9.04.2021, 15:04
Просмотры: 153

Пьянству в семье не место

Алкогольная зависимость зачастую становится причиной распада браков, потому что жить в одной семье с алкоголиком – крайне сложно. Но, если сам зависимый хочет избавиться от своей пагубной привычки, нельзя бросать его на произвол: своего мужа, жену нужно спасать. Во многом – благодаря психологической помощи. В этом уверена психолог Айгуль Жалиева. Мы поговорили со специалистом о том, как выявить, что ваши близкие уже не могут бороться со своей зависимостью самостоятельно, и есть ли способ избавить их от желания искать успокоение на дне стакана.

InShot_20210409_144035094

Айгуль Жалиева рассказывает, что в обществе формируется тенденция: сейчас к ней на прием все чаще приходят молодые женщины, чьи мужья злоупотребляют алкоголем. Есть в ее практике и случаи женского алкоголизма – впадающих в запои девушек приводят не мужья, а их матери. Психолог объясняет, что наукой доказано: алкоголизм нельзя победить только кодировкой. Совместно с наркологом с зависимым должен работать психолог, потому что причина этой болезни – в голове человека.

По ее словам, в природе не существует такого заболевания как алкоголизм. Есть болезнь потери контроля над выпитым спиртным. Многие люди могут выпить рюмку коньяку или бокал вина в дружеской компании, но при этом не впадают в запои. Они спокойно относятся к алкоголю – есть повод – выпивают, нет повода – обходятся без спиртного. А есть люди, склонные к выпивке, которые не могут себя контролировать: выпив рюмку водки, они могут продолжить пить спиртное в течение нескольких дней.

Откуда возникают зависимости, не только к алкоголю, но и к наркотикам, сигаретам или даже к чрезмерному потреблению пищи с психологической точки зрения? Жалиева объясняет, что ни одна из этих зависимостей не возникает ниоткуда.

По мнению многих ученых – нейробиологов, психологов, психиатров, зависимость – это посттравматическое поведение человека после перенесенной психологической травмы. В каждом случае нужно разбираться индивидуально, но суть этого процесса одна – впадая в зависимость, люди заполняют ту душевную пустоту, которая у них образовалась. Как утверждает нейробиолог Черниговская, чтобы избавить человека от алкогольной или никотиновой зависимости, нужно прежде всего найти ключ к тому, откуда у него сформировалась эта потребность быть зависимым от одурманивающих веществ.

Психолог Жалиева рассказывает, что одна из самых распространенных – алкогольная зависимость – претерпевает несколько стадий развития. Первая – это злоупотребление. Когда человек иногда может позволить себе «напиться в стельку», а на следующий день не помнит, что было вчера, и у него от похмелья ужасно болит голова.

Вторая стадия – бытовое пьянство. По сути, оно начинает формироваться в среде работающих людей, которые пятницу превращают в «питницу» и считают, что после трудовой недели можно «принять на грудь» пару бутылочек пивка, водочки в компании друзей или в кругу семьи или даже одному – наедине с телевизором или компьютером. Пьянство приобретает цикличность – в конце каждой недели для человека становится нормой выпить спиртного, чтобы расслабиться. Причем, многие люди, кто уже вовлечен в бытовое пьянство, не считают себя зависимыми от алкоголя. «В выходные выпью спиртного, в рабочее время буду свеж, как огурчик», – так считает человек, одержимый идеей выпить пива по пятницам. Но по факту он зависим, и не принадлежит ни себе, ни семье в те дни, когда расслабляется.

Третья стадия зависимости – это запой. Это та ситуация, когда человек абсолютно не контролирует количество выпитого алкоголя. Он теряет счет дням – пьет ежедневно – неделю, месяц. А потом останавливается, и может жить без выпивки какое-то время.

Четвертая стадия, до которой доживают не все алкоголики, это беспробудное пьянство – когда трезвые дни в году в жизни человека можно посчитать по пальцам.

Когда близким нужно начинать бить тревогу? Психолог отвечает, что чем раньше это произойдет, тем лучше. Ведь систематическое употребление спиртного в течение 6 месяцев автоматически приводит человека к алкоголизму.

– Психологическое здоровье человека не менее важно, чем физиологическое. Не менее 78% болезней человека – это психосоматика, поэтому не зря в народе распространено выражение: «Все болезни от нервов». Если человек получил психотравму, и ударился в пьянку, нужно избавлять его не только от алкоголизма (лечить, кодировать), нужно лечить и его душу, – объясняет Айгуль Жалиева. – Если того же алкоголика не вывести из психологического состояния надлома, он может впасть в другую зависимость – начнет курить травку, станет игроманом или заядлым картежником. Лечить алкоголика нужно совместно сразу нескольким специалистам – наркологу, психологу, психотерапевту, и тогда лечение зависимого человека пройдет более эффективно.

Психолог рассказывает, что зачастую за помощью к ней обращаются не сами люди, которые страдают от алкоголизма или подвержены наркомании, а их мамы, сестры, жены. Их интересует, как с помощью гипноза можно излечить человека от зависимости. В принципе, как отмечает Жалиева, закодировать можно любого, но это действенно не для всех. Если сам человек не желает излечиться, кодировка пройдет безуспешно. Должно быть стойкое желание самого человека избавиться от зависимости – это основное в излечении.

К тому же, такой же принципиальный выбор должны сделать и близкие зависимого человека: хочу ли я помочь мужу/жене/дочери выздороветь или же не готов к этому?

– Я лично считаю, что нужно помогать алкоголикам лечиться, если у тех есть желание стать трезвенниками. Без поддержки близких избавиться от зависимости крайне сложно, – констатирует специалист.

Она поясняет, что вместе с алкоголиком обязательно нужно оказывать психологическую помощь и созависимым – жене, детям, родителям пьющего человека. Эти люди тоже психологически надломлены. Подстраиваясь под образ жизни алкоголика в семье, они начинают жить замкнуто – в их доме практически не бывает гостей, в шкафах не хранится спиртное, по вечерам дети стараются не играть в шумные игры, чтобы не вызвать раздражение пьяного папы.

Созависимым нужно привести в норму свои нервы – путь реабилитации совместно с пьющим членом семьи крайне нелегок. Любое обидное слово для человека, выходящего из запоя, пытающегося вести трезвый образ жизни, может стать поводом сорваться и напиться. Поэтому его близкие должны работать над тем, чтобы принимать выздоравливающего члена семьи без агрессии и не скандалить с ним по поводу и без. Психолог говорит, что близкие зачастую делают алкоголизм некоей палкой для битья зависимого человека, чтобы в случае ссоры больнее уколоть его, обвинить в проблемах в семье. Это объяснимо, ведь у того, кто злоупотребляет спиртным, крайне низкий уровень ответственности – ему не нужны ни семья, ни дети. Но, если он решил измениться и вылечиться, его нужно простить и принять.

Айгуль Жалиева констатирует: одна из самых больших ошибок нашего общества, что ни в школах, ни в вузах детям толково не объясняют, каким может быть пагубное воздействие алкоголя или наркотиков на организм человека.

Любые алкогольные напитки – это продукт распада. Любимое всеми пиво содержит в составе алькалоиды, которые наносят необратимый вред головному мозгу, убивают серое вещество, ответственное за мыслительную деятельность человека. И, к сожалению, этот процесс необратим.

Психолог подчеркивает, что химическая зависимость – это как бомба замедленного действия. Она проявляются не сразу. Тяга к спиртному или наркотикам формируются постепенно. Зачастую – с подросткового периода.

– Поколение, родившееся в 1970-1980 годы прошлого столетия, называют потерянным. На долю этих людей выпал развал Союза, перестройка, лихие 90-е годы, становление рыночной экономики. Среди этих людей очень много алкоголиков, наркоманов. Многие из них, к сожалению, уже ушли из жизни. Почему так произошло? – рассуждает психолог Жалиева. – Выпивать в советское время было нормой. Дети приезжали к родителям в гости – сразу на столе появлялась бутылка. В поселке в субботу топили баню – обязательно это отмечали спиртным. Ехали на рыбалку, на пикник – с собой брали водку, чтобы выпить на природе. Так постепенно формировалась культура бытового пьянства. Дети, выросшие в тех семьях, где злоупотребление спиртным было нормой, выросли и стали зависимыми, не по своей воле, а потому что думали, что так и должно быть.

По ее словам, чтобы избавить своих детей от тяги к спиртному, нужно уже с младшего школьного возраста объяснять им, что употребление спиртного не просто вредно, оно может быть губительно для человека. При этом не нужно подавать своим детям дурной пример – ограничьте их от лицезрения родителей, которые каждый день выпивают по бутылочке пива, чтобы расслабиться.

Айгуль Жалиева отмечает, что родителям нужно присмотреться к поведению своих детей – малыши без допинга могут быть жизнерадостными и веселыми – находить повод для веселья в любой мелочи. Наступили выходные – нам, взрослым, тоже можно найти естественный источник дофамина – гормона счастья, не на дне стакана, а в самых простых вещах – можно заняться спортом, выехать на природу с семьей, навестить пожилых родителей, встретиться с друзьями, но без спиртного.

– Если родители выпивают или же один из них – алкоголик, в 90% кто-то из детей обязательно пойдет по стопам родителей и будет пить, – констатирует психолог Айгуль Жалиева. – Поведение родителей – норма жизни для подрастающего поколения. Чтобы уже сейчас оградить своих детей от пьянства в будущем, не подавайте им дурной пример, просиживая все выходные перед телевизором с бутылкой пива, не напивайтесь до беспамятства, если идете в гости или приглашаете в дом гостей.

Людмила Калашникова,
zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале