5.03.2021, 9:59
Просмотры: 65

Не надо ждать милости от природы

Председатель областного филиала «Ассоциации фермеров Казахстана», ученый-агроном Серик Жарылгапов в интервью газете «Приуралье» рассказал об особенностях возделывания сельхозкультур в условиях Западного Казахстана и назвал основные проблемы современных аграриев.IMG-20210305-WA0004– Серик Абдугалиевич, урожайность сельхозкультур в некоторых хозяйствах нашего региона снижается из года в год. Как, по-Вашему, в чем причина? Всему ли виной изменение климата и засуха?

– Урожайность полевых культур, конечно, во многом зависит от погодных условий, но, как показывает практика передовых хозяйств, существенное влияние на величину урожайности оказывает и культура земледелия, которую сегодня, к сожалению, соблюдают не все аграрии. Есть такие хозяйства, которые, несмотря на засушливые годы, получают стабильно высокие урожаи, так как не забывают о традиционных технологиях ведения сельского хозяйства в нашем регионе, основанных на научных исследованиях.

Когда я учился в сельскохозяйственном институте (ныне ЗКАТУ им.Жангир хана) помню, в 1978 году была издана книга «Рекомендации по системе ведения сельского хозяйства в Уральской области». Это было настоящее научное методическое пособие по всем отраслям сельского хозяйства. Рекомендуемая система ведения представляла собой комплекс взаимосвязанных агрономических, зоотехнических, экономических и организационно-хозяйственных мероприятий, разработанных на основе современных научных достижений и передовой практики. Так вот, в данном пособии по природно-климатическим условиям ЗКО была разделена на три сельскохозяйственные зоны – зерново-животноводческую, животноводческо-земледельческую и животноводческую. В каждой зоне была рекомендована своя система ведения сельского хозяйства. В первой зоне, в которую входили Бурлинский, Приуральный, Теректинский, Зеленовский и Чингирлауский районы, к примеру, пахотные земли составляли 46,3% от общей площади сельхозугодий. Во вторую зону входили некоторые хозяйства Жанибекского (Джаныбекского), Жымпитинского (Джамбейтинского), Каменского, Зеленовского, Каратобинского, Чапаевского и Тайпакского районов. В этой группе, несмотря на значительные площади посевов зерновых культур в некоторых хозяйствах, условия для земледелия ученые считали менее благоприятными, чем в первой зоне. Здесь меньше выпадает осадков и менее плодородны почвы, поэтому пахотные земли составляли лишь 14% от общего количества сельхозугодий. И, наконец, в третью зону входили почти все хозяйства Джангалинского, Казталовского, Тайпакского, Урдинского, Джаныбекского, Фурмановского, Каратобинского и Джамбейтинского районов. Пахотных земель в этой зоне было всего 4,3% от общей площади сельхозугодий. К чему я об этом рассказываю? Благодаря этому пособию строилась работа сельхозотрасли в регионе. На обоснованные исследования ученых опирались все хозяйства области. Вот, к примеру, в совхозе Плодовощной были сосредоточены все бахчи и огороды, в Барбастау, вспомните, какие были сады, территория которых составляла 800 га. То есть, где, что будет расти, решали на высшем уровне, учитывая научные исследования почв, изменение климата и множество других факторов, сейчас это решает сам хозяин земель. Чаще – не опираясь на науку, а исходя только из экономических расчетов и выгоды.

 – Вы хотите сказать, что сегодня аграрии не действуют по традиционной технологии возделывания земель, потому что это слишком затратно?

– И поэтому тоже. В последние 10-15 лет, в связи с серьезными изменениями климата мы перешли на экстенсивный метод ведения сельского хозяйства.

Мы только сеем и убираем, потому что вся техника старая: трактора, сеялки, комбайны. Кто сколько может, столько и сеет. Для экстенсивного способа больше всего подходят монокультуры – ячмень, пшеница. С конца 2010 года мы начали переходить на маржинальные (рентабельные) культуры – сафлор, подсолнечник, способ возделывания которых менее затратный и малая норма высева семян (сафлор – 30 кг на 1 га, подсолнечник – 5-10 кг на гектар). Просо и твердую пшеницу в области вообще перестали сеять. А ведь твердая пшеница – это макаронная культура. А наши комбинаты, тот же Белес и Желаевский комбинат, которые могут производить твердую муку, сейчас производят свою продукцию из мягких сортов.

– Субсидии могли бы решить самые актуальные вопросы? И почему в свое время в Минсельхозе отказались от погектарных субсидий?

– Из-за некоторых предприимчивых фермеров. Раньше как было – посеял я тысячу га пшеницы, и мне 400-600 тенге за 1 га было положено. Несмотря на то, какую урожайность я получу – 2 ц/га или 20 ц/га. На масличные культуры погектарные субсидии были больше: 1000, потом 2000, 5000 тенге за га, до 9 тысяч тенге доходило одно время. Но, крестьяне начали мошенничать, вокруг полей засевали культуры «подороже» (по субсидиям), а внутри подешевле, а все поле выдавали за одну культуру, ту, что «подороже». Не все, конечно, так делали, но были такие. После ряда нашумевших дел в итоге было принято решение отменить погектарные субсидии.

А в целом, по субсидиям надо сказать, что фермеры с удовольствием совсем отказались бы от них. Почему? Потому что местные крестьяне полностью закредитованы. У них вся техника, имущество, скот – в залоге. Каждый раз, когда выезжаем в районы, слышим одно и то же от сельхозтоваропроизводителей: «Вместо субсидий дайте нам долгосрочный кредит на 10 лет с максимальной ставкой 2% и первые два года не трогайте, дайте возможность подняться на ноги, начать получать прибыль. Тогда нам не нужны никакие субсидии». Хотя, на мой взгляд, субсидии в животноводстве, например, нужны.

Сейчас по республике ЗКО в числе трех областей, которые активно работают по породному преобразованию. Хорошие результаты мы также имеем по молочному производству, откорму животных (сейчас в области имеются 2 откормплощадки по 5 тыс. голов, 6 – по 1000 голов), но наряду с этим у нас сильно хромает кормовая база, вот где помощь государства необходима.

– О проблемах с кормами для скота сельхозтоваропроизводители говорят давно. Какова ситуация сегодня?

– Сильно в этом плане пострадал Жангалинский район. Если в 2018 году они еще продержались на своих кормах, в 2019 году начали возить сено из соседних Казталовского и Таскалинского районов, а уже в прошлом году начали завозить аж из Чингирлауского района, представляете?! За 500 км возить 60-70 рулонов – это не дело. Поэтому, по линии Ассоциации фермеров Казахстана мы предлагаем вариант – всерьез заняться кормопроизводством, сеять кормовые культуры хотя бы на площади 100 га, тем сельхозтоваропроизводителям, чьи хозяйства находятся вдоль каналов, но какая с ними ситуация сейчас, сами знаете. В этом году в Казталовском районе планируют соорудить два водохранилища-накопителя, где будет накапливаться вода из рек Караозен и Сарыозен, поступающая из р. Волги. И если этот проект будет реализован, вопрос с водообеспечением именно отдаленных районов будет решен.

– Пока этот вопрос не решен, есть же технологии, которые позволяют максимально сохранить влагу в почве, хотя бы на вегетационный период?

– Несколько зарубежных компаний недавно предложили нашим фермерам современные оросительные системы. Но я как агроном считаю, что прежде чем закупать и устанавливать дорогостоящее оборудование, надо начинать с обработки почвы и соблюдения технологии возделывания культур от их посева до уборки урожая. Весь этот путь надо полностью расписать под климат и структуру почв нашего региона вместе с учеными, специалистами, агрономами.

Для каждой сельскохозяйственной культуры необходима своя технология возделывания. Для одних культур достаточно выполнить сев по минимальной технологии (без вспашки), а для других необходимо перевернуть плодородный слой с уничтожением сорняков. Это позволит «обновить» землю и дать ей вторую жизнь. Для этого, осенью необходимо пахать землю или проводить щелевание.

Я рекомендую переходить на щелерезы. Во-первых, мы выигрываем по производительности агрегата, во-вторых, мы максимально сохраняем влагу. Так, осенью пройти щелерезами почву, затем зимой обязательно вкруговую сделать снегозадержание, чтобы в этой спирали собирался снег, в этом году некоторые аграрии делали это. Весной необходимо сделать закрытие влаги. Затем готовить почву под поздние культуры подсолнечник, рапс, сафлор, которые сеются после культивации. А после культивации землю необходимо прикатать. Всходы появились, надо землю пробороновать, чтобы закрыть поры в почве. Вот по такой технологии мы раньше работали.

Ее опять начали применять хозяйства нашего региона, среди них ТОО «Асан ауыл», КХ «Тулпар», КХ «Матевосян», ТОО «Алтын бидай» и другие.

Это те аграрии, кто соблюдает технологию возделывания земли и ухода за посевами в полной мере. КХ «Киргенев» Каиржан Киргенев, к примеру, – один из лидеров в аграрной сфере в нашем регионе. Своевременно ремонтирует и готовит к полевым работам технику, семена заготавливает. В прошлом году, когда у местных аграриев в среднем урожай сафлора составил по 4-5 ц/га, Киргенев, закупив в Саратове элитные семена, подготовив как надо почву и засеяв 400 га, получил урожай в среднем 14 ц/га. Вот в чем разница, другие взяли семена дешевле, а он закупил элиту, плюс – правильная технология возделывания культуры дали свой результат, хотя все находятся в одной климатической зоне. Поэтому и говорят опытные земледельцы, что начинать готовить семена на будущий год необходимо в конце осени, в начале зимы. Каиржан Киргенев начал заготавливать семена в начале декабря позапрошлого года. Закупил образец, привез и в местной лаборатории проверил дважды на качество и соответствие, затем составил договор на закуп необходимого количество семян, снова лично отобрал образцы и повторно привез в лабораторию на анализ. Лишь удостоверившись в качестве, оплатил – привез и посеял. Он не только сафлор так закупает, у него есть сорта озимой пшеницы. У кого-то в прошлом году урожайность озимой пшеницы составила 10-25 ц/га, он же снял урожай 35-38 ц/га.

– Но ведь, не секрет, бывали ситуации, когда аграрии в России закупали семена, вроде бы и проверяли, а они оказывались зараженными?

– Конечно, аграриям приходится на свой страх и риск закупать семена, но в этом деле необходимы проверенные поставщики. К примеру, семена кормовых культур ежегодно я помогаю нашим аграриям покупать в Поволжском научно-исследовательском институте селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова в Самарской области. Этому институту уже больше 100 лет. Там можно закупить и проверенные семена и сельхозтехнику. Это, если говорить о качестве семян и риске купить зараженные. Наш УСХОС (Уральская сельхоз-опытная станция) тоже постепенно сейчас встает на ноги, но у них нет возможности обеспечивать семенами всю нашу область. Сейчас они закупили посевной комплекс, комбайн, но им еще нужно время, чтобы возродиться до былого уровня. Кроме того, у нас есть лаборатории, где можно проверить семена на качество, но большинство аграриев не особо заморачиваются по этому поводу. Да и в целом сейчас мало кто придерживается стандартных и рекомендуемых технологий, а все потому, что нет грамотных специалистов, которые могли бы подсказать вовремя какие-то нюансы в отрасли растениеводства.

 – У нас же есть целый университет, который выпускает достойных, казалось бы, специалистов для аграрной отрасли?

– Вот такой парадокс. К примеру, Валерий Голоухов КХ «Тулпар», сам дважды в день выезжает на поля и следит за технологией. Также, бывает, привлекает к работе и консультируется с ученым аграрием Алдабергеном Нугмановым. Имея 20 тысяч га земли, у него должно быть 4 агронома, при нормативной нагрузке по 5 тысяч га на каждого. Также должен быть семеновод и главный агроном, который бы контролировал всю работу на полях. В том числе – специалисты по защите растений, семеноводству и полному комплексу системы возделывания сельхозкультур.

Что касается университета, ежегодно 100-150 человек выпускает только агрофак. 80% из них – девочки. Из других регионов приезжают даже к нам учиться, потому что обучение у нас дешевое, а по гранту так и вовсе бесплатное.

Считаю, в сельскохозяйственных институтах так не должно быть. Я, к примеру, учился от совхоза по направлению. Но потом должен был отработать 3 года в совхозе, который меня направил на обучение. И я отработал.

Вопрос еще в том, что в сельском хозяйстве кто-то должен заниматься оргвопросами. Раньше при комсомоле, при партии были орготделы, которые занимались вопросами кадров. Делали сводную таблицу по дефициту специалистов и распределяли по окончанию университета, кто, куда и кем пойдет работать. Это все было расписано. Сейчас этим никто не занимается. По моему мнению, если хозяйствам нужны специалисты, они должны сами себе их готовить, к примеру, начиная со школы, платить им стипендию во время учебы, а потом по договору обязать отработать эти деньги в хозяйстве, но при этом предоставить молодежи весь пакет социальных услуг, в том числе и жилье. Тем более сейчас разрабатывается и внедряется по программе «Нұрлы жер» новый механизм строительства жилья на селе, когда предпринимателю, который строит дом для своего специалиста, возвращается 50% от общей стоимости дома, цена за который не должна превышать 10 млн.тенге.

Кадры необходимо структурировать. Иначе специалистов совсем не останется, которые действительно душой болеют за свою работу.

Прихожу я недавно в сельхозуправление, спрашиваю: «Каково состояние озимых?», мне отвечают: «Нормальное», а ездили на поля, сами смотрели – нет. А ведь они обязаны ездить и смотреть, отбирать монолиты. Любой грамотный специалист знает, что за посевами озимых культур необходимо вести постоянное наблюдение: мы должны знать, как они перезимовали. А чтобы определить, в каком состоянии растения находятся в зимний период, с поля периодически берут пробы (монолиты) и ставят их в теплое помещение для отрастания.

 Мы раньше работу такую проводили, на разных участках поля выбирали монолиты 40*40 см, глубиной 20-25 см, это пророщенные на поле озимые, вырезали, привозили в помещение. С 1000 га мы брали 4 монолита. По таким монолитам можно составить общую картину озимых. Сколько вымерзло, сколько выжило. Но сейчас, опять же, мало кто это делает.

– Заключительный вопрос касается снижения плодородия почв сельхозземель. Об этой проблеме заявили ученые, отметив, что если аграрии не начнут удобрять землю, они потеряют ее. Учитывая, что в условиях рыночной экономики у большинства сельхозпредприятий ощущается дефицит финансовых ресурсов для приобретения минеральных удобрений, в Казахстане была принята программа субсидирования удобрений. Как она работает, и пользуются ли ее преимуществами местные аграрии?

– Все верно. Но тут у нас опять возникла проблема. Согласно условиям данной программы, субсидии на удобрения могут получать только те хозяйства, которые составили агрохимическую картограмму своих земель. Но не у всех хозяйств эта картограмма есть. Благо, до 2023 года эту программу отложили и у нашх агарариев появилась возмозмоджность подготовить все. Это же сначала надо было всех обязать сделать эти картограммы, а уже потом запускать программу по субсидированию удобрений. У нас же, как обычно, получилось так: на тебе удобрения, но без картограммы ты субсидии не получишь. А карта делается не 1 день.

Вот КХ «Исмаил» в числе первых еще прошлым летом 2,5-3 тысячи га исследовали, но ответа еще до сих пор не получили. У 99% крестьян картограммы не готовы, кто-то еще и не приступал к этой работе. К слову, у нас есть специализированные лаборатории, которые занимаются разработкой таких карт, проводят отбор и анализ почв, но везде – разные цены. Спрашивается, почему? Цены варьируются не в пределах 100-200 тенге, а от 500 до 1500 тенге доходят. Мы собираемся проехать по этим лабораториям и выяснить, почему расценки у всех разные.

Кроме того, надо сказать, что систему удобрений необходимо систематически совершенствовать и корректировать в зависимости от изменения плодородия почв, имеющихся ресурсов средств химизации, внедрения новых высокоурожайных сортов, технологических приемов и требований окружающей среды.

– Судя по Вашим ответам – главными условиями получения высокого урожая являются: повышение культуры земледелия, освоение научно обоснованных севооборотов, хорошо налаженное семеноводство, широкое внедрение комплекса почвозащитной системы земледелия, внесение минеральных и органических удобрений, рациональное применение средств защиты растений.

– Если все эти условия аграрии будут выполнять правильно и своевременно, то, поверьте моему опыту, урожай порадует даже в самые засушливые годы.

Беседовала Наталья Горохова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале