В торговых точках города, где продаются непродовольственные товары, зачастую можно увидеть вывеску «Необдуманно купленный товар обмену и возврату не подлежит». В особенности это касается вещей, выставленных на распродажу.
При этом стоит задуматься, какие же товары продаются со скидкой? Кроме залежавшихся вещей, давно вышедших из моды в данную категорию могут войти и товары низкого качества. Что касается предупредительной надписи «Необдуманно купленный товар обмену и возврату не подлежит», то она противоречит ст. 454 ГК РК, а также п.1 ст. 30 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которой продавец или изготовитель обязан обменять или возвратить непродовольственный товар надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также фискальный чек или другие документы, подтверждающие факт покупки, в течение четырнадцати календарных дней со дня приобретения товара, если более длительный срок не объявлен продавцом или изготовителем. Но при этом нельзя забывать, что не каждый товар можно вернуть обратно, к примеру, лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары, к примеру, ткани, трикотажное и гардинное полотно, также мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьмы, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка; абонентское устройство сотовой связи. В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то придется доказывать факт покупки с помощью свидетельских показаний, а также документов и других средств доказывания, в том числе -фото и - видеофиксации. Поэтому при покупке товара обязательно надо потребовать товарный чек, только так вы избавите себя от излишних хлопот и проблем. Другое дело, если товар продан с истекшим сроком годности или не соответствует техническим и стандартным требованиям. В этом случае не имеет значения, успели ли вы употребить или использовать товар, сохранился ли товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки. В этом случае продавец обязан возвратить потребителю денежную сумму за купленный товар в течение тридцати календарных дней со дня его приобретения. Если покупатель обнаружит недостатки товара, то продавец или изготовитель обязан заменить его незамедлительно за исключением случаев, когда требуется дополнительная проверка или экспертиза. Тогда срок замены продлевается на тридцать календарных дней с момента предъявления соответствующего требования. За просрочку выполнения требований потребителя об обмене, возврате товаров продавец или изготовитель выплачивает неустойку (штраф, пеню) в размере не менее одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки.
А теперь вернемся к главной теме нашей статьи, о запрете на обмен товара. Имеет ли под собой почву такое предупреждение или же является плодом вымышленной фантазии предприимчивых продавцов? Если подойти к этой теме более детально, то в предостерегающей вывеске «Необдуманно купленный товар обмену и возврату не подлежит», можно разглядеть и кое-что, заслуживающее внимания. Рассмотрим случай, имевший место в одной из торговых точек города, название которой мы изменили в силу этических соображений, также как и имя покупательницы. Гр. Д. приобрела одежду по сходной цене, но обнаружив дома брак, решила обменять на другую вещь в том же бутике. Каково же было удивление покупательницы, когда она получила отказ, причем в качестве мотива послужила та самая вывеска о распродаже, которую гр. Д. не заметила. Если говорить точнее, то продавец в данной ситуации «опирается» на п. 1 ст.15 Закона «О защите прав потребителей», когда у потребителя сохраняется право на замену товара только в случае если его недостатки не были оговорены продавцом при покупке. При этом продавец глубоко заблуждается, если думает, что вывеска сомнительного характера «Необдуманно купленный товар обмену и возврату не подлежит» послужит доказательством того, что он оговорил о недостатках товара. В пользу гр. Д. здесь можно привести множество аргументов, среди которых существенным является факт отсутствия оговорки о ненадлежащем качестве конкретного товара как в устной форме, так и письменной. Общая вывеска, на которую покупатель может не обратить внимания в силу своей невнимательности, не дает четкого представления о качестве конкретной вещи или предмета. Из этой ситуации гр. Д. извлекла для себя урок и рада хотя бы тому, что на сей раз затраты оказались умеренными. Ей ничего не остается, как за «три версты» обходить такого рода «сомнительные» торговые точки и каждый раз вспоминать смысл народной пословицы: «Скупой три раза платит».
Светлана Аманова,
zhaikpress.kz