10.11.2020, 11:21
Просмотры: 132

Река Урал… сумеем ли сохранить…

В настоящее время все возрастает роль общественности в вопросах охраны окружающей среды. Соответствующие нормы были внесены в проект нового Экологического кодекса. Министр экологии геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев в своих выступлениях часто отмечает необходимость участия общественности в обсуждении проблемных вопросов экологии.

20201110_111517

В этой статье собраны мнения и предложения представителей разных экологических общественных объединений Западно-Казахстанской области о самой главной экологической проблеме региона – обмелении реки Урал.

1RfxjGw_832

Руководитель общественного объединения «Таза Булак» Арман Бектенов

Как ранее мной не однократно отмечалось во многих выступлениях в СМИ, река Урал практически вся от истока до устья последние лет восемь – это сплошная зона экологического бедствия. Причин много, если раньше это были в основном климатические и геополитические (вопрос с распределением в межпаводковый период водных ресурсов и участившиеся периоды маловодья и засухи) в регионе. То в последнее время на первый план выходят такие причины, крайне негативно влияющие на ситуацию с водой в области, как рост антропологического воздействия, и не готовность властей к смене основных направлений деятельности в сфере управления водными ресурсами.

Деятельность управления в сфере контроля и распределения водных ресурсов последние лет пять направленна на уничтожение малых рек, входящих в бассейн реки Урал и доведение самой реки до катастрофы. Последние проекты водного отдела – это строительство новых и реконструкция старых водозаборных систем открытого орошения с общим водозабором из реки. При том, что река мелеет с каждым годом в среднем на метр - полтора за сезон.

В прошлом году водозаборные насосы ТЭЦ уже не могли достать воду с Урала, и их были вынуждены передвинуть. Но при всем этом регулирующее природные ресурсы управление продвигает проекты на дополнительный водозабор из реки для обводнения сельхозугодий. Ни одного проекта, направленного на рекультивацию или рекриацию нет. В данный момент я считаю, что назрела необходимость привлечения общественности к вопросам сохранения реки если гос. структуры себя дискредитируют, то дайте возможность независимым и частным структурам для проведения обследования и выработки методических рекомендаций. Но к сожалению, у нас общественность для участия в разработке и согласовании проектов управление не допускает.

20201110_111443

Действительный член Географического общества АН СССР, Международной Академии Детско-Юношеского туризма, краеведения и экологии, Заслуженный учитель Казахстана, Отличник просвещения РК, профессор Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения Максут Кубаисович Мурзагалиев. Основатель самого первого в ЗКО экологического ОО «Эко Дар»

– В двух словах не скажешь всех причин и проблем обмеления Урала. В разные эпохи и времена Урал мелел и бывали годы полноводья. В настоящее время, река находится в зоне обмеления, и можно уже сказать весь бассейн реки Урал зона экологического бедствия. Крайне негативные последствия маловодия, уже очень остро ощущаются в южных районах области. Там практически не осталось земледелия, опустынивание продвигается все ближе к областному центру. На водность реки влияют абиотический (климатический, природный фактор) и антропогенный фактор – вырубка лесов по берегам реки, оврагам и балкам.

В конце 1940 г профессор Иванов В.В. сделал такие заметки: «В Чингирлауском районе из 222 га сохранились 55 га, в Каменском районе из 265 га - 31 га., в Бурлинском и Зеленовском площадь лесных массивов также значительно сократилась, потом пытались восстановить, но площади лесов были мизерными». Как раз в те годы и был отмечен критически низкий уровень воды в реке. Лес имеет наиважнейшее значение для сохранения водности реки. Одно дерево способно удерживать до 200 литров воды, а также корни деревьев не дают уходить на большую глубину подземным водам.

Поднимая с глубин воду деревья испаряют влагу в атмосферу, увеличивается влажность идут дожди, наполняется реки. Круговорот воды в природе входит в программу средней школы. Очень прискорбно, что те, кто отвечает за сохранение природы не руководствуются этим законом. Не будет деревьев – не будет реки. И бесполезно требовать увеличить объемы подачи воды с верховьев, если нет пойменного леса, вода просто испарится и все. То, что сейчас повсеместно происходит, в частности вырубка пойменного леса и застройка природоохранной зоны, приведет к еще большему ухудшению ситуации с водообеспечением. Шансы на восстановление всегда есть, не верно думать, что если нет сброса с верховьев, то ничего нельзя сделать. Решать вопрос об увеличении объема сброса воды конечно же надо. Но то, что можно сделать на местах – надо делать. Как видите, нужно увеличивать площади лесов. Сажать нужно не только по берегам Урала, а еще и по берегам малых рек, оврагов и балок.

Нужны не разовые акции, а необходимо создавать ведомство по мониторингу, по посадке лесов и других мероприятий по реке. И что самое главное нужно категорически запретить вырубку деревьев, не важно где это в городе или за городом, сейчас ни одного дерева нельзя рубить. Необходимо разрабатывать и применять водосберегающие технологии, обустраивать водонакопительные сооружения, позволяющие собрать воду во время весеннего паводка.

20201110_111422

Научный сотрудник НАО Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова, заместитель председателя эколого-географического общества «ЭГО ЗКО» Михаил Шпигельман

Проблема сокращения запасов питьевой воды актуальна не только в нашем регионе или республике, это один из самых злободневных вопросов во всем мире. Сегодня уже ни для кого не секрет, что пресные, водные ресурсы на Земле, хотя и имеют свойство возобновления в процессе глобального круговорота воды, но их доля, пригодная для использования ограничена – то есть, человечество с ростом населения и экономического развития столкнулось с нарастанием дефицита пресной воды.
Многие страны с успехом применяют водосберегающие технологии и технологии вторичного использования пресной воды. В частности, в Израиле почти 80% воды используемой для технических нужд составляет так называемая «серая» вода.

Чистую воду используют только в пищевых целях. Там очень хорошо развита система многоступенчатых очистных сооружений и вторичное использование технической воды позволяет значительно снизить водозабор из природных источников. К примеру, для питья и приготовления пищи одному человеку в день требуется приблизительно ведро воды, в среднем 8-10 литров. Объем бачка унитаза около 8-ми литров, вот посчитайте сколько раз в день и сколько литров чистой питьевой воды сливается в канализацию. Для этих нужд можно использовать техническую воду. А сколько неучтенных, несанкционированных водозаборов из системы водопровода, когда люди поливают огород чистой водой. Путем несложных подсчетов становиться понятно, что большую часть воды город просто сливает.

Также немалые объемы воды забирает сельское хозяйство для орошения земель и водопоя скота. Срочно необходима оценка целесообразности применения более совершенных способов орошения, таких как капельное, дождевальное и внутрипочвенное орошение в тех условиях и при тех составах сельскохозяйственных культур, при которых эффект водосбережения может быть максимально полезен. К примеру, взять проблему полива зеленых насаждений в городе. Полив производят водовозами, забор воды идет из реки. В городе должен быть автоматический полив, и для этих целей можно повторно использовать воду с канализационных стоков, прошедшую очистку. Но это малая толика по сравнению с автомойками, которые круглосуточно используют чистую воду для мытья автомашин. Это затраты только города. А что происходит в районах области, в частности не мало случаев, когда отводят воду из каналов для орошения сельхозугодий и пастбищ, а озера недополучая требуемый объем воды засыхают. Для всех этих нужд можно и нужно вторично использовать воду прошедшую очистку, как это делается в многих странах.

20201110_111352

Руководитель экологического общественного объединения «Правый Левый берег» Николай Ванюков

– Несомненно ситуация с рекой Урал крайне плачевна. Существует несколько разных мнений, одни пишут, что нужны дноуглубительные и дноочистительные работы. Но, известный академик РАН А.А. Чибелев, категорически не рекомендует вторгаться в экосистему реки, он в своих трудах отмечает, что при достаточном напоре течения Урал в состоянии сам расчистить все наносы и перекаты русла.

Мое мнение также совпадает с именитым ученым. Чем меньше вмешательства в природу, тем лучше. Природа сама может все восстановить если не мешать ей. Главное, чтобы процесс не прошел точку невозврата, а такой гарантии на сегодняшний день никто дать не может. Всем известно о влиянии зеленых насаждений на климат. Чем больше деревьев, тем больше влаги в воздухе, тем чаще и обильнее выпадают осадки.

Соответственно при уменьшении площади зеленых насаждений климат становиться более засушливым и водоемы начинают усыхать, так как большая часть воды просто испаряется. Но, к сожалению, у нас этому закону природы не придают должного значения. Взять к примеру вырубку края лесополосы вдоль Дарьинской трассы, были уничтожены десятки тысяч деревьев. Причем все это было сделано на законных основаниях, так как эти деревья якобы мешали безопасности дорожного движения, хотя росли они на приличном расстоянии от дорожного полотна. Но, при принятии данного решения никто не учел, сколько эти деревья выделяли кислорода и сколько испаряли влаги. Также была вырублена целая лесополоса в этом же районе, для каких целей и по какой причине неизвестно. Только пеньки остались. А взять лесополосы по Желаевской трассе, там же сплошь коммерческие объекты, а раньше там был густой зеленый массив. Вот такими непродуманными действиями и уничтожают природу. Да, ежегодно проводят высадки саженцев, но требуются годы, чтобы они выросли. А за это время засуха неминуемо надвигается. Сначала надо вырастить, а потом уже рубить. Река перспективна ещё и туристическим направлением, вместо того чтоб разрушать, лучше развивать это направление, сейчас это привлекает множество иностранных и не только туристов. Рыбный промысел также можно развить как прибыльное предприятие, пополняющее бюджет области. Выемка ПГС окончательно лишает реку прежней придонной экосистемы, и благоприятной среды для нерестилища редких и не только породы рыб. Также это влечёт за собой заиливание дна и берегов.

Выбросы с городских предприятий отходов производства, также наносят непоправимый ущерб. Чтобы спасти хотя бы то, что осталось, сохранить свою среду обитания, вопросы экологии должны стать первостепенной задачей государственной важности.

Евгения Максимова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале