29.12.2023, 19:13
Просмотры: 491

«Зерде» - площадка для исследователей

В Казахстане ученых воспитывают с школьной скамьи – такой принцип заложен в основу республиканского конкурса научных проектов и творческих работ «Зерде». Учащиеся 1-7 классов презентуют результат своих исследовании на различных этапах и доказывают обоснованность внимания к той или иной теме. В этом году 13 школьников Бурлинского района стали призерами областного тура конкурса «Зерде». Юные ученые только пробуют делать первые шаги, но от поддержки их стремлений зависит будущее всей страны.

PHOTO-2023-12-28-17-27-58

«Учеными не становятся, ими рождаются». Страсть к исследованиям и экспериментам проявляет каждый ребенок, начиная с раннего возраста. Задача родителей – поддержать, помочь или же внушить отказ от стремлений познавать что-то новое. На сегодня именно школа является тем самым плацдармом, где создаются возможности для взращивания новых ученых и новаторов. Прекрасной поддержкой являются различные конкурсы и олимпиады. Одним из таких выступает конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Зерде», проводимый республиканским научно-проектным центром «Дарын» для учащихся 2-7 классов. Его основными задачами являются развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности, выявление и поддержка способных и одаренных школьников, обмен опытом между школами по организации учебной и научно-исследовательской деятельности, повышение профессионализма педагогов и привлечение внимания общественности к проблемам развития интеллектуального потенциала.
Дети не просто ведут поиски информации, они начинают с обозначения темы исследования, затем определяют ресурсы, которые будут задействованы. Если темой является проблема, тогда в основу проекта закладывается поиск ее решения. Это могут быть различные механизмы и даже технологии, которые могут помочь улучшить экологию или в какой-то мере снизить уровень энергопотребления.
Районный этап проходил 4 декабря. Из-за погодных условий он был проведен в онлайн-формате. 140 школьников представили 122 проекта. Из них 104 – личные, а 18 – командных. Дети выступали в 12 секциях, это «Казахский язык и литература», «Русский язык и литература», «Английский язык», «Математика и прикладная математика», «Физика, космос», «Туризм и спорт», «История и краеведение», «Этнокультура», «Химия и биология», «Медицина, психология и экология», «Роботетхника и STEM инженерия» и «Технология и искусство».
Все обладатели первых мест получили право представлять Бурлинский район на областном этапе, который прошел 14 декабря на базе Республиканского центра дополнительного образования «Дарын». В нем приняли участие 287 школьников со всей Западно-Казахстанской области. Они представили 246 исследовательских работ. Методист отдела образования района Азамат Мамбетжанов отметил, что в этом году областной этап был очень сложным. И дело не только в количестве проектов. Время защиты было ограниченным. Также каждой секции предоставлялся один ноутбук на всех для презентации. Это была одна из проверок для участников на владение информацией о своем проекте и степени задействованности в нем. Представителям Бурлинского района пришлось поучаствовать в нешуточной борьбе за призовые места. По результатам 13 школьников стали призерами областного конкурса «Зерде». В числе обладателей II места: Алан Кусдавлетов (2 класс, ОСШ №4, руководитель Адира Балтиева) – секция «Русский язык и литература», Эмилия Гильманова (3 класс, ОСШ №3, Гульмира Сабирбаева) – «История, краеведение», Саягуль Пшенбаева и Жанерке Тлеген (4 класс, ОСШ №5, Зайра Ерекешова) – «Математика, прикладная математика», Мадина Имангали (7 класс школа-лицей №6, Алла Абдрахманова) – «История, краеведение», Андрей Пирог и Александр Муляр (6 класс, ОСШ №3, Динара Малкаулова) – «Медицина, психология, экология».

IMG_20231229_191124
Обладатели III места: Даниил Соколов (2 класс, ОСШ №3, Ирина Карагодина) – «Физика, космос», Айзере Галимова (2 класс, ОСШ №4, Нургуль Калмакова) – «Химия, биология», Гайдар Зинеденов (7 класс, школа-лицей №6, Гульайым Таурбаева) – «Химия, биология», Альбина Хасанова (6 класс, Бурлинская ОСШ, Жанна Махметова) – «Технология и искусство».
Дипломы за участие получили Ислам Исламбеков (6 класс, ОСШ №8, Алмагуль Балмашева) – «Математика, прикладная математика», Айдар Канапия (3 класс, Кентубекская ОСШ, Гульнара Есенбаева) – «Информатика, ротоботехника, STEM инженерия».
- Жюри задавали разные вопросы – по проекту и не совсем. У нас, например, спрашивали о том, знаем ли мы что такое сколиоз и плоскостопие. Естественно, мы с Сашей (партнером по проекту) знаем, ведь об этом наш проект «Влияние веса школьного рюкзака на здоровье подростка». Наш руководитель Динара Наурызбаевна Малкаулова помогла с подготовкой плана работы, давала дополнительные задания, если не хватало информации. Мы ходили к врачам, ходили в СЭС. Еще проводили контрольные взвешивания рюкзаков в разных классах. Самые тяжелые рюкзаки, кстати, у одиннадцатиклассников и первоклашек. А вот в нашем 6 классе все по санитарным нормам. Вообще мне нравятся такие конкурсы. Мы с Сашей и Динарой Наурызбаевной уже второй командный проект делаем, - поделился впечатлениями учащийся ОСШ №3 Андрей Пирог.
Конкурс, который призван стимулировать детей на самообразование и большие свершения, оправдывает себя полностью. Уже сейчас эти дети задумываются о будущих профессиях, а благодаря конкурсу имеют возможность погрузиться в любимую среду – экологию, медицину, космос, исскуство и т.п. И пусть не все из них станут в будущем учеными, но заложенные знания и развитый потенциал станут отличным вкладом в будущее нашей страны.

Мария Пирог,

Бурлинский район

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале