожалению в наши дни очень мало людей, кто знаком и со всеми тонкастями древнейшего ремесла. Однако в Шынгырлау есть такой человек, который знает все нюансы работы с кожей, которые передались ему по наследству от наших предков.

Амангельды Самаев занимается изготовлением изделий из кожи уже более 48 лет. Нелегкому промыслу его научили аксакалы в поселке Бурлисай, где Амангельды Орынглиевич родился и вырос. Так же больше 20-ти лет он проработал скотником, где набрался опытом работы с тушами и шкурами животных. Сегодня из кожи он изготавливает уздечки, камчи, нокты, седла и ремни, делает обработку кожи так же как это делали самые первые мастера.

WhatsApp Image 2024-03-15 at 12.32.08

- Работа с кожей требует большого времени и терпения. Для начала шкуру КРС помещают в бочку со специальным раствором. В идеале лучше использовать деревянную бочку или же пластмассовую. Раствор состоит из кисломолочного продукта, дрожжей и извести. Прежде чем поместить шкуру в раствор, ее следует хорошо просолить. Затем после того как шкуру поместили в растрор, ее нужно несколько раз за день переворачивать, для того чтобы она хорошо пропиталась. Примерно через неделю шерстяной покров должен отходить от кожи. Если шерсть хорошо снимается, то она готова к дальнейшей обработке. После снятия шерстяного покрова, ее разрезают на неоходимые полотна и помещают обратно в тот же раствор на 10 дней. Затем кожу вытаскивают и немного просущивают, но при этом она должна оставаться сырой. Для того чтобы материал был мягким и усойчив к влаге, кожу хорошо растягивают и пропитывают дегтем или же специальной смазкой. После пропитки с кожей можно работать дальше, при этом не каждый справится с правильным обращением с ней, для этого нужен опыт. Для изготовления камчи лучше использовать лошадинную или телячью шкуру. Толстая кожа хороша для изготовления уздечек и ремней – говорит Амангельды Самаев.

Сегодня чингирлауский кожевеник выполняет заказы на изготовление конной амуниции нескольких видов. Он плетет камчи из 4,6,8,12 и 16 плетень различной длины. Рукоятку камчи он изготавливает из таволки (тобылғы), так как она является прочным и долговечным материалом. Как признается Амангельды раньше заказов было мало, сегодня спрос на кожанные изделия большой. В основном заказывают для конных национальных видов игр, а так же на подарки. Несколько раз он принимал участие в районных выставках, где демонстрировал свои изделия. А так же проводил мастер классы для школьников. Но как признается сам Амангельды, у современного поколения мало интереса для того чтобы работать с кожанными изделиями.

WhatsApp Image 2024-03-15 at 12.33.02

WhatsApp Image 2024-03-15 at 12.32.33

-Несколько раз я пытался обучить всему что умею молодых ребят. Они все схватывают налету, но потом интерес пропадает. Работать с кожей очень сложно, здесь нужно не только терпение, но и усидчивость, а иногда и ювелирная точность. Сейчас в магазинах представлено большое количество различной атрибутики, но качество желает лучшего – говорит кожевеник.

Сегодня мы живем в таком поколении, когда еще можем застать людей, которые имеют опыт и умение в таких промыслах, которыми занимались наши предки. Это самое ценное, что они могут нам передать. Никакие мастер классы на ютубе не сравнятся с опытом и чувством, которыми они обладают. Ведь в их руках история, в их руках многолетний труд, в их руках сокровищница. Все, что они умеют, передали им наши предки. И если мы хотим сохранить то, что нам досталось от наших предшественников, мы должны перенимать и ценить эти знания и умения.

Екатерина Кива,

Чингирлауский район

Фото Бахыт Баймагамбетовой

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале