Всегда ли многодетность – это признак бедности и социальной уязвимости семьи? Могут ли родители, воспитывающие 4 и более детей, обойтись без помощи государства? Если в этой помощи есть необходимость, то в чем она должна выражаться? В этом мы попытались разобраться в этом материале.
Согласно исследованиям международной организации ЮНИСЕФ, почти 16% казахстанских детей проживают в семьях с самым низким уровнем дохода. Это означает, что около 1 млн детей или каждый шестой ребенок в стране воспитываются в бедных семьях. Казахстанские исследователи считают, что бедными зачастую являются многодетные семьи, которых у нас в стране насчитывается более 340 тысяч.
Но всегда ли бедность имеет лицо многодетной семьи?
Даниял и Толкын Габдушевы воспитывают 4 детей – трех дочек и сынишку. И, вопреки статистике, здесь сумели найти возможности для полноценного развития, воспитания и обучения всех детей.
Старшая дочка Габдушевых Гульнур учится в Актюбинском медицинском вузе на третьем курсе, мечтает стать хирургом. Она окончила Назарбаев Интеллектуальную школу, была одной из лучших учениц выпуска. На ЕНТ Гульнур набрала высокий балл, и поступила в медицинский университет на грант.
Вторая дочка Наргиза в этом году заканчивает 11 класс. Она ходит на образовательные курсы в центр «Достык», чтобы основательно подготовиться к ЕНТ и поступить в вуз на грант. Для себя девушка выбрала физико-математическое направление, и хотела бы в будущем стать специалистом банковской сферы. У Наргизы есть хобби – она танцует, и вот уже несколько лет ходит на занятия по хореографии в областной творческий центр, танцует в составе ансамбля «Ақжайық».
Третья дочка Габдушевых Гаухар учится в 8 классе, она увлечена английским языком – прекрасно им владеет и свободно разговаривает по-английски. Участвует в Олимпиадах и занимает призовые места.
Маленькому сынишке Мирасу – всего 5 лет. Он ходит в детский сад.
Толкын Габдушева работает в областном филиале Национального Центра повышения квалификации педагогов «Өрлеу» PR и SMM-специалистом, она также является редактором журнала «USTAZ». Ее супруг Даниял – военный, сейчас находится на пенсии по выслуге лет. Но дома он не сидит, занят своим небольшим делом. У Толкын есть дополнительный заработок – по вечерам после работы она с подругой делает фруктовые и конфетные букеты на заказ. Небольшой совместный бизнес приносит ей в среднем 50 тысяч тенге в месяц.
– Заниматься изготовлением конфет, иметь свой кондитерский магазин было мечтой моего детства, – рассказывает многодетная мама. – Когда я стала задумываться о том, как найти дополнительный источник дохода, вспомнила о своей детской мечте. Составлять конфетно-фруктовые композиции научились в интернете, плюс во многом помогает собственная фантазия. Считаю, что деньги никогда не бывают лишними, тем более, если в семье – четверо детей.
Толкын объясняет, что никогда не требовала и не просила для своей семьи помощи от государства или родственников, детей с мужем растят сами, не ждут поддержки со стороны.
Главная статья их расходов – обучение. Женщина делится, что когда получает зарплату, первым делом платит за курсы девочек, за детский сад сына. В обучающем центре «Достык» им как многодетной семье предоставили скидку 15% на занятия для Наргизы. Других льгот у Габдушевых нет.
– Наши дети сыты, одеты-обуты, учатся, ходят на кружки по своему желанию, ни на что не жалуются, – говорит многодетная мама. – У нас с мужем изначально не было мысли, что своих детей мы повесим на шею государства. Мы живет не богато, но и не нуждаемся ни в чем. У нас семья со средним достатком, и в этом наша с мужем заслуга.
Толкын рассуждает, что даже если в многодетной семье мама не имеет высшего образования, она может достойно зарабатывать. Сейчас есть госпрограммы, которые предлагают бесплатное обучение на кондитерских курсах, основам кройки и шитья. Сидя дома, можно работать на себя и иметь хороший доход.
– Если человек хочет дать достойное образование своим детям, обеспечить им хорошие условия жизни, он должен двигаться, работать. Сейчас мы с мужем открыли для детей счета в «Жилстройсбербанке», потихоньку откладываем деньги, сколько получится, чтобы приобрести им в будущем жилье. Никто не позаботится о твоей семье, кроме тебя самого, – заключает Толкын Габдушева.
Что нужно для того, чтобы многодетные семьи не были бедными?
Инесса ТОБОЛЕВА, журналист:
– Во время режима ЧП в 2020 году мы сотрудничали со всеми этнокультурными объединениями и с молодежным крылом Ассамблеи, которые оказывали добровольную благотворительную волонтерскую помощь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Среди таких семей были многодетные, в которых детишки мал-мала меньше, и одинокие мамы, воспитывающие детей-инвалидов. Их волонтеры обеспечивали продуктовыми наборами, лекарствами, кому-то оплачивали коммунальные услуги, если в период ЧП отцы семейств остались без работы, забивали колодцы, чтобы у них была питьевая вода. Проводилась очень большая работа добровольцами.
Мое личное мнение, что таким семьям, чтобы победить нужду, должно помогать не только государство, люди должны сами стремиться к улучшению качества жизни, и, конечно, необходимо общественное внимание – людей с добрыми сердцами.
Во всех остальных случаях, когда дети большие, родители молодые и здоровые, государство может оказывать помощь в поиске работы, в создании групп по переобучению по востребованным специальностям. Думаю необходимо создавать условия для того, чтобы родители в многодетных семьях развивались, а не сидели дома – предоставлять им для младших детей места в детских садах, чтобы те развивались в социуме, бесплатные кружки по интересам для старших детей. По этому направлению работают многие неправительственные организации, общественные объединения.
На уровне Центров занятости создана База данных многодетных матерей в направлении трудоустройства, чтобы знать, куда и по каким специальностям женщины могли бы быть трудоустроены, когда дети подрастут.
Лично мое мнение – бедность не зависит от количества детей в семье. Если человек хочет жить хорошо, он будет искать для этого возможности.
Алтынай ИСКАЛИЕВА, председатель
ОО «Центр семьи «Ақ Отау»:
– Действительно, в основном бедность и нужду у нас в стране испытывают многодетные семьи. И этому есть свои объяснения. Во-первых, в многодетных семьях часто рождение детей не планируется. Если Бог дал ребенка и на ребенка даст – такая формула имеет место быть среди населения. Но пандемия с дистанционным обучением показала, что нужно иметь средства, чтобы купить 7 смартфонов, если в твоей семье растут 7 школьников. Для того, чтобы в современном мире жить достойно и растить детей, не ущемляя их, нужно прилично зарабатывать.
Сегодня мы видим,что наши государственные деятели имеют в семье 5 и более детей. Они могут позволить себе это. Но также необходимо создать условия, чтобы и обычные люди не боялись иметь много детей.
Я считаю, что государство должно взять на себя большую часть заботы о многодетных семьях, увеличивая сумму материальной помощи за рождение ребенка, на время ухода за ним до 1,5 лет. Нужно пересматривать государственные программы и нацеливать их на более конкретную помощь многодетной семье. Взять пример с России – материнский капитал. Даже при сокращении рабочих мест надо учитывать многодетность родителей. Традиционно казахская семья всегда была многодетной, в ней на первом месте были забота друг о друге, дружба, уважение, гордость за принадлежность к своей семье, своему клану. Это наши истоки, и туда надо возвращаться.
Айгуль ЖАЛИЕВА, психолог:
– Начну с того, что не все многодетные семьи живут бедно. В моем окружении есть несколько семей, у которых 5 и более детей, и они очень успешны, имеют собственный бизнес. Их дети развиваются, посещают кружки и секции, не испытывают никаких материальных проблем.
Я хочу подчеркнуть, что решение о том, сколько детей будет в семье, должны принимать родители, оба – муж и жена. Они должны планировать количество детей, потому что в первую очередь многодетная семья – это большая материальная ответственность. Такая роскошь не всем по карману.
Воспитать детей, вырастить их порядочными людьми, дать им путевку в жизнь – это главные задачи родителей. По факту во многих семьях отцы вообще не принимают участия в вопросах планирования семьи – все решают женщины. При этом сами мамы в многодетных семьях свою миссию видят только в том, чтобы рожать детей и продолжать сидеть дома всю жизнь. Это, на мой взгляд, эгоизм с их стороны. Чтобы не жить в нищете, человек должен работать. И если муж с женой решили иметь 5 и более детей в семье, они соответственно должны много работать.
При этом в рамках демографической политики государство должно помогать многодетным семьям, которые способствуют увеличению населения в стране. Это, на мой взгляд, должно выражаться в предоставлении возможностей учиться, получать новые знания, как самим родителям, так и их детям.
Людмила Калашникова,
zhaikpress.kz