– Недавно приобрела автомобиль в автосалоне. Внесла денежную сумму в размере полной стоимости, оформила даже технический паспорт и госномер. Но случилось неожиданное обстоятельство. Когда авто доставили в город, продавец потребовал доплаты еще 200 тысяч тенге. Свои действия он объяснял тем, что с начала сентября цена на данный товар выросла. Прав ли продавец? И как в таких случаях нужно поступать покупателю?
Эльмира Киматова,
руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО:
– По Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и внешних витринах торгового объекта. В вышеуказанном случае факт продажи товара и его цена были зафиксированы договором купли-продажи. Поэтому действия продавца, который решил изменить сумму договора, являются нарушением данных законодательных норм. Потребитель имеет право выбора, если, к примеру, он приходит в салон, выбирает авто, решая его приобрести по указанной цене, однако ему говорят, что к этой машине он должен приобрести еще перечень товаров, который не входит в комплектацию машины. Как правило, этот перечень товаров для покупателя обходится в значительную сумму. Но дело в том, что не каждый потребитель знает, что действия продавца нарушают ст. 28 вышеуказанного Закона, согласно которой продавцу запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных. К тому же в соответствии с законодательством не допускается (за исключением случаев, предусмотренных законами РК) установление каких-либо преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе потребителем товара. Замечу, что вышеуказанная ситуация, когда салон требовал доплаты за товар, разрешилась положительно. Покупатель направил претензию в адрес продавца, что и нужно было сделать, и продавец, рассмотрев претензию, решил удовлетворить его требование. Ему выдали автомобиль. Но не всегда потребители поступают аналогичным образом, отстаивая свои права. Важно помнить, что покупатели имеют право на выбор товаров и услуг и, если потребитель был вынужден купить дополнительный товар, он вправе затем обратиться к продавцу с претензией о возмещении убытков, причиненных вследствие такого нарушения. Претензия вручается продавцу лично. Если отказали в ее принятии, то потребитель имеет возможность направить документ по почте заказным письмом либо – на электронную почту. Продавец обязан рассмотреть претензию и в случае несогласия в течение 10 календарных дней со дня ее получения предоставить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Если от предпринимателя не поступит ответа или он откажется возместить причиненный ущерб, потребитель вправе обратиться в суд для разрешения вопроса уже в судебном порядке.
Записала Галина Каренских,
zhaikpress.kz