29.12.2020, 10:33
Просмотры: 53

Новые инструменты против взяточников

В Казахстане принимаются последовательные шаги по формированию действенных антикоррупционных механизмов. В рамках реализации поручений Главы государства К. Токаева и Елбасы Н. Назарбаева поэтапно принят ряд важных законодательных мер по усилению противодействия коррупции. Об этом более подробно в ходе брифинга Региональной службы коммуникаций рассказал первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО  Нурдаулет Самет.

photo_276190

По словам спикера, в этом году принята новая система поощрения граждан за сообщения о коррупции (в процентах от размера взятки или ущерба); введен полный запрет на получение подарков госслужащими и членами их семей; расширен субъектный состав коррупции и введен институт комплаенс-служб.

Ряд концептуальных мер, направленных на дальнейшее повышение эффективности противодействия коррупции, предусмотрен в подписанном Президентом Законе «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции».

Законом реализованы прозвучавшие в Послании Президента К. Токаева народу Казахстана от 1 сентября т. г. поручения об ужесточении наказания за коррупционные преступления и внедрении новых инструментов противодействия коррупции.

Н. Самет более подробно рассказал о важных законодательных изменениях, содержащихся в подписанном Главой государства Законе по вопросам защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействию коррупции.

Во-первых, введен запрет на применение условно-досрочного освобождения к лицам, осужденным за совершение тяжкого и особо тяжкого коррупционного преступления. Исключения составляют только два случая:

 первый – совершение таких преступлений отдельными категориями социально уязвимых граждан (это – беременные, женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей, женщины в возрасте 58 и свыше лет, мужчины в возрасте 63 и выше, инвалиды первой и второй группы);

 второй – в отношении осужденных, выполнивших все условия процессуального соглашения о сотрудничестве.

При полном возмещении ущерба и отсутствии взысканий в период отбытия наказания указанные категории граждан могут быть освобождены условно-досрочно после фактического отбытия определенного срока наказания.

– Это общеустановленные требования по применению УДО, которые также были усилены на порядок. Объясню на конкретном примере. Если по ранее действовавшим нормам социально уязвимые категории граждан, которых я перечислил выше, могли претендовать на УДО, отбыв за тяжкое коррупционное преступление не менее одной трети срока наказания, то теперь для получения УДО им необходимо будет отбыть не менее половины срока наказания. Соответственно, для применения УДО по особо тяжким коррупционным составам осужденный должен отбыть не менее двух третей назначенного срока наказания, тогда как ранее этот срок составлял не менее половины назначенного срока. То есть, мы видим, как законом усилена ответственность за коррупцию даже для социально уязвимых категорий. Что касается лиц, выполнивших все условия процессуального соглашения о сотрудничестве, имеющих право на УДО, не следует их путать с лицами, заключающими соглашение о признании вины, – пояснил Н. Самет.

Как известно, по нормам УПК существует два вида процессуального соглашения: в форме сделки о признании вины и в форме соглашения о сотрудничестве.

В данном случае, Законом предусматривается исключающая норма о применении УДО за коррупцию в случае выполнения всех условий процессуального соглашения о сотрудничестве, т.е. второго вида процессуального соглашения, которое может быть заключено лишь при двух основаниях: при наличии квалифицирующего признака – совершение преступления в преступной группе (ОПГ); по особо тяжким составам коррупционных преступлений (согласно УК – это два состава получения и дачи взятки по ст.366 ч.4 и ст. 367 ч.4 УК, а также три состава воинских преступлений по ст. 450 ч.3 и ч.4, ст. 452 ч.4 УК).

– Уверен, что вводимый запрет на УДО по коррупционным преступлениям станет мощным превентивным инструментом. Каждый госслужащий теперь 100 раз подумает, стоит ли идти на сделку с совестью, рискуя «отсидеть» полный срок, – заявил спикер.

Исключение возможности отбытия наказания для осужденных за коррупцию сразу в уголовно-исполнительных учреждениях минимальной безопасности (так называемые колонии-поселения).

Этим нивелируется привилегированное положение для коррупционеров, в отличие от осужденных за общеуголовные преступления, которым для отбытия наказания в колонии-поселении необходимо как минимум два года провести в исправительных учреждениях закрытого типа, что вызывало определенную критику.

Поэтому Президентом было принято решение об изменении условий отбытия наказания для коррупционеров.

Теперь осужденные за тяжкие составы взяточничества, а это получение и дача взятки в значительном (от 50 до 3000 МРП) и крупном (свыше 3000 до 10000 МРП) размерах, получение взятки сотрудником правоохранительного органа или судьей, неоднократное посредничество во взяточничестве будут направляться для отбытия наказания в учреждения УИС средней безопасности, а лица, получившие или давшие взятку в особо крупном размере (свыше 10000 МРП) – в учреждения УИС максимальной безопасности.

Тем самым для таких категорий лиц установлен правовой заслон на отбытие наказания в более комфортных условиях содержания.

А для того, чтобы перевестись в колонию-поселение, теперь они наряду с возмещением ущерба, примерным поведением должны отбыть часть назначенного наказания в исправительных учреждениях.

– Всецело полагаю, что это даст  положительный воспитательный эффект на пути исправления оступившихся, что в полной мере соответствует целям уголовного наказания, – подчеркнул Нурдаулет Самет.

Также усилено наказание за коррупцию для сотрудников правоохранительных органов и судей.

Сотрудники правоохранительных органов и судьи наделены особыми полномочиями и совершение ими преступлений характеризуется повышенной общественной опасностью. В этой связи, вполне закономерно, что они должны нести более строгое наказание. Теперь Законом для них санкции и правовые последствия за совершение ряда коррупционных преступлений (ст. ст. 361, 364, 365, 366, 369 и 370 УК) усилены на порядок.

– Для более ясного понимания сути нововведения приведу пример в части статьи 366 УК (Получение взятки), которая является наиболее распространенной статьей. Так, по действующей редакции статьи размер назначаемой санкции не зависит от занимаемой должности. Градация санкций зависит только от размера взятки (простая взятка, взятка в значительном размере, взятка в крупном размере, взятка в особо крупном размере). Законом в статье 366 УК введен новый состав (ч. 1-1 ст. 366 УК) в отношении судей и сотрудников правоохранительных органов с усилением санкции в виде лишения свободы с 5 до 6 лет. Казалось бы, увеличение санкций не такое значительное. Но правовые последствия достаточно серьезные. Теперь получение сотрудником правоохранительного органа или судьей простой взятки, т.е. менее 50 МРП (до 138 900 тенге) уже будет считаться тяжким коррупционным преступлением, а не средней тяжести, как в прежней редакции. Следовательно, во-первых, указанные лица лишаются возможности условно-досрочного освобождения. Во-вторых, для них отменяется возможность отбытия наказания сразу в колониях-поселениях, – пояснил первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО  Нурдаулет Самет.

Стоит отметить, что ужесточение ответственности коснулось не только получателей незаконного вознаграждения, но также взяткодателей и посредников во взяточничестве. Граждане должны понимать серьезность борьбы с коррупцией и нововведение нацелено на формирование у общества нулевой терпимости к коррупции.

И берущие, и дающие будут строго наказываться.

Четвертая антикоррупционная новелла касается введения запрета для госслужащих, депутатов Парламента, судей на открытие и владение счетами в иностранных банках.

Госслужба – это особый вид деятельности, предполагающий принятие целого ряда ограничений.

При выработке этих поправок во главу угла ставилась идеология служения в интересах страны и народа. Теперь при назначении госслужащих на должности, им будет даваться 6-месячный срок на закрытие иностранных счетов.

Что касается действующих госслужащих, то им также будет предоставляться 6 месяцев со дня введения в действие Закона на закрытие счетов в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан.

При этом законом определены случаи, когда госслужащие вправе иметь счета в иностранных банках.

В числе таких – работа, обучение, стажировка, командировка за рубежом либо прохождение лечения или нахождение за рубежом в качестве законного представителя несовершеннолетнего ребенка.

Если же госслужащий не желает закрывать счет в иностранном банке и намерен уйти с госслужбы, то он вправе подать заявление об увольнении по собственному желанию.

Алла Лучинина,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале