25.07.2023, 11:30
Просмотры: 34

Хранитель истории

В селе Атамекен Акжаикского района есть уникальный исторический объект, который удалось сохранить местному жителю Жанибеку Абильпейисову. Сейчас в нем действует краеведческий музей «Жерұйық». У основателя музея Жанибека Тастайбекулы, как у настоящего краеведа, свое своеобразное тонкое видение мира – в каждом артефакте он видит историю и для него это не просто сухие факты и цифры, а целое увлекательное путешествие в прошлое, в которое он с удовольствием окунает посетителей. Об исторических личностях, артефактах он может рассказывать часами. Особое место в его мировоззрении отведено теме национальной истории, кочевой культуры.

IMG20230503112532

Эти кирпичные стены видели многое, а ныне поросли мхом. Здание построено на рубеже  XVIII-XIX веков, а в 1930 – здесь был детский дом. В советские времена в исторической постройке располагались библиотека, канцелярия, почта. Несмотря на обилие организаций здание чудом уцелело. На сегодняшний день – это единственная историческая постройка в селе, в 2014 году в здании решили открыть музей. Оно и само по себе историческая реликвия, однако сейчас наполнилось и другими экспонатами, в их числе стеклянный флакон духов, который был найден близ села Базаршолан в местечке Байкутты Шолаккамыс на расстоянии 50-60 км.

– На флаконе выгравирован герб российской империи. Этим благовонием когда-то пользовалась сама императрица. Духи «Благовония императрицы» были выпущены в Москве в 1905 году, они были очень дорогими, как французские духи в наше время, не каждый мог себе их позволить. О чем это говорит? Наши предки были достаточно зажиточными и своим женам и дочерям привозили из столицы того времени такие духи – еще это говорит о высоком уровне культуры и тонком эстетическом вкусе наших предков, – рассказал краевед.

Само название музея символичное и глубокое по смыслу.

– Считается, что наш предок Асан Кайгы начал свое путешествие в поисках земли обетованной именно с нашего региона, поэтому решили назвать его Жерұйық – говорит краевед.

IMG20230503111454

Первый зал музея посвящен каменному веку и деятелям Алаш. Здесь собраны соответствующие артефакты. Этой масштабной работой и занимался Жанибек Тастайбекулы, который прожил около 50 лет в этом ауле. Содержимое музея он собирал буквально по крупицам. К примеру, старинный лук он получил в обмен на четырех овец, а за шлем отдал жеребенка. В казахском эпосе часто упоминается о пяти видах оружия, которыми были вооружены тюркские воины, поэтому особое место в музее отводится Бес қару. Это лук, сабля, копье, секира и палица. Существует казахская пословица: «Ер каруы – бес қару», что переводится как «У воина – пять видов оружия».

– В прошлых веках из лука с детских лет отлично умел стрелять каждый казах. Примечательно, что у казахов, в отличие от других народов, стрела по длине достигала метра, дальность ее полета – 500 метров. Тюрки когда-то были одними из лучших лучников, поэтому, когда они попадали в плен, им отрубали большой палец, чтобы лишить мастерства владения луком. Человек, который занимается стрельбой, становится ловким, целеустремленным, остроумным, сильный духом. В попытках сломить этот дух царские войска в первую очередь всегда старались уничтожить лук. Сейчас стрельба из  лука широко не практикуется, но, отрадно, что это искусство постепенно возрождается, – говорит Жанибек Абильпейисов.

Как рассказал Жанибек ага, в Казахстане всего три умельца занимаются изготовлением традиционных луков, один из них – Мурат Габдусалимов из Атырау. Мастер изготовил лук и стрелы, хранящиеся в музее.

– Стоит отметить, лук из нашего музея в свое время даже участвовал в соревнованиях среди лучников в Китае, – с гордостью заявил Жанибек ага. – Мне он обошелся в 4 барана.

Еще одним экспонатом музея в составе Бес кару является кривая сабля – «кылыш» из разряда режущего оружия. Ее директор музея купил в Алматы. А из рубящего оружия среди экспонатов хранится боевая секира «айбалта» с лунообразным и широким лезвием. Это оружие в музее появилось в дар от благодарных посетителей. По его словам, секиру с длинным топорищем воины использовали при охране ханского дворца или ворот крепости.

В планах у краеведа провести ремонт второго зала музея. Он будет посвящен временному отрезку от советской эпохи до наших дней. Кроме того, в старинном здании необходимо отреставрировать подвал, на все это краеведу нужны немалые средства, поэтому он надеется на поддержку неравнодушных к родному краю меценатов.

С любовью и  особым трепетом Жанибек ага рассказал нам о собранных за всю историю музея артефактах, за каждым из них стоит история Приуралья, которую бережно хранит для нас этот уникальный музей.

Интерьер музея вплоть до мелочей Жанибек ага продумал сам. На самом главном для казахов месте музея – төр – нарисованы казахские ханы – Абулхаир и Чингисхан в полном боевом обмундировании и снаряжении на скакунах. Глубокая решимость на их одухотворенных лицах, которую так удачно смог передать художник, показывает, с какой смелостью они ринулись на врага и готовы отдать жизнь за родину.

– Чтобы поднять наш рух, национальное самосознание молодежи, посещающей наш музей, мы решили воссоздать образы наших национальных героев, – подчеркнул краевед.

К слову, в музее есть и вещи, воссозданные руками аульных умельцев. К примеру, кольчугу, которые одевали на тело наши батыры во время битв, смастерили местные школьники. Кольчуга весит 16 кг, ученики связали ее из 11 тысяч двухмиллиметровых колец в течение месяца. А головной железный убор батыров того времени  – дулыга по специальному заказу собственноручно выполнил западноказахстанский художник-скульптор, член Союза художников Казахстана Ергали Бекешев.

Целая стена музея посвящена портретам казахских батыров, краевед постарался по воспоминаниям потомков и фрагментам документальных сведений воссоздать черты их лиц.

– Когда мы говорим о наших западноказахстанских батырах, то представляем лишь Сырыма Датова и Махамбета Утемисова. На самом деле батыров Младшего жуза было предостаточно, но нигде нет их изображений. Я написал пост в социальной сети с просьбой посодействовать в написании портретов батыров каждого рода – ру. Люди откликнулись и с их помощью, к примеру, у нас имеется изображение батыра из ру «маскар» Мырзагельды, многих батыров и биев из ру «алаша», «ысык», «бериш», «адай», то есть практически охвачены все роды, проживавшие в нашем регионе. Не могу не упомянуть о батыре по прозвищу Акшолак – Мухамеджане Сарыгожине, который в 1888 году в селе Базаршолан построил гимназию с русским и казахским языками обучения на 50 мест на свои собственные средства. 25 ученикам он оплачивал стипендию и учебу в этой школе. Все это он делал для того, чтобы дети простых казахов могли освоить русский язык и получить доступ к знаниям, – рассказал краевед.

Воссозданы и портреты батыров из ру «тана», «алаш», «адай», заслуживших славу своими доблестными подвигами. Это Шомбыр Болатулы, живший на стыке двух веков – 1868-1968 гг., Жантилеу Дойырулы и Ермаш Баймагамбетулы. Все они обладали недюжинной силой и ни у кого из них, к сожалению, не осталось потомков. Сохранилась тросточка, при помощи которой передвигался Шомбыр батыр, когда ему отказали ноги в 90-летнем возрасте. При этом, по воспоминаниям очевидцев, батыр умудрялся сидя рубить дрова.

Нашлось место и акынам-жырау из ру «жиенбет тана» – Сугир жырау Мырзалыулы, Бисекешу Есжанулы и Сагату Абдугалиеву. Судьбы Сугир жырау из ру «тана» и Сугир жырау из ру «адай» схожи. Если Адай Сугир сочинял свои терме и жыр, полные грусти о родине, находясь в Туркмении, то Тана Сугир во время восстания в 1868 году переселившийся в Хорезм и проживший там 5 лет, вернувшись на родину создал свои композиции, также наполненные щемящей тоской о родном крае. К сожалению, не осталось термеши, способного исполнить его произведения.

– Творчество Бисекеш акына до сих пор не исследовано, так как он выступал против Советской власти. Я встретился с его единственным сыном и записал 500 стихов поэта, – поделился Жанибек ага.

Поразил портрет Ханымбике Маулимбердикызы, жившей в XVII-XVIII веках – величественная осанка, крупный, нехарактерный для женского лица нос, выразительные глаза, суровое выражение лица. Эту женщину считали аулие – святой и батыры из ру «алаша» с ее именем на устах сражались с врагом. Она обладала сверхъестественными способностями – могла без лошади управлять арбой. Рядом изображен аулие Арыстангали Жумалыулы, годы его жизни пришлись на период 1890-1976 гг. Он лечил детей и был знаменитым лекарем. На каждом портрете установлен QR-код, то есть каждый посетитель может самостоятельно узнать подробную информацию: полную биографию об этих незаурядных личностях, местах их захоронения.

Не менее интересна и история появления двух седел в музее, принадлежавшим, судя по записям, выходцам из Старшего и Младшего жузов.

– В 1970 году неизвестный всадник прискакал в нашу местность из местечка Жамбыл. Возможно, был преступником и скрывался от властей. Прожив здесь 10 лет, он неожиданно пропал. Это седло обнаружили в сарае одного из жителей села Жаманкудук. У него я и купил это седло. В основном, такое громоздкое тяжелое седло, его называют наукан ер, использовали для кокпара и сражений. В бою наукан ер защищает область живота у воина, в нем также имеется специальное отверстие для хранения стрел, – рассказал Жанибек ага.

Согласно сведениям, в области из тюрем были лишь Калмыковская крепость и зиндан, который находился на окраине села. Он был разрушен в 90-х годах. Подвал, находящийся в старинном здании музея служил изолятором временного содержания, и он – почти точная копия разрушенного зиндана. В свое время местные аксакалы приказали засыпать его землей, чтобы молодежь не устраивала сходок. Жанибек ага выкопал подвал, открыл вход к нему. Ведь в этой камере побывали такие известные личности как Сырым Датов и Махамбет Утемисов. Это место темное, загадочное. Несмотря на чистоту и посильный ремонт, который организовал краевед, от него веет мрачной энергетикой. В маленькую комнатенку с низкими сводами, где могли поместиться лишь две койки и табурет, ведут выщербленные ступени лестницы.

Многие годы советская власть представляла народу образ национальных героев, бросивших вызов системе тоталитаризма, как контрреволюционеров, бандитов, лишенных всяких моральных принципов и идеи. В 1783 году, когда Сырым батыр организовал первое народное восстание, в декабре под форпостом Антонов он попал в руки казаков. Вначале его поместили в этот подвал, далее перевели в тюрьму в Уральске, где Сырым батыр провел в заточении четыре месяца. Весной выходцы из ру «байбакты» заплатили за него выкуп в размере 350 рублей и 200 лошадей, и батыр был вызволен из неволи. В 1841 году, когда Махамбета акына перевозили из Калмыковской крепости в Уральск, в этом подвале ему пришлось провести ночь. 16 апреля 1855 года батыра из ру «шеркеш» Турлана Асауова переводили из Оренбургской тюрьмы пешим ходом. В ту ночь, когда его поместили в данный изолятор, казаки вероломно убили батыра, избив его до смерти. Через год отец Турлана Асау би прибыл на место убийства сына и пообещал отдать тому, кто укажет на место захоронения останков, молодую кобылицу. В итоге ему удалось откопать лишь палец сына. Останки батыра покоятся в Атырауской области рядом с могилой отца.

В 1922 году батыр из ру «ысык» Куныскерей Кожахметов отдыхал в роще неподалеку от села, ожидая обоз, рядом на привязи пасся конь. Спящего батыра взяли в плен местные казаки, вышедшие на обход, и привели в изолятор. Куныскерею, обладавшему огромной физической силой, удалось согнуть прутья решетки и сбежать.

– Планирую воссоздать атмосферу темницы того времени, поставить в углу цепи, приобрести скелет, полностью закончить ремонт, но пока на это нет денег, – делится краевед. – Здесь побывали наши великие предки, и я хотел бы придать достойный вид этому месту.

Жанибек Абильпейисов с благодарностью вспоминает человека, который подал ему идею открыть музей в этом архаичном здании. Это бывший директор местной школы Амангельды Тлеккабылулы Жанаисов (на фото), который убедил сельчан не разрушать исторический объект.

IMG20230503113709

Скромный, при этом увлеченный своей работой, которую он превратил в образ жизни, Жанибек Тастайбекулы не мыслит своей жизни без музея. Все его мысли и чаяния о том, как дополнить музей редкими артефактами и донести до населения его ценность. Здание музея явно нуждается в дополнительном ремонте, а Жанибек ага вложил немало своих средств на ремонт, приобретение и изготовление редких артефактов. Филантроп, человек редкого интеллекта, истинный патриот своего края, он каждый день вносит свой посильный вклад в развитие музея, а значит, в восстановление и сохранение нашей истории. Масштаб личности Жанибека Тастайбекулы огромен и явно недооценен. Именно таких людей, радеющих за нацию, и нужно поддерживать на государственном уровне.  Не зря говорят: «Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего». Жанибек ага уверен, необходимо не только помнить историю своего народа, но и чтить память великих предков, если мы хотим модернизировать наше самосознание и сохранить свой национальный код.

Арайлым Беккалиева,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале