22.08.2022, 10:29
Просмотры: 65

«Золотое» сердце Надежды

Надежда Ивановна Гальчанская – педагог и библиотекарь по призванию. Выпускники разных лет до сих пор вспоминают ее и говорят, что в Федоровской средней школе №2 она была самой яркой. В библиотеке на переменке и после уроков школьники толпами крутились возле любимого библиотекаря, стремясь каждый на себя переключить ее внимание и получить ту книжку, которую порекомендует именно она.

InShot_20220822_102646914

Надежда Ивановна родилась в селе Федоровка (ныне Теректі) в 1946 году. Окончила после школы педкласс и по направлению попала работать в село Жосалы Джамбейтинского района (ныне Сырымского). Встретили высокую, красивую девушку с живыми огоньками в глазах в школе центральной усадьбы хорошо. Маленьким первоклашкам трудно было поначалу выговаривать имя и отчество, а потому они стали звать ее просто – Надя апай. И началась работа, внутреннее горение, поиск форм обучения. Ведь казахским ребятишкам трудно было сладить с ударениями, с произношениями русской речи. После того, как ее ученики осваивали слоговое чтение, она создала собственную методику обучения выразительности чтения. Сама разрабатывала занимательные задания, с помощью которых отрабатывала чистоту произношения, логических ударений, пауз, интонаций. Так она учила ребят быстрому овладению русским языком. Когда однажды она пришла на школьный праздник в блестящем платье и таких же туфельках на шпильках, обомлевшие ученики от такой красоты нарекли ее по-другому и стали называть «золотая апай», вкладывая в этот смысл многое. И даже поздравительные открытки подписывали так.

В 1967 году она вышла замуж по большой любви за парня по имени Виктор, которого встретила еще во время своей учебы в педклассе. Виктор Яковлевич был ее земляком, теректинцем, из села Новопавловка. Работал на Ворошиловском заводе. Решили обосноваться в Федоровке. Надежда Ивановна стала работать в Федоровской средней школе №1 учителем начальных классов. Друг за дружкой на свет появились три сына: Слава, Сережа, Вова. В работе, в заботе о детях прошли годы.

К тому времени в райцентре открылся новый детский сад «Тополек». На методическую работу потребовался педагог-теоретик, который сумел бы анализировать педагогический процесс и делать все для повышения качества работы. Такого педагога увидели в Надежде Ивановне и предложили эту должность, зная ее любовь к детям, стремление к неординарности в работе. Годы работы Надежды Ивановны на данной должности воспитатели запомнили, как самые добрые и творческие. Она умела создавать атмосферу взаимопонимания, взаимовыручки, помощи друг другу. Воспитатели делились своими «находками», приемами, знаниями и умениями, что позволяло тогда сплачивать дружный педагогический коллектив «Тополька». Надежда Ивановна вместе с воспитателями разрабатывала мастер-классы, проводила родительские собрания, принимала активное участие в работе методических мероприятий района.

Детский сад поддерживал тесную связь с районной детской библиотекой. Надежда Ивановна сама планировала и разрабатывала совместные мероприятия с этим детским культурным центром. Но однажды приняла решение перейти на работу сюда, так как ей предложили принять на себя заведование детским садом вместо уволившейся заведующей. Надежда Ивановна говорит, что она педагог и никак не может примерить на себя роль руководителя.

Заведующая детской библиотекой тогда Ольга Яковлевна Попова приметила эту творческую личность и внимательно присматривалась к методике ее работы с ребятишками. Она была рада принять на работу неравнодушного к детям человека.

Надежда Ивановна решила попробовать себя в новом амплуа. С присущей ей харизмой она с головой окунулась в новую для нее работу. Быстро вошла в курс, обучилась и вскоре стала одним из успешных библиотекарей в библиотечной системе района. Она с удовольствием проводила различные массовые мероприятия со школами и детскими садами райцентра. В читальном зале детской библиотеки тогда не хватало посадочных мест, и дети располагались как могли, лишь бы поучаствовать в увлекательных книжных путешествиях, в викторинах и различных конкурсах, побывать в стране сказочных чудес.

Директор центральной районной библиотеки Александра Федоровна Минаева вспоминала потом, говоря о Надежде Ивановне: «Она библиотекарь – творец. В ее мероприятиях полностью отсутствовали шаблоны. Бывать на них – одно удовольствие. Ни одно из них не повторялось. Там не было монотонности и однообразия. Она заставляла думать и работать каждого юного читателя. Всех успевала похвалить и отметить».

В детской библиотеке по приглашению Надежды Ивановны семьями читали тогда Федурко, Морозовы, Сабитовы и многие другие. Ставшие взрослыми Ирина Голубь, Сергей Локтионов до сих пор с благодарностью вспоминают как Надежда Ивановна привила им любовь к чтению. По их словам, они зачитывались книгами Александра Дюма, Майн Рида, советских и зарубежных классиков. Читали и перечитали фантастическую и приключенческую литературу. Надежда Ивановна умела каждому своему читателю подобрать литературу по вкусу. Она находила время расспросить самых маленьких читателей о том, что они узнали из прочитанного. Так она ненавязчиво узнавала, на самом ли деле ребенок прочитал взятую книгу или просто рассматривал картинки. Для нее было важно, чтобы маленький читатель брал книжки осознанно и усваивал прочитанное. Чтобы заинтересовать их, она начинала рассказывать сюжет из очередной книги и на самом интересном месте останавливалась и говорила, а остальное узнаете, когда прочитаете. Что тут начиналось! Если не хватало экземпляров, дети выстраивались в очередь за этой книгой.

Дети Надежды Ивановны подросли, и она приносила их игрушки в библиотеку. Глядя на нее стали свои игрушки приносить и мамы маленьких читателей. Пока они выбирали своим детям книжки, те играли. После школы дети спешили в библиотеку, потому что там их всегда ждали. Каждый здесь находил себе занятие, при этом не было никакого хаоса. Поиграв, дети переключались на книги. Все с нетерпением ждали громких чтений Надежды Ивановны. Она не просто мастерски читала, а подключала всех: задавала вопросы, просила сюжет сыграть по ролям, нарисовать по представлению интересные места прочитанного.

В то время не было еще компьютеров, и дети с нетерпением ждали специального дня, когда в детской библиотеке в отведенный день через диапроектор будут демонстрировать знаменитые познавательные мультфильмы советской поры: «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Приключения Незнайки» и др. Она вместе с детьми умела заразительно смеяться над приключениями героев. Потом начиналось самое интересное – обсуждение их поступков.

Библиотекарь на семинарских занятиях учила своих молодых коллег, что глупо требовать от детей, чтобы они все время читали. По ее мнению, они должны играть, отдыхать от учебы. К ней маленькие дети приходили поиграть, а уходили обязательно с книжкой. Библиотекарь не навязывала им чтение, просто так расставляла книжки на выставочных полках, на столиках, чтобы ребятишкам захотелось взять их в руки и почитать.

Создала при детской библиотеке кукольный театр. Был такой волшебный уголок в читальном зале, где дети под руководством Надежды Ивановны сами создавали куклы, одежду для них, декорации для постановок. Вместе составляли сценарий по известным детским сказкам. А потом были успешные выступления не только в стенах библиотеки, но и гастроли по школам райцентра и ближним селам. Не раз выступали даже на подмостках областного центра. Популярных артистов из кукольного театра Надежды Ивановны знала вся округа.

В конце 80-х годов она также по приглашению перешла работать в школьную библиотеку ФСШ №2, где и проработала до выхода на заслуженный отдых. Здесь уже несколько другой формат работы, больше – информационный: надо было обеспечивать учителей и учащихся учебной и методической литературой. Но Надежда Ивановна, помимо этого, занималась организацией мероприятий, которые воспитывали культурное, эмоциональное развитие учащихся. Проводила различные читательские конференции, готовила книжные выставки, обзоры литературы, беседы и все это для привлечения их к чтению. И здесь продолжила работу кукольного театра.

Одна из бывших учениц этой школы Лилия вспоминает: «Для меня школьная библиотека была самым светлым местом в школе. Надежда Ивановна любого своего посетителя встречала ласковым возгласом: «Мой золотой, проходи! Как твои дела? Что тебя сегодня интересует?». С неподдельным интересом она выслушивала каждого ученика, что-то советовала, подбирала литературу, успокаивала обиженного. Ведь к ней прибегали не только за книгой, но и поделиться своими радостями, печалями, огорчениями. И для всех у библиотекаря находились теплые слова, добрый совет. Каждого могла окрылить, каждому поднять настроение и дать хороший настрой на учебу».

Надежда Ивановна – человек обаятельный. Ее приятная внешность, ослепительная живая улыбка, выразительные глаза, неравнодушие к окружающим, большой эстетический вкус – все это буквально завораживало детей. Они охотно ей подражали.

Другая выпускница школы Ольга Фельдман говорит: «Для меня и сегодня Надежда Ивановна остается образцом культурного, интеллигентного человека. В школе мы, девочки, стремились подражать ей. Вся ее работа была наполнена добротой и вниманием к нам. Чтобы воздействовать на наши эмоции, она не жалела ни сил, ни времени. На каждом ее мероприятии разыгрывался настоящий спектакль. Она умела заинтересовать чтением. Мы участвовали в различных конкурсах чтецов и брали призовые места».

Работавшая в то время директором школы Роза Зулхиевна Дуйсекенова вспоминает: «Надежда Ивановна – удивительный человек. Она невольно воспитывала в детях через литературу многие человеческие качества, такие как доброта, отзывчивость, воспитанность. Она давала детям огромный заряд активности, их буквально обуревало жажда деятельности. Ее мероприятия отличались интеллектуальным уровнем».

Непрерывный рост мастерства Надежды Ивановны шел до последнего дня работы, пока не ушла на заслуженный отдых. Многолетний заслуженный труд библиотекаря не остался незамеченным. Она имеет множество Благодарственных писем и Почетных грамот библиотечных и педагогических ведомств различных уровней. Но главной наградой для нее остается любовь и уважение односельчан, коллег, воспитанников.

В браке с Виктором Яковлевичем счастливо прожила ровно 51 год. Но рядом со счастьем, случается, ходит и горе. Рано ушли из жизни два ее сына – Вячеслав и Сережа. Это сильно подкосило родителей. Вот уже четыре года, как не стало ее любимого супруга. У самой Надежды Ивановны перенесенное горе пошатнуло здоровье. Но радость вселяет живущий с ней внук – шестиклассник Дима. Внуки дают ей второе дыхание: есть еще две внучки – дочери Владимира и Вячеслава. А правнучка пойдет этой осенью во второй класс. Жизнь продолжается. Для многих поколений школьников она осталась человеком с золотым сердцем, поистине «золотая» апа, как окрестили ее однажды жосалинские ученики.

Нурзия Сисенбаева, 

Теректинский район, 

zhaikpress.kz

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале